Разработка открытого урока в 5-м классе "Анекдоты. Сказка-анекдот" на примере текстов фольклора Омского Прииртышья

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с происхождением жанра анекдота, сказки-анекдота на примере текстов хрестоматии "Литература Омского Прииртышья".
  • Развивать умение видеть отличие простого анекдота от сказки- анекдота и соединение жанров.
  • Вызвать интерес учащихся к изучению малых форм фольклора жителей Омского Прииртышья. Развивать творческие способности. Воспитывать гордость за талантливость прииртышского народа, который сумел создать и сохранить культуру родного края.

План урока.

1. Работа с учебником: статья "Анекдот".

2. Реализация домашнего задания (краткий пересказ)

3. Работа с текстами Омского Прииртышья. (чтение по ролям сказок-анекдотов "Мышка-ворушка и вор - воробей", "Лиса, волк и медведь")

4. Рассказ учителя о том, кто жил в Омском Прииртышье (презентация).

5. Работа по содержанию прочитанных сказок-анекдотов.

6. Итог урока.

7. Д \ З.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Рассказывание анекдота заранее подготовленным учеником и чтение учителем сказки-анекдота жителей Омского Прииртышья. (Приложение 1)

Слово учителя:

- Наверное, вы догадались, какой будет тема нашего урока? (записывается тема урока)

- К какому жанру фольклора можно отнести анекдот и сказку-анекдот?

- Почему?

- В начале урока прозвучал простой анекдот и сказка-анекдот. Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (различать их)

- Делаю дополнение к цели урока (познакомимся со сказками-анекдотами народа Омского Прииртышья).

- А сейчас скажите, что можно назвать анекдотом?

1. Давайте прочитаем вступительную статью учебника на стр. 65 и узнаем, правильно ли дано было определение анекдота.

(чтение статьи и вопросы по содержанию)

- Дайте определение анекдота.

- Когда родился жанр анекдота?

- Каковы истоки русского народного анекдота?

2. Выполнение заданий 5 и 9, стр.67 (чтение 2-х простых анекдотов)

- Как рождаются анекдоты?

- Кто может быть героем анекдотов?

- Какими могут быть сюжеты?

- Почему простые анекдоты популярны?

- Есть ли у анекдота качества, которые делают его похожим на басню? (мораль и иносказание).

3. Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки - анекдота о том, как бедный мужик гуся делил).

- Кому симпатизирует и над кем смеется рассказчик в сказке-анекдоте?

- Назовите признаки анекдота?

- А какие признаки сказки вы увидели?

- Какие жанры соединились в ней?

- Так чем же отличается простой анекдот от сказки - анекдота?

(отличие анекдота от сказки-анекдота: меньший объем, неразвернутый сюжет, сжатое содержание, лаконизм формы, емкость описания ситуации или персонажа)

- Откуда берет свое начало сказка-анекдот? (от бытовых сказок)

4. На партах лежат тексты, прочитаем их по ролям.

(чтение сказок-анекдотов " Мышка-ворушка и вор воробей", "Лиса, волк, медведь") (Приложение 2)

- К какому жанру относятся эти 2 текста?

- Почему? (больший объем, развитый сюжет, эти тексты напоминают сказки о животных)

- А какие признаки анекдота вы можете назвать?

- Можно ли рассказывать, сказку-анекдот не рассуждая?

- Если нельзя, то почему?

- Можно ли утверждать, что сказка-анекдот это тип сказок, в которых сливаются признаки различных жанров?

- Именно каких жанров?

5. Сообщение учителя о том, что были прочитаны 3 сказки-анекдота, одна прозвучала в начале урока ("Клад "). Эти произведения сочинили жители Омского Прииртышья. Далее идет рассказ учителя о жителях Омского Прииртышья, который сопровождается презентацией. (Приложение 3)

6. Понравились ли вам сказки-анекдоты Омского Прииртышья?

- Чем они вам понравились?

- Так какие качества действующих лиц рассказчик осуждает (воровство), а какие превозносит (смекалку, сообразительность).

- Обратили ли вы внимание, каким языком написаны эти сказки-анекдоты? (просторечные и диалектные слова)

- Что труднее рассказывать простой анекдот или сказку анекдот?

(анекдот) Почему?

- Какими качествами должен обладать рассказчик, рассказывая анекдот? Что необходимо, чтобы анекдот был смешным?

7. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Что было интересным?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с произведениями Омского Прииртышья?

8. Домашнее задание. Конкурс рисунков по сказкам-анекдотам "Мышка-ворушка и вор- воробей", "Лиса, волк и медведь" (Приложение 4)