Развитие временного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие временного восприятия у дошкольников

Задача: дать представление о последовательности (цикличности) частей суток через схему и цветового обозначения.

Дидактический материал: коврики, 4 цветных круга диаметром 8,5 (желтый, красный, синий, черный), контурные рисунки на каждого ребенка, цветные карандаши.

ПРИВЕТСТВИЕ (на выбор детей). Например, передача улыбок по кругу или рукопожатий.

Сюжетно-ролевая игра "Гномики"

Цель: учить детей, через средства пантомимы, ощутить (мышечные и эмоциональны ощущения) переход от одной части дня к другой.

Ход. В начале задания взрослый предлагает детям превратить в гномиков.

Педагог: Они такие маленькие, как и вы. Бывают еще меньше. Покажите мне, какие они маленькие. (Педагог показывает рукой какую-то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту.) Вот какие маленькие бывают гномики.

Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите какая. (Дети показывают на себе, какая у них длинная борода.)

На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные башмачки? (Дети топают ногами.)

А еще на головах у гномиков забавные колпачки (Дети надевают воображаемые колпачки). Живут гномики в лесной пещере (дети проходят на коврики). Гномики всегда все успевают сделать, т.к. знают части суток (дня). Утром, когда солнышко встает из-за гор (взрослый показывает желтый круг), гномы умываются, расчесывают бороду, пью утреннюю россу с листьев (дети повторяют движения за взрослым). Когда солнце встает высоко в небе (взрослый показывает красный круг), гномы любят поиграть в игру "Брыкалочка". Руками сзади уперлись и брык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Такая у гномиков игра: "Брыкалочка". Кто сможет быстро-быстро ножками брыкать? (Педагог показывает и задает темп: затрясли ножками, задергали.) Здорово повеселились! Солнце зашло за горы, наступил вечер (взрослый показывает синий круг), гномы готовятся ко сну, расстилают постель (взрослый показывает, как взбивается подушка, убираются крошки с простыни). И вот наступила ночь, на улице темно (взрослый показывает черный круг), а гномики уже давно спят и сопят носиками (взрослый просит детей лечь как им удобно, закрыть глаза). Прошла ночь, опять наступило утро (взрослый показывает желтый круг).

Затем, детям предлагается выполнить самостоятельно движения на определенный цвет круга, при этом необходимо соблюдать очередность кругов (после желтого красный, после зеленого синий и т.д.). В конце занятии проводится беседа.

Беседа

(в начале беседы, цветные круги располагаются на доске по кругу)

Вопросы:

- Ребята, что делали гномики утром?

- А вы ребята, что делаете утром?

- Как вы думаете, почему УТРО в виде желтого круга?

И так со всеми частями суток. Если в процессе беседы, дети начинают путать последовательность частей суток, то взрослый может предложить: "Ребята, а если убирать, например, ночь после вечера, что мы не сможем успеть сделать?" и т.п.

Упражнение "Контурные рисунки" (схема части суток)

Цель: развивать зрительную память, моторику рук.

Ход. Детям раздаются листы, где заранее по кругу нарисованы 4 контура кругов, от каждого круга по часовой стрелке идут контуры стрелок (Приложение №1). Детям предлагается обвести контуры кругов в соответствии очередности наступления частей суток (дня) и условного цветового обозначения. Каждый круг можно обозначить начальной буквой части суток (например, утро - в желтом круге дети рисуют букву У и т.д.)

ПРОЩАНИЕ. Взрослый благодарит детей за участие, дети друг другу аплодируют.

Приложение.