Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле"

Разделы: Литература


Уже много лет прошло с тех пор, как стали доступными всем читателям произведения Михаила Булгакова. Наибольший интерес, без сомнения, вызвал роман “Мастер и Маргарита”. Не остались равнодушными к нему и старшеклассники, потому что в их возрасте особенно волнует темы любви, добра и зла, самоопределения и ответственности за содеянное. Сложность и многоплановость романа отпугивают, необычность сюжета и героев притягивает. Задача школьного учителя – помочь разобраться, расставить акценты, но, самое главное, стимулировать читательский интерес к роману и другим произведениям Михаила Булгакова. Предварительное прочтение романа обязательно. С целью активизации процесса чтения учащимся можно предложить задания, которые помогают определить основные направления работы:

1) перечислить сюжетные линии романа в порядке убывания интереса;
2) определить особенности композиции романа;
3) выписать названия глав в соответствии с развитием сюжетных линий;
4) определить главного героя романа и время его появления на страницах романа и подумать, почему автор применяет такой прием;
5) “раскрасить” в разные цвета главы, принадлежащие отдельным линиям сюжета.

Для того чтобы подготовить к работе большой объём материала, можно дать учащимся задания по группам: 1)подборка материала к работе над образами Понтия Пилата и Иисуса Христа, 2)текстовые материалы для характеристики Воланда, 3)оценка сатирико – бытового плана романа; 4)подборка материалов к работе над образами Мастера и Маргариты.

На изучение романа отводим пять часов. Работу строим по такому плану:

1 урок – “Творческий портрет Михаила Булгакова. Место романа “Мастер и Маргарита” в творчестве писателя”.
2, 3 уроки – “Только человек ответствен за добро и зло на земле” (Библейские мотивы в романе).
4,5  уроки посвящены Мастеру и Маргарите и подведению итогов работы над романом. В данном варианте останавливаемся только 2 и 3 уроках.

Увеличение часов возможно за счёт интеграции с учителем истории, что поможет подвести фактическую основу к событиям романа и разобраться в них. Остановимся подробнее на втором и третьем уроках. Форма урока – “суд” над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это – заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в нужный момент в ход урока, спорить, дискуссировать между собой и с классом, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей, задавать каверзные вопросы, провоцировать учащихся на благородные или вовсе нет поступки. Эпиграфом к уроку можно взять слова М.Пришвина из “Дневника писателя”: “Евангелие надо читать так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на свою повседневную жизнь”. Или эпиграф к самому роману: “…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. (И-.В.Гёте). На доске – выставка репродукций с картин на библейские темы, портреты И.Сталина и его сподвижников.

Урок начинает учитель истории. События, происходящие в стране, которая называлась Союз Советских Социалистических Республик, в 30 годы прошлого столетия были очень непростыми. Прослушайте “Марш энтузиастов”, песню, популярную в то время, и скажите, с чем ассоциируются у вас мелодия и слова? Да, действительно, гимн Сталину его политике. А теперь прочитайте письмо, которое написала “Отцу всех народов” в далеком 1937 году двенадцатилетняя девочка Нина Шевцова (текст письма взят из “Хрестоматии по “Всемирной истории”). Найдите противоречия в тексте письма. Чем объяснить коленопреклоненное отношение девочки к Сталину? (культ личности). В стране к этому времени сложилась командно-административная система, крайнее проявление которой – тоталитаризм, режим, регулирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Строго регламентировалась экономическая система. Партийное руководство лично опекало, а иногда и подменяло государственные хозяйственные органы. Партаппарат сосредоточил в своих руках всю власть: судебную, законодательную, исполнительную. Большое значение имело Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года, которое предписывало заканчивать следствие по политическим делам в 10 дней, рассматривать дела в судах без участия обвинения и защиты; приговор приводить в исполнение немедленно. Человек, попавший под следствие, отчуждался от собственности, власти, управления, не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись групповыми партийно-бюрократическими интересами. Сопротивляться системе было трудно, а часто просто невозможно. Тех же, кто пытался это сделать, ждала одна участь – репрессии. Парадокс эпохи строительства социализма проявлялся в том, что порыв энтузиазма (Днепрогэс, Магнитка) сочетался с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Хорошей почвой для развития культа личности послужила всеобщая неграмотность населения. Героическая и трагическая, полная противоречий жизнь России 30-х годов соединила в себе массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации, революционную романтику масс и низкий уровень образованности и общей культуры, веру в светлое будущее и преклонение перед идолом, трудовые подвиги стахановцев и политические процессы над “вредителями”, прославление героев и массовые репрессии.

