Интегрированный урок (математика + география) по теме "Координаты на прямой и плоскости"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Отработать и закрепить умения и навыки работы с координатной прямой и координатной плоскостью.
  • Познакомиться с заповедниками Оренбургской области и их обитателями.
  • Развить у детей уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении.
  • Развитие внимания, памяти.
  • Воспитание познавательного интереса у учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Оборудование: карта Оренбургской области, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), интерактивная доска, листочки для учащихся с печатной основой (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Учитель математики:

- Что такое координатная прямая?

- Что называют координатой точки на прямой?

- Какую координату имеет начало координат?

- Какие числа называют положительными, отрицательными?

- В какую сторону от нуля располагаются положительные числа, когда координатная прямая вертикальная (горизонтальная)?

- В какую сторону от нуля располагаются отрицательные числа, когда координатная прямая вертикальная (горизонтальная)?

- Какое число не является ни отрицательным, ни положительным?

- На уроках какого предмета вы встречались с координатной прямой?

- Что напоминает вам координатная прямая?

- А как узнать положение точки на плоскости?

- Какая плоскость называется координатной?

- Что такое координатная четверть?

- Что называют координатами точки на плоскости?

3. Закрепление и обобщение изученного.

Учащиеся работают на листочках с заданиями, которые потом вклеят в рабочие тетради.

Записывают дату, классная работа, тему урока.

Задание 1.

Учитель математики:

Отметить точки на координатной прямой:

А(3), В(6),С(-2), О(0), Е(-3), D(5), K(-1), L(1), M(-4), N(-7).

Учащиеся выходят к доске поочерёдно и отмечают точки на координатной прямой, остальные работают в листочках. (Приложение 2, задание №1)

Задание 2.

Учитель математики:

Отметить точки по их координатам и последовательно соединить.

(Приложение 2, задание №2)

Соединив точки последовательно, должна получиться буква.

Ответ:

  • 1 ряд - Б
  • 2 ряд - О
  • 3 ряд - Р

Какое слово получилось из этих букв? (БОР)

(Буквы высвечиваются на экране).

Учитель географии:

- Скажите, какой бор в Оренбургской области вам известен? (Бузулукский бор). Сегодня мы с ним познакомимся.

Среди широких и привольных степей Оренбургской области зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор.

Бор сформировался около 3-4 тыс. лет до н.э.

Ни один лесной массив в нашей стране не подвергался такому детальному изучению. Общая площадь 57,1 тыс. га. Вся эта территория с 1977г. имеет статус "особо ценного лесного массива". Бор представляет собой огромный лесной массив, имеющий форму треугольника, посередине которого протекает река Боровка, впадающая на юге в реку Самару.

Богат и разнообразен животный мир этого удивительного уголка природы. В бору обитают лось, косуля, кабан, барсук, куница, белка. Все речные водотоки бора перепружены бобровыми плотинами. В бору гнездятся беркут, могильник, тетерев, глухарь.

"Как бесценна картина или изваяние великого мастера кисти или резца, так бесценна эстетическая сила Бузулукского бора, созданная тоже художником-ваятелем, имя которому природа", - писал лучший знаток природы бора Я.Н. Даркшевич (1913-1993). "Она положила этот вечнозеленый монолит среди "безбрежных степных просторов на радость людям".

- В нашем крае очень много уникальных мест - памятников природы.

Заповедник "Оренбургский".

Территория заповедника состоит из 4-х частей, расположенных в разных уголках Оренбургской области - Заволжье, Предуралье, Южном Урале и Зауралье, и состоит из: "Таловской степи", "Буртинской степи", "Айтуарской степи", "Ащисайской степи".

Основан в 1989 году, площадь 21,7 тысяч га. На территории заповедника расположены карстовые озера Касколь. В Заволжье преобладают целинные степи, зарегистрировано около 600 видов высших сосудистых растений. В заповеднике зарегистрировано 45 видов млекопитающих, 179 видов птиц; обитает степной сурок, находятся гнездовья стрепета, дрофы.

Скала Динозавр.

Скальный гребень длиной до 500м. Вблизи напоминает развалины стены, а издали - зазубренную спину гигантского ящера. Гребень сложен довольно редкой породой - брекчией из яшмо - кварцитов.

Гора Полковник.

Самым знаменитым месторождением поделочных яшм на Южном Урале является месторождение горы Полковник.

Пестроцветные яшмы представлены тремя разновидностями. Изделия из Орской яшмы широко известны, их можно увидеть во всех крупных музеях: Эрмитаже, Русском музее и других.

Ириклинское водохранилище.

Настоящей голубой жемчужиной оренбургской природы по праву считается Ириклинское водохранилище. Его заполнение началось в 1958 году после сооружения плотины в бывшем Ириклинском ущелье.

Ириклинское водохранилище с 60-70 годов стало популярным местом отдыха и туризма. С постепенным озеленением берегов, появлением уютных затонов, заливов, пляжей и прокладкой подъездных путей водохранилище стало привлекать отдыхающих из промышленных центров восточного Оренбуржья, Зауральской Башкирии и Челябинской области. Слава самого рыбного водоема Южного Урала стала известна рыболовам-любителям, приезжающим сюда иногда за 300-400 км.

- С какими достопримечательностями Оренбургской области мы познакомились?

- В состав какого государства входит Оренбургская область?

- На каком материке оно расположено?

- В каких полушариях расположен материк Евразия?

- Представьте, что градусная сеть - это координатная плоскость. Что мы можем взять за оси ОХ и ОУ? (Нулевой меридиан и экватор).

- В таком случае, в какой координатной четверть будет расположен материк Евразия?

Задание №3.

Учитель географии:

Зная координаты памятников природы и пользуясь координатной плоскостью, отметьте их на карте Оренбургской области. (Приложение 2, задание №3)

Задание №4.

Учитель математики:

Прочтите слово, зашифрованное координатами на координатной прямой.

(Приложение 2, задание №4)

 

С П А С И Б О

4. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

5. Домашнее задание.

Задание:

Отметь по заданным координатам точки на координатной плоскости и соедини их последовательно.

(-13;-1) (-4;1) (2;-2) (9; 2)
(-13;-2) (-4;-2) (2; 3) (9; -2)
(-7;-2) (-3;-2) (4; 3) (11; -2)
(-8;0) (-3;-4) (4; -2) (11; 5)
(-7;1) (-1;-4) (5;-2) (12; 5)
(-7;2) (-1;-2) (5; 0) (12; -3)
(-6;2) (0;-2) (6;-1) (14; -4)
(-6;7) (0; 0) (6;-2) (14; -6)
(-5;7) (1;-1) (7;-2) (-15; -6)
(-5;1) (1;-2) (7; 2) (-13;-1)