Литературное чтение. С.Есенин. "Берёза"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с творчеством С.Есенина, показать красоту поэзии С.Есенина.

Задачи:

  • учить определять жанровые особенности стихотворения;
  • учить эмоциональному восприятию произведения, анализу художественного образа;
  • учить детей находить в тексте и самим подбирать сравнения, метафоры;
  • формировать выразительное чтение;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование: портрет писателя.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Подготовительный этап
Сегодня мы с вами познакомимся с поэзией удивительного творца, который любил свою родину - Россию. Его имя – Сергей Есенин. (Учитель показывает портрет поэта)

Сергей Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии (на доске “Рязанская губерния”)

 
- Кто из вас знает, что это такое? - Это место, область.
Рос он очень непоседливым ребенком; рано научился плавать, лазил по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади.

Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или о близких ему людях.

 
- Кем был С. Есенин? -С.Есенин был русским поэтом.
- А как называют произведения поэтов? - Такие произведения называются стихотворениями.
- Какие особенности этого жанра вы знаете?
-Стихотворение, которое мы сегодня прочитаем, называется – “Береза”.
- Название, автор, рифма.
  1. Первичное восприятие (целевая установка)
Послушайте стихотворение и представьте образ, описанный в нем. (Учитель читает стихотворение на фоне музыки).  
  1. Анализ произведения
- Понравилось ли стихотворение?
- Какие чувства вы испытываете?
- Что представили, слушая стихотворение?
 
1.Вторичное чтение (учениками)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...

 
2.Словесное рисование (языковый анализ) -Что можно нарисовать - Березу у дома.
-Какое время года? - Зима.
-Почему вы так думаете? - На березе снег.
- Автор говорит о березе, как о живом существе. Из каких слов это понятно? - Он говорит принакрылась, словно человек принакрылся одеялом.
- Может это быть в настоящем? - Нет.
На доске “метафора”
- Такое использование слов называется “метафорой”.  
- С чем сравнивается снег? - Снег сравнивается с серебром.
- Почему автор взял это слово?
- Прочитайте второе четверостишье.
- Снег очень похож на серебро, он также сверкает на солнце.
- Что бы вы нарисовали? - У березы пушистые веточки.
- Как вы понимаете слова “кисти, кайма, бахрома”? - Кисточки бывают пушистые.
- Кайма - бывает по краю, она ограничивает.
- Бахрома – это пушистая кайма.
- Так с чем сравнивает поэт веточки березы? - С кисточками, покрытыми снежной бахромой.
На доске “сравнения” - Когда автор описывает образ, он часто использует такие сравнения, чтобы нам легче было представить, о чем говорится.
- А какую картину можно представить, прочитав 3-е 4-е четырёхстишье? - Береза стоит в сонной тишине
- А почему автор употребил слова “сонная тишина”? - Кругом тишина, потому что зимой природа спит.
- Какую метафору вы прочитали в третьей строке - Снежинки горят.
- Почему вы решили, что это метафора? - В настоящем этого не может быть.
Тогда зачем так написал автор? - Чтобы мы представили, как они светятся и переливаются.
- Какое сравнение в 4-й строке? - Огонь назван “золотым”.
- Прочитайте 4-й отрывок, найдите метафоры. Кого здесь одушевляет автор? - Автор, как о живой рассказывает, о заре.
- Здесь метафоры: “заря обходит”, “обсыпает”.
-Почему автор решил использовать такие слова? - Когда наступает заря, то в природе происходят изменения: выпадает иней, снежок.
- Первые лучи солнца окрашивают всё в розовый цвет, поэтому снежинки словно горят, переливаются.
  1. Обобщающая работа.
- А теперь закройте глаза и постарайтесь представить себе эту берёзу.  
  - Чем привлекла внимание С.Есенина береза, которая росла под его окном?
- С каким настроением надо читать это стихотворение?
- Прочитайте друг другу (работа в парах).

Слушанье чтения нескольких учащихся.

- Своей красотой.
  - Какие средства и приёмы используют поэты, для того чтобы передать в стихотворении точность образа, эмоциональность?
- Что такое метафоры? Найдите их в тексте.
- Что такое сравнения?
- Прочитайте их.
- Метафоры и сравнения.
  - Какие особенности стихотворения, как жанра вы узнали на уроке?
- Мы прочитали стихотворение С.Есенина “Берёза”, такие произведения учат нас замечать красоту природы. Оглянитесь вокруг, вглядитесь в привычные для взгляда вещи, постарайтесь увидеть, почувствовать их красоту.
- Название, автор, рифма, метафоры, сравнения.
  1. Домашнее задание.
Подготовить чтение стихотворения наизусть.