Простые вещества. Металлы

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.
  • Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов и их применением в народном хозяйстве.
  • Дать понятие аллотропии и показать относительность деления на металлы и неметаллы.

Оборудование:

  • коллекция металлов;
  • оловянные пластинки;
  • подготовленные заранее - обручальное кольцо, алюминиевая фольга, колокольчики (бронзовый и стальной);
  • периодическая система Д.И. Менделеева;
  • раздаточный материал для закрепления темы.

Ход урока

  1. Повторение. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель:

  • Какие формы существования имеет химический элемент?
  • Особенности строения атомов металлов?
  • Как изменяются металлические свойства химических элементов по периодам и группам с ростом зарядов атомных ядер и почему?
  • В каких видах связи участвуют атомы металлов.
  • Привести примеры
  1. Изучение новой темы.

Учитель: Металлов в периодической системе Д.И. Менделеева гораздо больше чем неметаллов, их 88, они расположены ниже диагонали B-At и четные ряды больших периодов.

В периодах, с ростом заряда атомных ядер металлические свойства убывают, так как растет число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атомов уменьшается и следовательно металлические свойства убывают, как мы уже ранее отмечали.

В главных подгруппах с ростом зарядов атомных ядер растет число энергетических уровней и усиливаются металлические свойства.

И так, большинство встречающихся в природе простых веществ- металлы. Мы их встречаем в повседневной жизни: автомобили, металлические конструкции зданий, сооружений (мостов), самолето- и ракетостроение, сельскохозяйственные машины, в быту, ювелирные украшения и т.д.

Демонстрируем коллекцию металлов.

Познакомимся с физическими свойствами металлов, которые позволяют их использовать в народном хозяйстве:

  • агрегатное состояние- твердые кроме ртути, при обычных условиях- это жидкость;
  • твердые;
  • гибкость, ковкость, пластичность (демонстрирую гибкость Al фольги);
  •  tпл.- различны;
  • тепло-электропроводимость;
  • пластичность.

Запишем выводы по физическим свойствам.

И еще, металлы звенят- это свойство используется для изготовления колокольчиков и колоколов. Самые звонкие- Ag; Au; Cu (серебро, золото, медь). Cu (медь) звенит густым, гудящим звоном, “ малиновым”. Это образное выражение произошло не от названия ягоды, а в честь голландского города Малина, откуда доставляли первые церковные колокола.

Демонстрируем звон Cu-Sn (валдайского колокольчика); Au - (обручального кольца) золота, стального колокольчика.

Потом русские мастера стали лить колокола свои, даже лучшего качества. Некоторые металлы (Ni ; Na; K; Ca; Ba) не хранят на открытом воздухе, так как они очень активные. Их хранят по особому - в керосине в стеклянной баночке, асбестовой крошке, в жестяной банке в сейфе под замком. Для металлов характерно явление аллотропии.

Демонстрируем “оловянную чуму”: оловянная проволока заранее подготовленная в холодильнике.

Незнание и непонимание химии привело к гибели экспедицию Р.Скотта на Южном полюсе, который потерял все горючее, так как оно хранилось в баках, запаянных оловом.

Способность элемента образовывать несколько простых веществ при определенных условиях называется “аллотропией”, а простые вещества - аллотропными модификациями.

  • Sn (олово) - пограничный металл, его аллотропные модификации ярко показывают насколько условно деление элементов на металлы и неметаллы.
  • B-Sn (белое олово) - типичный металл.
  • L-Sn (серое олово) - неметалл, серый порошок

Выводы:

  1. При комнатной температуре металлы - твердые вещества, за исключением ртути (она жидкая)
  2. Большинство металлов серебристо-серого цвета с разными оттенками, за исключением золота, меди.
  3. Все металлы имеют характерный блеск, называемый металлическим блеском.
  4. Металлы хорошо проводят тепло и электричество.
  5. Металлы различаются по твердости и сильно различаются по температуре плавления.
  6. Металлы гибкие и ковкие.
  7. Металлы значительно различаются по плотности, например: плотность натрия 0,97 г/см3,а плотность платины 21,45 г/см 3
  1. Упражнения для закрепления.

Упражнение 1. Заполните пропуски, используя нужные слова и выражения.

  • При комнатной температуре металлы находятся в…… агрегатном состоянии, за исключением…………;
  • Они ………, за исключением……… и меди;
  • Они обладают характерным…………;
  • Они хорошо проводят……….. и электричество.

Упражнение 2. Какой металл обладает серебристо-белым цветом и используется для изготовления кастрюль и пищевой фольги (железо, цинк, серебро, алюминий)?

Упражнение 3. Благодаря какому свойству медь можно использовать для изготовления электрических проводов?

  • красно-коричневый цвет;
  • металлический блеск;
  • ковкость;
  • электропроводность

Упражнение 4. Какие из приведенных ниже свойств позволяют нам классифицировать вещество как металл?

  • хрупкость и желтый цвет;
  • хорошая растворимость в воде;
  • тепло и электропроводность, наличие металлического блеска;
  • способность соединяться с кислородом;
  1. Домашнее задание:
  1. § 13 упражнение 1,2 устно
  2. упражнение 5 по желанию