Творческая мастерская "Осенняя мелодия"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • развивать творческое воображение и способности детей;
  • приобщить школьников к прекрасному в искусстве и в жизни.

Оборудование:

  • Репродукции с картин И.И.Левитана "Золотая осень", И.Грабаря "Рябинка".
  • Аудиозапись музыки П.И. Чайковского "Осенняя песнь", "Сентябрь" "Охота".
  • Стихи об осени И.А.Бунина, А.Яшина, Э. Межелайтиса, Д.Кедрина, А.Дементьева, Н.Зверевой, напечатанные на отдельных листочка для каждого ученика.
  • Жетоны для аукциона

Занятие проходит в классной комнате, украшенной репродукциями с картин русских художников об осени, букетами из осенних листьев и веток рябины на столах. Парты расставлены по кругу либо образуют один большой стол, вокруг которого рассаживаются участники. На столе букеты из осенних листьев, веток рябины. Продолжительность занятия - 2 часа.

Ход занятия

Сегодня наша встреча в поэтической мастерской посвящена осени.

- Что для вас значит осень? Какой вы её представляете?

- Когда заходит речь об осени, в памяти сразу всплывает множество стихотворных строк о ней. Вспомните известные вам стихотворения об осени, назовите их авторов.

I. Осенний аукцион стихов (За каждый процитированный фрагмент с указанием автора ученик получает жетон. В конце аукциона по жетонам выявляется победитель, знающий больше всех стихов об осени)

II. Аналитическая беседа

(Беседа сопровождается выразительным чтением стихов и заполнением таблицы "Осень в стихах разных поэтов". Тексты стихов заранее напечатаны на отдельных листочках для каждого ученика. Таблица заполняется по ходу занятия и содержит следующие графы: автор, название стихотворения, тема, идея, изобразительные средства - эпитеты, сравнения, олицетворения.)

- Видите, ребята, у каждого из вас своя осень, и каждый поэт, художник, музыкант тоже описывает осень по-своему. Давайте посмотрим, как они это делают, и поучимся мастерству.

- Как вы думаете, что можно сказать об авторе этих строк: "Есть в осени первоначальной:"? (Ф.Тютчев)? (Человек наблюдательный, с большим воображением)

- Какое слово показалось неожиданным? (Хрустальный, лучезарный)

- Какую картину рисует словосочетание "хрустальный день"? Что значит "хрустальный"?

- Почему автор выбрал именно этот эпитет? Попробуйте заменить его другими словами (чистый, прозрачный, звучащий, звонкий, хрупкий, который жалко разрушить, т.е. драгоценный)

- А как вы понимаете слово "лучезарный"?

(розоватый, блестящий, золотистый, т.е. в слове "лучезарный" переданы все отблески зари)

У Александра Сергеевича Пушкина читаем:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

- Как вы понимаете слово "багрец"? (красный, насыщенный, бордовый, багровый)

- А слово "золото"? (ярко-жёлтый)

Не случайно поэт выбирает именно эти эпитеты. "Багрец" и "золото - это цвета царской праздничной одежды, они не просто точно передают цветовую гамму осени, но ещё и создают приподнятое, торжественное, праздничное настроение. Те же цвета присутствуют и в стихотворении И. Бунина "Листопад":

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца:
- Какое настроение создаёт автор?
- Как бы определил его музыкант? (мажорное)

- Как удалось Бунину передать праздничность осеннего леса? Какие строчки кажутся вам особенно удачными и почему? ( Эпитеты: лес лиловый, золотой, багряный. Сравнения: "лес, точно терем расписной", "просветы в небо, что оконца")

- На каких картинах изображена такая же золотая осень с лесами - расписными теремами? (на картинах И.Грабаря "Рябинка", И.Левитана "Золотая осень")

- Какое чувство вызывают эти картины? (радостное, бодрое, мажорное)

- Как художникам удалось их передать? (при помощи красок: тёплых жёлтых, бодрящих красных)

- А теперь попробуйте описать картину И.Левитана "Золотая осень" в стихах или в лирической миниатюре.

