Цели занятия:
- закрепить основные понятия: рынок, потребитель, продавец, спрос, предложение и оформление результатов мониторинга печенья с помощью текстового редактора MS Word.
- введение новых понятий "суверенитет потребителя" и "равновесная цена".
- воспитать рационального потребителя.
Задачи занятия:
- научить различать ситуации, при которых один и тот же человек выступает в разных социальных ролях (как потребитель, продавец, представитель государственных органов и т.п.);
- знать разницу между товаром, работой, услугой, а также производителем, продавцом и исполнителем;
- уметь приводить примеры;
- самостоятельно работать в текстовом редакторе MS Word;
- понимать роль суверенитета потребителя в повседневной жизни, уметь приводить примеры его ограниченности в различных рыночных ситуациях;
- формирование умений и навыков самостоятельной работы в группе.
Тип занятия: Деловая игра с использованием информационных технологий.
Реквизит:
- Полоски двух цветов для всех участников игры (например, зеленая - потребитель, желтая - продавец);
- Карточки для продавца и покупателя (Приложение 1);
- Бланки регистрации сделок продавцов и покупателей для всех участников игры (Приложение 2);
- Бланк учета сделок (Приложение 3);
- Карточки для самостоятельной работы "Мониторинг печенья" (Приложение 4);
- Презентация к занятию (правила деловой игры "Рынок", вариант заполнения карточек продавца/покупателя) (Приложение 5).
Материальное и техническое обеспечение:
Лекционный зал, компьютер с колонками, компьютерный класс.
Номинации
№ п/п |
Название номинации |
Количество человек |
1. |
Самый экономный потребитель (по результату на карточке) | 1 |
2. |
Самый активный потребитель (по количеству сделок) | 1 |
3. |
Самый активный продавец (по количеству сделок) | 1 |
4. |
Самый успешный продавец (по результату на карточке) | 1 |
Желательно итоги подвести к концу занятия и объявить по его окончании |
Ход занятия
Кол. мин. |
Тема |
Методы обучения |
Средства |
3 |
Организационный момент, объявление темы занятия | - |
Журнал. План занятия |
3 - 5 |
Повторение понятий: предыдущего занятия: рынок, потребитель, продавец, товар, услуга спрос, предложение | Фронтальный опрос Дискуссия |
|
5 |
Правила деловой игры "Рынок" | Объяснение | Проектор (возможно) |
3 - 5 |
1-й тур деловой игры "Рынок" | Деловая игра | |
3 - 5 |
Подведение итогов 1-го тура. Обмен ролями. | ||
3 - 5 |
2-й тур деловой игры "Рынок" | ||
4 - 6 |
Подведение итогов 2-го тура. Подведение итогов всей игры. Понятия "Суверенитет потребителя" и "равновесная цена". Объявление темы занятия |
Дискуссия (Диалог) |
|
25 |
Практическая работа "Мониторинг печенья" заполнение, форматирование и оформление таблицы в текстовом редакторе MS Word | Самостоятельная работа учащихся | Текстовый редактор MS Word |
5 |
Подведение итогов занятия. |
Сценарий деловой игры "Суверенитет потребителя"
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в деловой игре "Рынок". Но прежде, чем ее начать давайте повторим основные экономические понятия, которые прошли на прошлых занятиях.
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
Что такое рынок, приведите примеры? | Место, где торгуют, "Северный", "Южный" и пр. | Могут быть названы конкретные рынки или места торговли в населенном пункте | |
Магазин можно назвать рынком? | Нет или Да | Мнения могут разделиться. Постепенно дети подводятся к мысли, что в широком смысле любая добровольная встреча покупателя и продавца есть рынок. | |
Кто такие продавцы? | Те, кто продает товар или услугу. | Внимание обратите на то, что продавец - это не только человек, стоящий за прилавком, но и организация (магазин, фирма), в которой работает этот человек. Кроме того, в одном помещении могут находиться разные организации-продавцы. | |
Кем являются мастер, предлагающий услуги по ремонту телевизоров или школа, предлагающая платный факультативный курс? | Продавцами. | ||
Кто такие потребители? | Человек, который купил товар или услугу. | Т.е потребители - это не какие-то особенные люди, это каждый из нас, любой человек, приобретающий товар или услугу для личного пользования. Потребителем является не только тот, кто купил вещь, но и тот, кто этой вещью пользуется (например, получил в подарок), а также тот, кто только собирается сделать покупку. Обратите также внимание, что предприятие, а также человек, покупающий вещь для предпринимательских целей, потребителями в юридическом смысле не являются. | |
Что такое спрос? | Cпрос - это готовность потребителя купить определенное количество товара по определенной цене. | ||
Кто его формирует? | Формируют покупатели. | ||
Что такое предложение? | предложение - готовность продавца продать определенное количество товара по определенной цене. | ||
Кто его формирует? | Формируют продавцы. | ||
Как взаимодействуют спрос и предложение? | Продавец сам решает, что ему производить, цена на товары, которые никто не покупает, будет снижаться, или такие товары не будут продаваться и производиться. Если же желающих приобрести товар много, а товара мало, то цены будут расти (пример: цены черного рынка в эпоху дефицита). | Несколько подробнее вы будете говорить об этом при изучении темы "Как продаются товары". |
Ведущий:
Замечательно. Вы все хорошо усвоили все понятия. А теперь их проиллюстрируем, используя деловую игру "Рынок".
