Учитель математики на родительском собрании

Разделы: Математика, Работа с родителями


1. Подготовка ученического портфеля к уроку математики.

2. Контроль за выполнением домашнего задания по математике.

3. Требования к изучению отдельных тем по математике.

Учителя предметники, в частности учителя математики, посещая родительские собрания, знакомят родителей с требованиями по своему предмету, с критериями оценки знаний и умений, с типичными для всего класса ошибками и советами родителям по преодолению пробелов в знаниях учащихся. Они знакомят также с недостатками в организации выполнения домашнего задания и мерами по их устранению.

ПОДГОТОВКА УЧЕНИЧЕСКОГО ПОРТФЕЛЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ

Для успешной работы учителя на уроке ученики должны быть снабжены необходимым оборудованием для уроков математики, необходимо приобрести специальные чертежные инструменты. На каждом уроке у каждого ученика на парте должны лежать: линейка, простой карандаш, транспортир, циркуль.

Каждый ребенок в классе старается выполнить работу аккуратно и сдать учителю красиво оформленный чертеж, поэтому многие пользуются ластиками, но не у каждого он есть, и эффективность урока от этого снижается. Обеспечьте своего ребенка индивидуальным оборудованием, и успехи в знаниях у него повысятся.

В последнее время ученики стали пользоваться корректором для исправления ошибок. Однако наличие корректора не у всех учеников создает проблему в организации учебного процесса, ученики начинают просить корректор у своего одноклассника, что в свою очередь отвлекает уже не одного ученика от главных задач урока. Учитель на родительском собрании должен определиться с родителями: либо все приобретают корректоры, либо никто, либо обеспечить этим кабинет математики настолько, чтобы можно было беспрепятственно вести урок

Кроме обязательных инструментов иногда требуются дополнительные средства обучения. Например, в 7 классе при изучении темы "Функция" необходимо наличие миллиметровой бумаги. Построение графиков функции, осуществляемое на миллиметровой бумаге, формирует отличные графические навыки, приучает к точным и грамотным результатам, помогает ученикам лучше определять значения функции и аргумента.

Кроме этого, ученики 9 класса изготавливают трафареты, по которым строят параболу, учатся преобразованию графиков. Трафареты треугольников мы изготавливаем при изучении" Признаков равенства треугольников".

К урокам геометрии обязательным требованием является наличие у каждого ученика на уроке циркуля, чертежного треугольника с прямым углом и транспортира. Целая тема в геометрии 7 класса посвящена изучению задач на построение. Если ребенок пришел в класс не готовым практически, то для него он проходит впустую, просто этот ребенок срывает урок. Он сам ничему не научится и помешает усвоить материал своему соседу по парте и остальному классу.

Очень важно для эффективности обучения математики, чтобы ученик был готов к уроку и практически и теоретически.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнять домашнюю работу по математике ребенок должен самостоятельно. Роль родителей заключается лишь в том, чтобы проверить выполненное задание. Если ученик не справился с решением примера, помогите ему найти правило для повторения, приведите подобные примеры, а затем дайте возможность ему самому найти ошибку и исправить ее. Конечно, для этого потребуется много времени и терпения, но ведь наша задача в том и состоит, чтобы приучить ребенка добывать знания самому, а не получать готовые.

В последнее время в продаже появились" Готовые домашние задания по предметам". Однако никакую пользу, как показывает опыт, они не приносят в обучении, а если эта книга попадает в руки нерадивого ученика, то он и вовсе перестает учиться. Ведь задача этих книг состоит в том, чтобы помочь родителям проверить выполнение учащимися домашнего задания, понять, как их ребенок усваивает ту или иную тему. Поэтому это должна быть настольная книга родителей, а не учеников. А для школьника наиболее полезным будет, если он будет пользоваться справочниками, таблицами, дополнительной познавательной литературой по предмету.

Как часто ученик, не прилагая усилий к решению задачи, торопиться быстрее сделать домашнее задание, идет наиболее простым путем: он обращается к своему однокласснику по телефону и просит, чтобы тот продиктовал ему решение. Ведь по телефону ученик не может дать консультацию. И поэтому просто диктует ему то решение, которое сделал сам. Лучше бы родители осуществили связь с учкомом класса, который помог бы преодолеть трудности в усвоении темы, а не просто формально бы давал списывать готовое решение.