III. Работа детей над лирическими миниатюрами.

После детских работ читается стихотворение Э.Межелайтиса:

Туман осенний сам вползает в стих,
И в этом полном осени тумане
Берёзка пожелтевшая грустит
О том, что скоро жизнь её увянет.
И осень в стих ко мне идёт сама,
Стоят берёзы в золоте тяжёлом.
Вкруг них ручья набухшего кайма:
И вот уж буквы брызжут краской жёлтой.
Вот этот мир сам просится в мой стих.
Мир, полный солнца, воздуха, прекрасных
Осенних рощ, деревьев золотых,
Поэзии, а не бессильных красок.

- Как удалось автору стихотворения с помощью изобразительных средств языка показать изящество осенних пейзажей Левитана? (Эпитеты: ручей - набухший, рощи - осенние, прекрасные; олицетворение: берёзы стоят, грустят, туман вползает, жизнь увянет )

А вот послушайте, какой увидел осень поэт Александр Яшин:

Осень-красавица вышла в леса,
Разве видать горожанам такую?
Кружится около ног лиса,
Над головой косачи токуют.
Из раззолоченных листьев наряд,
По сарафану оборки и стёжки,
Красные клёны - расшитый плат,
Гроздья рябины - в ушах серёжки.
Ходит красавица в березняке
В жёлтых сапожках - мягка дорога!

Только настоящий поэт способен не только увидеть, но и создать с помощью, казалось бы, обычных слов такой яркий, запоминающийся художественный образ. Как удалось автору добиться этого? (Автор использует олицетворение: "осень вышла", "кружится лиса" (осень);

  • сравнения: "красные клёны - расшитый плат", "гроздья рябины - серёжки";
  • эпитеты: "осень-красавица", "в сапожках жёлтых". Любуется осенью Александр Яшин.

- А какое настроение передаёт музыка П.И. Чайковского? (Звучит из "Времён года" П.И.Чайковского "Сентябрь" № 9 "Охота")

- Музыка энергична, упруга, полна движения. Этой миниатюре П.И.Чайковский предпослал эпиграф из поэмы Пушкина "Граф Нулин":

Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

- Итак, музыка бодрая, мажорная, радостная, перекликается с картинами Левитана, Грабаря, стихами Яшина, Бунина. И в то же время у каждого из художников свои средства создания образа, неповторимые, оригинальные. Благодаря им мы смогли составить в своём воображении "портрет" осени. Но осень бывает и другая, например, такая, как в этой музыке П.И.Чайковского (Звучит "Осенняя песнь")

- Какое настроение передаёт это музыкальное произведение?

(Настроение затаённой, но страстной грусти пронизывает эту музыку. Нисходящая, словно поникшая мелодия передаёт грустное душевное состояние, вызванное печальными картинами увядающей природы.)

Не случайно "Осенней песне" предшествуют строки из стихотворения А.Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Созвучно мелодии композитора звучит и стихотворение Дмитрия Кедрина:

Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья жёлтые лежат.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Чёрно-бурою лисицею
Под горой улёгся лес.
По воздушной тонкой лесенке
Опустился и повис
Над окном - ненастья вестником -
Паучок-парашютист.
В эту ночь по кровлям тёсаным,
В трубах песни заводя,
Заскребутся духи осени,
Стукнут пальчики дождя.

- Какие мысли навевает это стихотворение и почему? (Грустные мысли рождаются после чтения этого стихотворения, потому что приближается осеннее ненастье)

- Какие выразительные средства языка помогают создать настроение, представить образы стихотворения? (Выразительные эпитеты, сравнение, метафора)

- Итак, мы обратились сегодня к стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, И.Бунина, А.Яшина, Д. Кедрина, послушали музыку, увидели картины, посвящённые осени. Поэты говорят об одном предмете, об осени, то есть тема одна - осень.