Учитель литературы. Вот в такой обстановке с 1929 по 1940 годы М. Булгаков писал роман “Мастер и Маргарита”, роман о непростой российской действительности начала двадцатого века. Слежка, доносы, предательство. Ни слова истины вслух. Только иносказания, недомолвки, полунамёки. Вымысел и фантазия составили основу булгаковского романа. Необычны и его герои. Некоторые из них любезно согласились принять участие в ходе нашего урока.

Еще до урока творческая группа учеников разучивает отдельные мизансцены, затем принимает участие в играх, конкурсах и заданиях по ходу урока.

МАСТЕР. Одет в обычную рубашку и брюки. На плечи накинут больничный халат. В руках чёрная вязаная шапочка с буквой “М”. Произносит слова: “Я – Мастер”. Совершает действия в соответствии с цитатой: “Он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой “М”. Он надел эту шапочку и показался … в профиль и фас, чтобы доказать, что он – мастер”.

ПОНТИЙ ПИЛАТ. Одет в импровизированный белый плащ с красным подбоем.

ВОЛАНД. Одет в чёрный плащ и чёрный берет.

КОРОВЬЕВ. Одет в клетчатые брюки, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки. Усики, как куриные перья, глазки ироничные и полупьяные. Жокейский картузик. Кургузый пиджак. Пенсне (одно стёклышко разбито).

БЕГЕМОТ. Одет по мотивам романа.

МИЗАНСЦЕНА 1.

Учитель литературы представляет героев: Писатель, создавший роман о Понтие Пилате и Иешуа.

МАСТЕР (встает). Я – Мастер.

ПОНТИЙ ПИЛАТ (встает). Я – римский прокуратор Понтий Пилат.

Звучит музыка. Можно использовать любую весёлую, интригующую мелодию. Появляется из–за двери Воланд, за ним Коровьев и Бегемот.

ВОЛАНД. Профессор чёрной магии.

Моя свита (указывает). Коровьев и Бегемот представляются.

Учитель литературы. Герои романа заняли свои места. А мы вернёмся к его тексту. С чего начинается роман? Со спора председателя МАССОЛИТА Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным о существовании Бога. С появления Воланда, который по-своему разрешает этот спор. С гибели Берлиоза, которую предсказал ему Воланд. Мы знаем, как печальна была участь Берлиоза. Сначала сбылось предсказание профессора черной магии, и девушка-комсомолка оказалась повинной в его гибели. Затем таинственным образом исчезла из гроба его голова. Когда она появляется вновь? На балу мертвецов в руках у Воланда: живая, с “полными слёз и страдания глазами”. Воланд закончил спор, начатый на первых страницах романа: “…каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие”. О какой вере идет речь? По идеологии Берлиоза, по отрезании головы жизнь прекращается, и он уходит в небытие. Воланд же поднимает бокал за бытие. Что он имеет ввиду? Что же это такое бытие? Жизнь? Нет, гораздо шире: бытие – это реальность духовного материального мира, отвергаемая Берлиозом. Воланд заставил его поверить в это перед смертью. Исходя из выводов, сделанных нами, давайте попробуем определить жанр романа. Какие бывают романы? (Философские, исторические, психологические, социально-бытовые, фантастические …)

