Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

Разделы: История и обществознание


Современная школа в очередной раз претерпевает реформирование. Для нас – учителей это очередной вызов, на который мы должны дать достойный ответ. Очень часто приходится задумываться над тем, как не отстать от времени, как научить ребят учиться. Не давать определённый набор знаний, умений и навыков, а научить мыслить, добывать знания, учиться самому делать выводы и так далее. Я учитель с большим педагогическим стажем. Но и сегодня моими настольными книгами являются пособия по информационно-коммуникационным технологиям, по проблемам реализации активных и интерактивных методов обучения. За последнее время накоплен мною небольшой опыт организации проектной, научно-исследовательской работы в преподавании истории России, обществознания, в целом гуманитарных и социальных дисциплин. (Приложение 1.Слайд 1).

На одном из педсоветов в школе рассматривался вопрос осуществления личностно ориентированного9геманистического0 подхода в обучении на современном этапе. Считаю. Что этот подход правильно рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое действие, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – стимулирование осмысленного обучения.

Освоение технология проектной работы способствовали Интел-курсы в МГОУ по первому и второму модулям. Хочу отметить, что это время обучения даёт положительные результаты в моей работе .

Проект по своей функциональной специфике- технология. В организации продуктивного и эффективного проектирования учащимися учителю необходимо учитывать:

  • Своеобразие темы, степень изученности;
  • Место и роль данной темы в курсе истории, воспитании гражданских качеств учащихся и их социализации;
  • Уровень способностей учащихся в разных классах, их познавательную активность;
  • Отбор учебного материала и так далее.

Н.И. Шевченко в своей работе “Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания” рассматривает современные образовательные технологии, формы и методы интерактивного обучения, которые способны качественно улучшить достижения учащихся и указывает на то, что проект по своей функциональной специфике – технология. Это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Н.И. Шевченко).

Проект -это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. В ходе поиска решения учебно-познавательной проблемы учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, общеучебные умения; овладевают основами исследовательской, творческой, а порой и изобретательской деятельности, совершенствуют комплекс собственных компетентностей.

Основа проектирования — это развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельного конструирования своих знаний и ориентирования в информационном пространстве; развивается критическое мышление.

При обучении истории и обществознанию мною была проведена определённая работа над освоением проектной технологии. Учениками созданы проектные работы по теме “Роль личности в истории,”Основные сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная и духовная”., “Святыни Радонежья. Туристический маршрут”, “Золотое кольцо России” и другие.

Используя материала Интел-курсов я предлагаю презентацию (Приложение №1), в которой содержатся теоретические рекомендации и основы организации проектной деятельности в школе. В результате такой деятельности проектные работы учащихся попали на Всероссийский Фестиваль исследовательских работ “Портфолио”.а также на областной конкурс мультимедийных работ учащихся и вышли в полуфинал. На районном уровне проектные работы % учащихся заняли призовые места, а ученица Козеева Мария заняла третье место в историко-краеведческой олимпиаде в района с рефератом “Павел Флоренский — учёный, философ, богослов”.

Одной из форм организации научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка рефератов по школьному курсу истории и обществознания.

У ребят, приступающих к работе над рефератом, как правило, возникает множество вопросов - что такое реферат, зачем он нужен, как его писать, как оформлять, нужно ли защищать реферат и т.п. В своей повседневной работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я использую пособие А.В. Абрамова “История России. Материалы для докладов и рефератов”. Настоящее пособие для учителя знакомит нас с технологией подготовки рефератов по школьному курсу истории, обществознания.

Организуя в течение нескольких лет работу учащихся над рефератами по истории и обществознанию, я убедилась в том, что это способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, учит ребят самостоятельно работать с историческими источниками, научно-популярной и научной литературой, систематизировать и анализировать большой объём данных. Работа над рефератами позволяет готовить учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ (работа с источниками), излагать результаты проделанной работы в письменной форме, а теперь и в форме презентаций к реферату, что позволяет проявить и развить свои творческие способности. Умения отделять главное от второстепенного и навык работы с литературой. Сформированные в ходе работы над рефератом , обязательно будут востребованы в любой дальнейшей учёбе по приобретению профессии.

Что же такое реферат? Латинское слово refero буквально означает докладываю, сообщаю. Первоначально рефератами называли письменные тексты докладов или выступлений римских политиков и ораторов. Но с течением времени смысл этого слова изменился. Сейчас рефератом (по мнению Абрамова А.В.) называют небольшую письменную работу по определённой теме, выполненную самостоятельно на основе анализа небольшого числа источников и литературы.

В начале учебного года я предлагаю учащимся выбрать определённую тему. Возможна ситуация, когда ученик самостоятельно выбирает интересную для него тему из предложенного учителем списка. В самом начале работы над рефератом рекомендую учащимся завести отдельную тетрадь, в которой они ведут записи, выписки, указывая книги, статьи (авторов, точное название, место издания, издательство и год выпуска) и текст, разбитый либо на разделы, либо по рубрикам, необходимым для написания рефератов. Учащимся необходимо объяснить что существуют два вида выписок:

  1. цитата –дословно выписанный отрывок из текста;
  2. пересказ исторических фактов и идей автора работы .Цитируют обычно исторические источники и наиболее важные положения. Ярко характеризующие проблему. Каждая цитата должна быть заключена в кавычки. В случае сокращения цитируемого текста вместо пропущенных слов или предложений ставится многоточие. На консультациях ребятам указываю на то, что при цитировании и пересказе важно записывать номера страниц, на которых расположены приведённые автором цитаты, статистические данные или факты. Это потом позволит им быстро в случае необходимости найти нужное место в любом источнике информации. Если информация взята из Интернета, следует обозначить электронный адрес, сайт.