Большую помощь в выполнении домашнего задания оказал бы анализ классной работы вашего ребенка, ведь часть домашней работы оказывается аналогичной той, что ребята выполняют в классе. Если учитель задал задачу повышенной трудности, то пусть ваш ребенок представит свой способ решения, а потом проверит в классе, а вы поинтересуйтесь, каковы у него успехи в решении этого задания. Если у него все правильно - это будет стимулировать его в дальнейшем развитии, если у него не получилось, помогите ему найти подходящее правило и потренируйте на выполнение подобных заданий, ни в коем случае не осмеивая и ни в чем не обвиняя своего ребенка. Поддержите его в этом случае и дайте понять, что все у него еще получится.

На уроках математики дети учатся не только решать задачи, но и осваивают следующие приемы: учатся работать с учебником, составлять план ответа, делать грамотные записи в тетради и графические работы. Этому их обучает учитель. Задача родителей продолжить формирование общеучебных умений дома. А потому дети должны правильно организовать выполнение домашней работы.

Организация домашней работы по математике:

1) ознакомиться с заданием;

2) вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;

3) прочитать и усвоить материал учебника;

4) выполнить письменные задания;

5) составить план ответа для устных заданий.

Выполнение письменной работы:

1) прочитать задания, изучить их;

2) продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;

3) если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;

4) проверить тем или иным способом решение задач;

5) записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

Прием усвоения теоремы:

1) прочитать теорему по учебнику или по тетради;

2) усвоить содержание теоремы;

3) выучить формулировку теоремы;

4) рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;

5) прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;

6) повторить доказательство;

7) сделать свой чертеж;

8) доказать с его помощью теорему самостоятельно;

9) если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;

10) попробовать найти другой способ доказательства.

Родители в состоянии проконтролировать усвоение теоремы по учебнику.

Контроль родителей за усвоением теоремы учеником:

1) проверить, правильно ли усвоена им формулировка теоремы;

2) дать возможность ребенку доказать теорему самостоятельно, используя чертеж;

3) проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;

4) проверить правильность выполнения чертежа;

5) проверить ход доказательства;

6) проверить, удалось ли достичь цели.

Общий прием контроля за решением задачи:

1) проверить правильность записи условия;

2) проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;

3) проверить правильность записей и чертежей;

4) проверить вычисления;

5) исследовать решения, рассмотреть частные случаи;

6) рассказать кратко ход решения задачи;

7) в последнем итоге проверить решение у одноклассника.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте ребенка практически к уроку математики. На уроке он должен иметь на рабочем столе:

а) учебник;

б) рабочую тетрадь;

в) ручку;

г) линейку;

д) простой карандаш;

е) транспортир;

ж) циркуль;

з) ластик.

2. Организуйте контроль за выполнением письменного домашнего задания по математике:

  • Не решайте сами задачи или примеры за своего ребенка;
  • Не покупайте "готовых домашних заданий";
  • Осуществляйте связь с учкомом класса, если ваш ребенок заболел, или у него появились трудности в усвоении темы;
  • Просматривайте классную работу своего ребенка, будьте в центре внимания вопросов, изучаемых вашим ребенком по предмету;
  • Проследите за тем, чтобы ребенок начинал выполнять домашнюю работу по математике с изучения теоретических вопросов, правил и формул;
  • Приучайте детей выполнять всю домашнюю работу не спеша и аккуратно.

3. Посещайте постоянно родительские собрания, приходите на беседу к учителю математики.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Важнейшая особенность организации учебного процесса в условиях всеобщего среднего образования состоит в ориентации на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки.

При изучении алгебры учащиеся 7-9 классов овладевают оперативными навыками и умениями, составляющими существенное звено математического аппарата, который активно применяется при решении как математических, так и нематематических задач. Поэтому главной целью изучения алгебры в 7-9 классах является развитие вычислительных и формально оперативных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач.

В результате изучения курса алгебры учащиеся 7-9 должны овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

1) Уметь выполнять арифметические действия над точными и приближенными значениями, находить приближенное значение квадратного корня, вычислять значения синуса, косинуса и тангенса, вычислять по формулам.