Роман М. Булгакова включает в себя качества каждого из этих романов, но больше всего соответствует определению сатирико-философского романа. В чем же особенность композиции романа? (Роман в романе). Как вы это определили? (Разные авторы, разный стиль изложения текста. В романе Мастера ничего булгаковского: иронии, сатиры, канцеляризмов и т.п.) В каком времени происходит действие романа? (События в Москве 30 годов – бытийное; события, описанные в романе Мастера, – вечностные, связующее звено – Воланд). Кто главный герой романа? (Мастер). Когда он появляется на страницах романа? (Примерно на середине романа). Почему? (Его появление должно быть подготовлено образом Иешуа). Кто такой Иешуа?

Учитель истории. На 30 году правления императора Августа на далёкой окраине Римской империи в Палестине у простой иудейской женщины Марии родился сын Иисус. Это был сын самого иудейского бога Яхве. “Христос” по-гречески “помазанный на царство”. Римской империей в то время управлял император Август, прославившийся захватническими войнами, защитник рабовладельцев. Жестокий правитель, превративший Римскую республику в абсолютную монархию. Иудея входила в состав Римской империи. В этот период времени в ней правил Ирод Великий. Узнав, что в Вифлееме родился Иисус, которому пророчили царский трон, повелел уничтожить всех новорожденных младенцев мужского пола – 14000 человек, в том числе и собственного сына. Август, узнав об этом, сказал: “Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном”. С тех пор имя Ирод стало нарицательным. Понтий Пилат, прокуратор, был назначен кесарем в Иерусалим для наблюдения за сбором налогов и ведения судебных разбирательств. Его правосудие было продажным, потому что он, не колеблясь, брал взятки, и очень жестоким. Понтий Пилат вошёл в историю как участник суда над Иисусом Христом. Из страха за себя он подписал смертный приговор. Иисус был проповедником. В странствиях его сопровождали 12 учеников– апостолов. Три года странствовал он по Палестине. Когда же он пришёл в Иерусалим, жрецы задумали расправиться с Иисусом, потому что они видели, что много людей идёт за ним. Они подкупили одного из учеников – Иуду, и он предал учителя за 30 сребреников. Совет иерусалимских жрецов – синедром – приговорил Иисуса к смертной казни. Вместе с двумя разбойниками Иисус был распят на кресте на холме Голгофа около Иерусалима.

Учитель литературы. Спустя тысячелетия нам, потомкам, дано право судить о поступках людей, чьи имена вошли в историю. Давайте попробуем разобраться в мотивах поведения Понтия Пилата и Иешуа и согласиться или не согласиться с тем вариантом прочтения библейской легенды, который предлагает М. Булгаков в иешуанском романе Мастера. Творческая группа подготовила импровизированную сцену суда над Понтием Пилатом. Воланду и его свите было предложено написать обвинительное заключение. Мастер сам взял на себя роль адвоката. Понтий Пилат подготовил заключительное слово. Все остальные ученики будут присяжными заседателями. Кроме того, у нас есть два свидетеля событий, происходивших в то далёкое утро. Я буду вести судебное заседание.

МИЗАНСЦЕНА 2.

ВОЛАНД (оглашает обвинительное заключение) Понтий Пилат, римский прокуратор. Он виновен в осуждении на смерть безвинного философа, мечтателя и врача Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению Ершалаимского храма и оскорблении Величества Власти.

Учитель литературы предлагает выслушать свидетелей. Первый свидетель пересказывает отрывок о первом обвинении Иешуа и предполагаемом его освобождении. Второй свидетель пересказывает отрывок о втором обвинении Иешуа и приговоре, утверждённом Понтием Пилатом.

После этого учитель литературы предлагает учащимся вопросы для диспута.

Вопросы для диспута.