Суть игры заключается в следующем: вы моделируете реальную жизненную ситуацию - добровольную встречу на рынке продавцов и покупателей, их торг и заключение сделки купли-продажи. Правила деловой игры "Рынок" (лучше вывести на проектор)
Ведущий:
Если покупатель в начале игры получил неудачную карточку (сумма его наличных денег всего 3 тугрика), ему лучше совершить покупку себе в убыток, в надежде получить новую карточку с более привлекательной ценой. При этом необходимо постараться сделать убыток как можно меньшим.
Пока раздаю бланки регистрации сделок, еще раз посмотрите на правила деловой игры.
На проекторе выводятся правила деловой игры, ведущий раздает бланки регистрации сделок участникам деловой игры.
Ведущий:
До начала игры заполните шапку полученного бланка, впишите туда свое имя и фамилию.
А теперь поясню, как договариваются покупатель и продавец и как заполнить свои бланки в момент заключения сделки.
Допустим, что договорились покупатель с карточкой 7 тугриков и продавец с карточкой 4 тугрика о сделке по цене 6 тугриков. Вот как будут выглядеть их заполненные бланки.
Выводится на проектор вариант заполнения сделки.
Ведущий:
Обратите внимание, что цена сделки в обоих бланках одинакова. В данном случае она равна 6 тугрикам. При этом покупатель сэкономил 1 тугрик, а продавец получил прибыль в размере 2 тугриков.
Чем больше сделок вам удастся заключить, тем больше шансов выиграть.
Время на проведение игры 5 минут, по окончании музыки она прекращается. По окончании деловой игры "Рынок" будут подведены итоги и объявлены номинанты на самого активного покупателя и самого успешного продавца.
Начали!
Через 3 минуты игра прекращается. Участники сдают свои карточки продавца - покупателя и подводят итог в своем бланке, подсчитывая прибыли и убытки.
Ведущий:
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1. |
Все подсчитали прибыли и убытки? | Да | Если нет, то дать немного времени для подведения итогов. |
2. |
Кто по итогам остался в плюсе, то есть получил прибыль? | Поднимают руки. | Если не все остались в прибыли, то задается следующий вопрос. |
3. |
Кто остался при своих, то есть не получил прибыли, но и не остался в убытке? | Поднимают руки. | Если не все остались в прибыли и при своих, то задается следующий вопрос. |
4. |
Кто остался в убытке? | Поднимают руки. |
Ведущий:
А теперь, ребята, меняетесь ролями: покупатели становятся продавцами, а продавцы покупателями. Поменяйтесь цветными полосочками.
Пока учащиеся обмениваются, собираются заполненные бланки регистрации сделок и раздаются новые.
Ведущий:
Теперь заполните шапку полученного бланка, впишите туда свое имя и фамилию.
Условия игры остаются те же.
Время на проведение игры 3 минуты, по окончании музыки она прекращается. Не забудьте, что по окончании занятия будут подведены итоги на самого активного покупателя и самого успешного продавца.
Начали.
Теперь наступило время оценить результаты игры. Победителем становится игрок, сумевший добиться наибольшей прибыли. Им может оказаться как покупатель, так и продавец.