Какие же мысли навевает осень, какова идея стихотворения? Бунин любуется прелестью праздничного осеннего леса. Яшин восхищается красавицей осенью. Кедрин грустит, потому что приближается осеннее ненастье.

Межелайтис восхищается левитановскими осенними пейзажами. И чтобы высказать свои размышления об осени, каждый автор выбирает свои изобразительные средства. Итак, изображая даже один и тот же образ, настоящий поэт воспользуется своими тропами, а не избитыми трафаретами. И вы, сочиняя стихи, идите от личных наблюдений и впечатлений, ищите свои изобразительные средства.

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где каждый из вас попробует стать поэтом и написать своё стихотворение об осени, которое не будет похоже ни на какое другое.

Работа в творческой мастерской

1. Для начала предлагаю вам написать синквейн на тему "Осень". Напоминаю, что

  • синквейн - это пятистишие, где
  • первая строка - название (одно имя существительное)
  • вторая строка - определение (два прилагательных)
  • третья строка - действие (три глагола),
  • четвёртая - фраза на тему синквейна из четырёх слов и, наконец,
  • пятая строка - Вывод (одно существительное).

Например:

Осень

  • Щедрая, хлебосольная (Унылая, печальная )
  • Угощает, дарит, наряжает (Грустит, хмурится, плачет)
  • Осенний день год кормит (Осенью умирают листья, цветы)
  • Кормилица (Прощание)

- Посмотрите, какая разная получилась у вас осень. Она и радушная хозяйка, и нарядная щеголиха, и вдова, и художница, и чародейка. Поэту, как и художнику, важно прежде всего нарисовать образ, который можно не только увидеть, но и услышать его звуки, запахи. Поэт Виктор Гончаров советовал:

Вслушайтесь,
У осени есть свои звуки,
Осенью сердце моё
Обнажается так же,
Как вот эти деревья,
Оно сжимается в зябкий,
Одинокий комочек.
Оно слушает,
И его мечты неотделимы
От воспоминаний,
И от этого всего
Образуются звуки.
Свои звуки.
И слова и переживания -
Тоже свои.

2. Работа над созданием миниатюр "Краски осени", "Звуки осени", "Запахи осени"

- Краски осени мы уже увидели, давайте теперь соберём звуки осени и её запахи. В этом вам помогут собственные воспоминания, переживания, ассоциации. (Это задание можно выполнять индивидуально, в группах или коллективно. В результате работы в тетрадях и на доске появляются записи в графах таблицы: Краски осени. /Звуки осени. / Запахи осени.)

- А теперь давайте попробуем написать миниатюры на эти

темы, используя подобранные вами слова и выражения.

3. Чтение и обсуждение работ

- Ну что ж, ребята, вы убедились сами, что самые интересные работы те, которые идут от личных наблюдений, переживаний. Они отличаются оригинальностью, неожиданностью сравнений и метафор. И за каждой миниатюрой виден автор со своим взглядом на мир, на окружающую природу. Это лирика, но это ещё не стихи.

- А что нужно, чтобы написать стихотворение? Ну, конечно, рифма и стихотворный размер!

4. Работа над рифмой. Сочинение буриме.

А какие рифмы можно подобрать к "осенним" словам?

(осень -просинь, просим, носим, восемь :

листопад -сад, рад, лад, разлад, глядят, летят, гудят, клад:)

А теперь по предложенным рифмам попробуйте сочинить буриме:

-золотой -сад -случайно
-одето -висят -тайно
-красотой -день -отныне
-света -набекрень -паутине

- В работе над стихотворением помимо поэтической мысли очень большое место принадлежит точному подбору слов, рифм. Эта работа требует порой немало усилий и времени. Кроме того, для творчества необходимо вдохновение. Поэтому я предлагаю вам поработать над стихотворением дома и к следующему занятию, надеюсь, мы услышим ваши новые замечательные стихи.