  1. Иуда – предатель или обманутый?
  2. Иешуа – преступник или невинная жертва?
  3. Понтий Пилат – слуга закона жертва обстоятельств?
    А). Спасти юношу или себя?
    Б). Взять ответственность на себя или переложить её на первосвященника Каифу?
    В). Простить Иуду или, казнив, снять вину с себя?
  4. В чем наказание Понтия Пилата?

МАСТЕР (адвокат). Подсудимым руководили страх за собственную карьеру и, в конечном счёте, жизнь. Он пожалел Га-Ноцри, приказал развязать ему руки, пытался подсказать правильные ответы, убил Иуду, виновного в предательстве, и сохранил память об Иешуа на века. Он заслуживает прощения.

Последнее слово ПОНТИЯ ПИЛАТА. Я виновен. 12000 лун прошло с тех пор. Иешуа часто является мне во сне. Я говорю с ним. Он понимает меня. Во сне всё иначе. Я могу помочь ему и помогаю. Тоска измучила меня. Я должен поговорить с ним. Он меня поймет. Я прошу освободить меня от тоски и одиночества.

Учитель литературы. Как разрешает эту ситуацию Булгаков в финале романа?

Ученик. Выразительное чтение отрывка из главы 32 “Прощение и вечный приют” со слов “Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то…” до слов “…вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он”.

Учитель литературы. Договорятся ли между собой Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат? Как говорит об этом Воланд? Уверен ли он однозначном ответе? И это Воланд, который достоверно мог предсказать судьбу любого человека…Почему? Натура его сложна и противоречива. Чтобы понять это, мы должны узнать о нем побольше.

Учитель истории. До сотворения людей Бог создал для жизни в небесной сфере более высокую форму жизни – большое число ангелов. Один из них, самый могущественный, ангел по имени Денница, возгордился своей силой и решил сам стать равным Богу. Начал клеветать на Бога, противоречить ему, и поэтому стал злым, темным духом – дьяволом, сатаной. Слово “дьявол” означает клеветник, слово “сатана” – противник. Противник Бога и всего доброго. Позже он склонил к мятежу других духов. Они стали известны как демоны, бесы. Так возникло в Божьем царстве зло. Против Сатаны выступил архангел Михаил. На небе произошла битва. Не могла злая сила устоять против ангелов Божьих, и упал Сатана вместе с бесами, как молния, в преисподнюю, в ад, место, где пребывают злые духи – падшие ангелы. Они так утвердились во зле, что не могут быть добрыми. Восстав против Бога, люди подпадают под власть Сатаны и его демонов. Библия называет Сатану “Богом века сего” – мир находится во власти лукавого. Иисус назвал Сатану “князем мира сего”.

Учитель литературы. Итак, Воланд – одно из имён дьявола. Под какими именами мы встречали его в других художественных произведениях? С помощью ребят на доске появляется запись: Сатана, Люцифер, Асмодей, Мефистофель, Вельзевул, Демон, Воланд.

Образ Воланда в романе М. Булгакова сложен и многозначен. Такого дьявола, как в романе “Мастер и Маргарита”, в мире ещё не существовало. Дать ему однозначную характеристику практически невозможно. Я предлагаю вам сравнить оценки этого образа, которые сделали разные литературоведы.

Ученики самостоятельно делают сравнительный анализ высказываний о Воланде, заранее отпечатанных на карточках.

Текст карточек.

В.Лакшин: Воланд – “ палач порока”, “карающий меч в руках правосудия”.

Л. Яновская: Воланд – сила, вскрывающая и разоблачающая зло. Он способен различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно (подвиг Мастера, самоотверженную любовь Маргариты, раскаяние Понтия Пилата).

Е. Яблоков: Воланд внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. “Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес-человеческий. Его “ведомство” выполняет лишь функцию “катализатора”, доводя явления до логического конца, до идеи, которая вытекает всё ж из сущности явления, а не навязывается извне”.

