Урок изобразительного искусства. 4-й класс. "Образ художественной культуры средневековой Западной Европы"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Цели урока:

  • Воспитывающая: воспитывать трепетное отношение к произведениям старины.
  • Обучающая: научить составлять целое из частей.
  • Развивающая: показать связь одежды с архитектурой.

Оборудование:

  • таблица с изображением пропорций фигур людей (взрослого и ребенка в сравнении);
  • проектор, ноутбук, экран;
  • изображение площади средневекового города на большом листе бумаги (формат Ао);
  • листочки с индивидуальными заданиями для учащихся;
  • краски, альбомные листочки, кисти, ножницы, клей, линейка, тряпка, стаканы для воды;
  • гостья из средневековья в одежде того периода.

Оформление доски:

  • таблица с изображением пропорций фигур людей;
  • изображение площади средневекового города;
  • надписи: “пулены”, “энкин”.

План урока:

  1. Объяснение целей урока.
  2. Домашнее задание.
  3. Техника безопасности.
  4. Гостья.
  5. Повторение.
  6. Новый материал.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Завершение урока.
  1. Объяснение целей урока.

Выполнить коллективную работу, составленную из индивидуально выполненных человеческих фигур, в одежде средневековья.

  1. Домашнее задание:

Принести на урок гуашь, карандаш, кисти.

  1. Техника безопасности:

Напомнить о том, как работать ножницами, красками.

  1. Гостья (девочка в одежде средневековья)

Девочка в одежде средневековья: Что это, куда я попала? Не могу понять. Хотя вот это похож на клавесин (показывает на фортепиано). А вот это наша площадь (показывает на изображение средневековой площади), но почему она пустая? Так у нас не бывает. На площади всегда много народу: ремесленники, торговцы, студенты, рыцари проскакивают на резвых конях.

Учитель: Вы попали к нам на урок, в 21 век. Вы очень кстати к нам пришли. Ученики 4-го класса на этом уроке знакомятся с историей развития искусства средневековья. Ребята, действительно город “мертвый”. Давайте “вдохнем” в эту работу жизнь. Тогда на площади жизнь бурлила, было много людей. А как мы это сделаем? Если будем рисовать, то все у этого панно не уместимся. Поэтому каждый будет рисовать и потом вырезать фигуры людей.

  1. Повторение.

Приложение1 Просмотр слайдов с предыдущего урока (“Пламенеющая” ажурная, готическая архитектура Кельна, Парижа, Прибалтики. Скульптура порталов. Розетка, витражи. Изображения узких улиц средневекового города. По ходу урока учитель задает вопросы.)

  1. Новый материал.

Сегодня на уроке мы будем изображать средневековых людей для нашего большого панно. Как вы думаете, что нам нужно узнать, чтобы убедительно изобразить людей средневековья? Вы правы, мы должны узнать, как одевались люди в те далекие времена. Мы с вами сейчас познакомимся с ними. Ребята, очень внимательно выслушайте мой рассказ и просмотрите слайды и в конце урока вы должны ответить на мой вопрос.

Приложение2. (На экране изображение людей высших сословий, слайд №2).

Мужчины носили тугие штаны-чулки, подчеркивающие форму ноги. Часто половинки штанов были разных цветов. Модной одеждой этого времени считался жакет, полы которого расходились пышной юбочкой, стянутой поясом талии. Рукава чаще всего имели вид пышного буфа у плеча и сужались к кисти руки.

В это время женщины носят платье-роб с широкой юбкой, длиной своей, превышающей рост, с узким лифом и высокой талией.

(На слайде №3 показаны разной формы головные уборы.) К платью можно было надеть различные по форме головные уборы, чепцы. Вот на этом слайде мы видим чепец напоминающий паруса. Чепеч-энкин оставлял открытым большой лоб и напоминал клоуновский колпак, сверху он покрывался длинным прозрачным покрывалом.

(На этом изображении показана обувь, слайд №4). Обувью служили причудливые мягкие туфли с длинными носами без каблуков, так называемые пулены. Носки в обуви удлинились настолько, что было издано специальное постановление об ограничении их длины.

( На следующем слайде крестьянская одежда.) Крестьянский костюм имеет свою простую форму, приспособленную к трудовой деятельности. Тканями служили лен и грубое сукно. Крестьянский мужской костюм по-прежнему состоял из штанов, рубахи и короткого плаща, на ногах - кожаные или деревянные башмаки. Женщины носили юбки, доходившие до ступней, короткие накидки, чепцы.

(На слайде №6 показаны одежда разных сословий). На этом слайде показана одежда и мужчин и женщин и детей. Детская одежда отличается только размерами.

(Слайд №7. Иллюстрация из детской книги.) Эта репродукция из детской книги переносит нас в средневековую улочку. Здесь мы видим дома разных ремесленников и можем определить по гербам.

(На изображении этого слайда надо говорить о цвете одежд №8). А теперь хочу обратить ваше внимание на символику цвета. В эпоху средневековья каждому цвету придавали особое значение. Белый цвет символизирует чистоту, веру; черный – скорбь, верность; голубой – нежность. Поэтому сегодня на уроке, когда вы будете рисовать фигуры горожан, помните о символике цвета. Только знайте, что бедняки даже не имели права одеваться ярко.

(Слайд №9. Иллюстрация из учебника.) И на последок примерно так могла выглядеть зарисовка средневекового художника своего родного города.

Теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите изображения людей разного возраста. Спутать кто из них взрослый человек, а кот из них ребенок нельзя. Причиной тому является пропорция. (Подробно об этом объясняет учитель). Сейчас каждому из вас я раздам задание. Внимательно прочитайте условие, если что не понятно, спросите.

Обратите внимание на доску. Написаны 2 слова. Как закрепление вспомним что они означают. Очень характерные элементы одежды.

  • Пулены – это обувь,
  • Энкин- головной убор

(Учитель пририсовывает эти изображения к словам или прицепляет листы с изображениями.)

  1. Физкультминутка.

Хлоп-хлоп-хлоп,
Топ-топ-топ.
Отбивает ритм народ.
Хлоп и топ почередуем,
Топ-топ
Мы повторим.
Круг руками нарисуем.

  1. Практическая работа.

Дети начинают выполнять индивидуальную работу. Индивидуальность заключается в том, что обучающиеся выполняют фигуры разного размера, разного пола, в разных движениях. Для этого у них есть листочки с индивидуальными заданиями. (В это время “гостья” рисует и вырезает розетку для собора.) В последствии фигуры людей вырезаются и автор изображения свои творения несет к “ гостье.”

“ Гостья” помогает приклеивать фигуры людей к “пустой площади” на большом формате. После того как композиция создана, собрана, учитель задает вопрос: “Почему у нашей гостьи и ваши нарисованные фигуры так одеты?”

В ответе детей есть главное, а именно что искусство и жизнь неразрывны. Что есть связь в форме одежды и архитектуры.

Слово дается “гостье”. Она подробно описывает бурлящую жизнь средневековой площади.

  1. Завершение урока.

Учитель оценивает творчество детей, благодарит за плодотворную работу и завершает урок.