2) Ученики должны уметь выполнять тождественные преобразования целых выражений: раскрытие скобок и заключение в скобки, приведение подобных членов, сложение, вычитание и умножение многочленов, разложение многочленов на множители и разложение квадратного трехчлена на множители.

3) Уметь сокращать алгебраические дроби, выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей.

4) Уметь выполнять преобразования несложных выражений, содержащих степени и корни.

5) Знать тригонометрические формулы и выполнять несложные преобразования в тригонометрических выражениях.

6) Учащиеся должны уметь решать основные виды уравнений (линейных, квадратных, рациональных), применяя в необходимых случаях соответствующие тождественные преобразования, а также овладеть основными приемами решения систем уравнений.

7) Учащиеся должны уметь решать основные виды неравенств и их систем.

8) Ученики должны уметь решать текстовые задачи методом уравнений.

9) Уметь находить значения функции, заданных формулой, графиком, таблицей и строить графики изученных функций.

Часть вопросов, изучаемых в алгебре, требуют повторения материала, изучаемого школьниками в математике начальной школы и в 5-6 классах средней школы.

В 7 классе ученики знакомятся с новыми вычислительными операциями:

1) возведение в степень (усвоение этой темы невозможно без знания таблицы умножения, пусть ребенок повторяет всю таблицу умножения);

2) вынесение за скобки общего множителя (необходимо повторять правила деления натуральных чисел, в пределах 100 - устно, знать правила деления степеней);

3) действия с одночленами и многочленами (правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, формулы сокращенного умножения, для них лучше всего сделать карточки и постоянно их повторять);

4) решение линейных уравнений (умение находить компоненты действий при сложении, вычитании, умножении и делении; после изучения в 6 классе свойств уравнений тоже применять их к новым видам линейных уравнений);

5) составление уравнения для решения задач (анализ условия, установление логической связи между данными величинами и теми, которые можно найти; до изучения этой темы необходимо заставлять учащегося составлять краткое условие к задаче, делать пояснения к каждому действию, а в числовых выражениях просить объяснять каждое действие).

Это поможет школьнику в решении геометрических задач, ведь теоретические знания помогут школьнику логически записать решение задачи. В геометрии часть решения состоит в правильном построении чертежа, а это значит, что школьнику необходимо уметь анализировать условие задачи.

Школьник при решении геометрической задачи должен уметь:

1) уметь пользоваться линейкой, циркулем, заранее приведенным в рабочее состояние;

2) аккуратно построить чертеж;

3) сопоставить данные условия с чертежом;

4) используя выученный теоретический материал, составить план решения задачи, обосновать теоретическими фактами то или иное утверждение и логически завершить решение;

5) иногда необходимо уметь достраивать дополнительные элементы для данных фигур.

В результате изучения курса планиметрии учащиеся должны уметь решать типичные задачи на вычисление, доказательство и построение.

При решении типичных задач на доказательство учащиеся должны уметь приводить ссылки на теоретические факты из курса, необходимые для доказательства. А при решении задач на вычисление значений геометрических величин они должны уметь применять изученные свойства фигур и формулы, а также соответствующий аппарат алгебры и тригонометрии.

Для успешного усвоения каждой новой темы необходимо повторять предыдущие правила. Это способствует лучшему усвоению нового материала, а также поддержанию приобретенных навыков и умений.

Овладение основными теоретическими фактами необходимо осуществлять сознательно, тогда практически дети будут выполнять задания верно и быстро, при этом будет меньше пробелов и типичных ошибок. Например, при построении графиков ошибки часто возникают из-за незнания того, что является графиком того или иного вида, ведь методика построения прямой и параболы различны. А преобразование графиков в 10 классе требует моментального применения элементарных знаний.

Овладение учащимися сознательно теоретическими вопросами создает предпосылки для овладения прочными знаниями. Особенно, когда дети готовят специальные вопросы к семинару или зачету, они понимают, что с них спросят со всей ответственностью, им будет неудобно прийти неподготовленным к уроку, потому что каждый отвечает по своему вопросу, и, если какой-то момент выпадет из рассмотрения, то не будет логической связи и цели урока не будут достигнуты в полной мере.