Учитель литературы. Уложить образ Воланда в “прокрустово ложе” какой-либо теории практически невозможно. Эти формулировки дополняют друг друга. Далее в ход урока “вмешиваются” костюмированные герои: инсценировка отрывка по мотивам романа “Сеанс чёрной магии в варьете”.

МИЗАНСЦЕНА 3.

КОРОВЬЕВ. Простите, господа. Речь, кажется, зашла о мессире? Позвольте несколько слов мне и моим коллегам.

КОТ БЕГЕМОТ. Предлагаю провести сеанс интеллектуальной магии.

ВОЛАНД. Кресло мне! (Кот Бегемот ставит кресло. Воланд садится). Скажи, любезный Фагот, как, по-твоему, ведь московское общество практически не изменилось?

КОРОВЬЕВ. Точно так, мессир.

ВОЛАНД. Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего и говорить, но появились эти…как их…трамваи…автомобили… КОРОВЬЕВ. (подсказывает) Автобусы…

ВОЛАНД. Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая

КОРОВЬЕВ. (подсказывает) Аппаратура…

ВОЛАНД. Совершенно верно, благодарю. Более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

КОРОВЬЕВ. Да, это важнейший вопрос, сударь.

Далее следует “сеанс интеллектуальной магии”, цель которого – выявить глубину прочтения текста, знание фактического материала по литературе. Кроме того, в него включены задания на осмысленное понимание нравственной ценности библейских постулатов. Провести сеанс может кто-либо из костюмированных героев или сам учитель. За каждый правильный ответ ученик получает награду – фальшивую денежную купюру или вырезанный из бумаги цветочек (выбор делает сам ученик; количество полученных наград позволяет оценить вклад каждого в работу на уроке). В классе зашторены окна, потушен свет и зажжены свечи.

ФАГОТ и БЕГЕМОТ. (Перебивая друг друга) Только для вас и только сейчас – сеанс интеллектуальной магии!

КОРОВЬЕВ. Изменились ли люди, мессир, сейчас выясним. Для начала приглашаем на сцену всех желающих! Победитель получает вознаграждение в любой валюте, какую только пожелает!

БЕГЕМОТ. Вот перед вами разные слова. Составить из них текст может только тот, кто знает легенду о сотворении мира. (Потирает руки в нетерпении). Ну, кто хочет заработать побольше деньжишек?

Слова для текста: Адам, Ева, рай, дьявол-искуситель, грех, изгнание, Каин и Авель, Всемирный потоп, Ной, ковчег, голубь, Хам, столпотворение, Авраам. Ученики отвечают – кот расплачивается фальшивыми купюрами.

КОРОВЬЕВ. А теперь посмотрим, насколько хорошо современная молодежь знает библейские заповеди. Я читаю, а вы, если не согласны, поправьте. Читает. За правильный ответ расплачивается.

  1. Блаженны плачущие, ибо они наплачутся досыта (ибо они утешатся).
  2. Судите всех подряд, поскольку много найдется желающих вас осудить (Не судите, да не судимы будете).
  3. Блаженны плачущие и жаждущие правды, ибо они жаждут невозможного (…, ибо они насытятся).
  4. Ищи в глазах брата твоего как можно больше сучков. В свои же не смотри, все равно ничего не увидишь (В чужом глазу соринку увидишь, а в своём бревна не заметишь).
  5. Пусть левая рука твоя никогда ничего не делает, правая пусть делает то же, что и левая. (Пусть правая рука твоя всегда трудится, левая же пусть делает то же, что и правая).
  6. Не прощайте людям согрешения их, они вам тоже их не простят (Простите, и вам простят).
  7. Просите – вам всё равно ничего не дадут, ищите – всё равно не найдёте, стучите – вам всё равно не откроют. (Просите – и вам дадут, ищите, и вы найдёте, стучите, и вам откроют).
  8. Не вздумай возлюбить ближнего своего, люби только себя (Возлюби ближнего, как самого себя).
  9. Всякий возвышающий себя возвышен будет, унижающий себя – унижен. (Всякий возвышающий себя унижен будет, всякий унижающий себя – возвышен).