Ведущий:
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1. |
Все подсчитали прибыли и убытки? | Да | Если нет, то дать немного времени для подведения итогов. |
2. |
Кому легче было в ходе игры быть продавцом? | Поднимают руки | |
3. |
Кому легче было в ходе игры быть покупателем? | Поднимают руки | Вопреки нашим обычным представлениям часто оказывается, что покупатели, а не продавцы на рынке чувствовали себя свободнее; именно они имели преимущество при выборе партнера и заключении сделки. |
4. |
Как вы думаете, чей убыток более существенен? | Продавца. | Убыток продавца более существенен, нежели убыток покупателя. Покупателю не удалось совершить покупку, но при этом он сохранил свои деньги. |
5. |
Почему? | Убыток продавца означает, что он продал печенье, но не смог возместить свои затраты, либо, что еще хуже, вообще не смог сбыть свой товар. | |
6. |
Чем руководствуется продавец при выборе товара или услуги для продажи? | Желаниями покупателя. | |
7. |
Чем руководствуется потребитель при совершении покупки того или иного товара или услуги? |
3) ценой товаров. |
Ведущий:
Результат, который получился, иллюстрирует понятие "суверенитет потребителя". Запомните, что "Потребитель относительно независим в принятии решения о покупке, а продавец вынужден принимать во внимание желания потребителей. Если он не делает этого, то это делают его конкуренты".
Определение понятия "суверенитет потребителя" выводится на экран.
Ведущий:
Посмотрите на мой листок регистрации сделок, в котором фиксировалась цена сделки. Обратите внимание, что максимальное число сделок заключено по цене 5/6 тугриков.
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1 |
Как вы бы назвали эту цену? | Средняя цена |
В экономике эту цену называется равновесной. Запомните
"Равновесная цена - это цена, позволяющая продать весь объем товара, который продавцы согласны при такой цене предложить на продажу".
Определение понятия "равновесная цена" выводится на экран.
Ведущий:
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1 |
Приведите примеры ограниченности свободы потребительского выбора или ошибок потребителя | Один продавец на рынке. Продавец знает лучше товар. И пр. |
Роль конкуренции в концепции суверенитета потребителя необходимо подчеркнуть особо. |
Ведущий:
Давайте сделаем выводы, когда нарушается суверенитет потребителя с вашей точки зрения:
- много потребителей, мало продавцов (один монополист может безнаказанно повышать цены или предлагать некачественный товар),
- потребитель, как правило, непрофессионал, он не может следить за всем многообразием товаров и знать сравнительные характеристики всех марок, поэтому он легко может сделать ошибку при покупке,
- продавец знает о товаре, который продает, больше, поэтому он может либо сознательно обмануть потребителя, либо скрыть какую-то информацию,
- продавец может сам формировать потребительские предпочтения, например, через активную рекламу. Текст выводится на экран.
То есть рынок сам по себе не решает всех потребительских проблем. Благополучие человека как потребителя зависит от его собственного грамотного поведения, от существующих на рынке обычаев, от действующих законов.
А теперь приступаем ко второй части нашего занятия: оформление результатов проведенного на прошлом занятии тестирования печенья, используя возможности текстового редактора MS Word. Цель выполнения вашего задания - закрепление, полученных ЗУН по заполнению, форматированию и оформлению таблицы.
У каждого на столе будет находится итоговая таблица мониторинга печенья, которую вы должны будете занести в MS Word, сделать вывод, какое печенье удовлетворяет всем заявленным критериям потребителя.
Ведущий:
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Предполагаемые ответы |
Комментарии |
1 |
После анализа созданной таблицы к какому выводу относительно покупки печенья вы пришли? | Всем заявленным критериям: - информации для потребителей; - вкусовым качествам; - экологичности и безопасности упаковки соответствует печенье "Юбилейное" с глазурью ОАО "Большевик" |
Ответ зависит от результатов проведенного заранее тестирования. |
2 |
Какие новые понятия мы прошли? | Понятия "Суверенитет потребителя" и "равновесная цена". |
Ведущий:
Правильно, ребята. А теперь подведем итоги сегодняшнего занятия.
"Потребители - это все мы и продавцы зависят от нас, они стараются угадать наши желания и предложить нам то, что мы хотели бы купить. Но, к сожалению, рынок не может решить всех проблем, и каждый рискует однажды купить совсем не то, что хотел. Задача курса "Основы потребительских знаний" - помочь избежать хотя бы некоторых из возможных ошибок"
После анализа ваших бланков регистрации сделок, победителями в следующих номинациях стали:Все молодцы! До новых встреч по расписанию.