Как правило, ребятам сразу после выбора темы реферата, а выбор делается с учётом конкретных склонностей, интересов, способностей учащихся или имеющихся пробелов в знаниях по той или иной теме, предлагаю список литературы, определяется встреча с библиотекарями школы и сельского поселения. Библиотекари Наумова Н.Н. и Медведева В.В. помогают учащимся подобрать исторические источники, научную литературу(документы, отрывки, фрагменты или извлечения из них) воспоминания современников по определённой теме. Вместе находят справочные статьи, энциклопедический материал, а также научные и научно-популярные работы (книги, статьи из журналов и газет и т.д.). В нашей школьной библиотеке начата работа по созданию компьютерной системы хранения и поиска информации.

При подборе информации, исторических источников и необходимой литературы важное место и роль играет тесный контакт с библиотекой школы и сельского поселения. Налаженные связи с Наумовой Натальей Николаевной — школьным опытным библиотекарем и заведующей сельской библиотекой Медведевой Верой Васильевной во много раз облегчают работу учащихся по подбору необходимой литературой.

Вот уже более двух лет в школе имеется возможность использования сети Интернет для сбора и анализа необходимой информации. Глобальная сеть Интернет позволяет найти нужный исторический источник, книгу. Статью с помощью любой поисковой системы. Совместно с учителем информатики Сёмкиной Е.М. обучаю ребят навыкам поиска информации по имени автора исторического источника, ключевому словосочетанию или разделу в целом. Интернетресурсы способствуют более полному раскрытию темы рефератов или проектных работ, учат самостоятельной работе с историческими источниками, позволяют выяснить различные точки зрения, взгляды на одну и ту же проблему или разные характеристики исторических деятелей на основе анализа различных мнений, взглядов, оценок.

Ребята в ходе работы над рефератом подбирают, выискивают необходимую информацию. Используют её и для создания презентаций реферата. Но одновременно. Попадая в Интернет, они испытывают ещё и великий соблазн использовать в качестве реферата чужую работу, написанную кем-то по заказу, взятую из сборника и размещённую в Интернете. Судя по собственному опыту, учитель сразу может определить подлог с помощью дополнительных вопросов по теме, направить действия учащихся в нужное русло и напомнить о соблюдении авторского права при пользовании информацией.

Одним из сложных для учащихся этапов в работе над рефератом, как показывает практика. Является составление плана работы, определение целей и задач . необходимо понимание того, что они хотят рассмотреть. Изучить, исследовать в ходе написания исследовательской работы. Основные задачи делят цель на мелкие вопросы , ответы на которые затем будут способствовать решению проблемы в целом. Напоминаю, что цель у работы одна, а задач -несколько. Задачи обычно формулируются в виде списка предложений, которые начинаются с глаголов:

  • изучить…
  • описать…
  • установить…
  • выяснить…
  • исследовать…

Учителю истории и обществознания в процессе работы над рефератами следует 1 раз в две недели проводить индивидуальные консультации с целью проверки и промежуточного контроля, а также дальнейшей координации действий учащихся в нужном направлении. В школе создано и функционирует научное общество учащихся “Отечество”, создано оно на базе клуба любителей истории КЛИО. Призываю учителей России организовать в своих школах такие клубы, общества. Тем более .что сейчас научно-исследовательская работа учителя оплачивается по положениям Министерства образования и науки.

Любая творческая, исследовательская или проектная работа учащихся должна быть защищена. У нас в школе этому посвящаются заседания Круглых столов, научно-практические конференции, защита рефератов как одна из форм итоговой аттестации учащихся по истории или обществознанию К защите ученики готовят презентации и выступления на 5-7 минут. Где указана тема, цель и задачи работы, кратко. Чётко и логично излагаются основные положения работы. Делаются выводы. К защите реферата ученики заранее составляют тексты выступлений, делают акценты на наиболее интересных и ярких фактах. Выступления перед аудиторией предшествуют несколько репетиций дома. В ходе самой защиты мы слушаем пересказ работы, а не чтение отрывков из неё. (Приложение 1. Слайды 2,3). После выступления автору творческой, научной работы, реферата задают вопросы, они же должны давать чёткие и ясные ответы. Очень интересно в этом году прошло обсуждение рефератов на тему “Роль личности в истории” за Круглым столом. Здесь встретились представители истории России разных эпох. А в заключении учащиеся получили благодарственные письма и грамоты. (Приложение 1. Слайды 4,5).

Правильно кто-то из мудрецов сказал: “Чтобы быть хорошим учителем, нужно всю жизнь оставаться хорошим учеником. Это самое важное в работе учителя.” В этом я полностью убедилась, основываясь на мой многолетний опыт работы с учащимися. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом, учителю следует постоянно работать над совершенствованием своего мастерства, овладевать современными педагогическими технологиями и методиками обучения.

Использованная литература:

  1. Абрамов А.А., Абрамова Ю.А. История России. Материалы для докладов и рефератов. М, Дрофа, 2008г.стр.3-10.
  2. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., Русское слово,.2008 год, стр.64.
  3. Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М., Русское слово, 2088 год, стр.69-74.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4