КОТ БЕГЕМОТ. Ну вот, мессир, с ними всё понятно. Народ нисколько не изменился. Заповеди цитируют только за деньги, а там, где деньги главенствуют, работы нам хватит надолго.

Учитель литературы. Позвольте с вами не согласиться. Я уверена, что вы сделали ошибочный вывод. Наши ребята умеют отличать добро от зла и следовать его идеалам. Они много читают, образованны, добры и милосердны. Разрешите предложить им несколько заданий, которые выявят уровень их начитанности. Суть заданий в том, чтобы вставить недостающее слово в цитату из текста романа.

Образцы заданий.

  1. “А тут ещё кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом: “Сеанс окончен! ( ?)! Урежьте марш!” (Пропущено слово “маэстро”).
  2. “Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у Сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши (?). Подпись – Бегемот”. (Пропущено слово “боров”).
  3. “…под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была (?).” (“…отрезанная голова Берлиоза”).
  4. “Римского прокуратора называть (?). Других слов не говорить. Смирно стоять.” (Игемон).
  5. “… он никакой не интурист, а (?). Это русский эмигрант, перебравшийся к нам, спрашивай у него документы, а то уйдёт”. (Шпион)
  6. “Её нагота вдруг стала стеснять её. Она поднялась из-за стола. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный (?), а Коровьев набросил его Маргарите на плечи”. (Халат).
  7. “Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи (?) (Понтий Пилат).
  8. “-Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках (?), – кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита”. (Револьвер).

По окончании игры гасятся свечи, включается свет. Под исполнение песни Игоря Талькова “Сатана плясать устал” костюмированные герои здесь же при всех снимают свою атрибутику и возвращаются в число учеников. Само звучание песни и её слова комментария не требуют: слишком высок эмоциональный накал. Учителю лишь следует направить его в нужное русло: нынешний век несовершенен, и человеку ещё много надо работать над собой. Беседа о судьбе Игоря Талькова.

Учитель литературы. Наши помощники вернулись к исполнению своих прямых обязанностей, а нам предстоит ещё заполнить “Дело №…” о “подвигах” Воланда и его свиты во время “московской дьяволиады”. Ученики самостоятельно заполняют таблицу (можно в парах)

Дело №_____ о “подвигах” Воланда и его свиты в Москве.

факты

аргументы

место действия

Москва, Садовая 302-бис, кв. 50, “Грибоедов”, Варьете, канцелярия зрелищной комиссии

время действия

четверг, пятница, суббота

исполнители

Воланд, Коровьев, Кот Бегемот, Гелла, Азазелло

пострадавшие

Берлиоз, Стёпа Лиходеев, директор Варьете Римский и другие

действия

отрезание головы Берлиозу, сеанс “чёрной магии”, исчезновение руководства Варьете, происшествия в “нехорошей” квартире, обман в магазине, поджог Торгсина на Смоленском рынке, ресторана “У Грибоедова”, бал Воланда

побуждения

наказание людей за безнравственность, скопидомство, карьеризм, взяточничество, доносительство, трусость, предательство, бездуховность и т.д.

итоги

Берлиоз мёртв. Менгель мёртв и не погребён. Стёпа Лиходеев управляет гастрономом в Ростове. Алоизий Могарыч въезжает в чужую квартиру и занимает кабинет финдиректора Варьете Римского

вывод

порок неискореним, потому что “бесовское начало” в самом человеке

Учитель литературы. Какую же функцию в романе выполняют два начала, о которых мы говорили сегодня, – Иешуа и Воланд? (Добро и зло). А могут ли добро зло существовать независимо друг от друга? Добро в чистом виде или зло в чистом виде? (Нет).

Итоги урока. Выставление оценок. Анализ ответов учащихся.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра “Только человек ответствен за добро и зло на земле”.