Открытый урок по теме "Углерод и его соединения". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: обобщение знаний по теме “Углерод и его соединения”.

Оборудование: кристаллические решетки алмаза и графита, наборы реактивов, схема “Круговорот углерода в природе”.

Ход урока

Учащиеся предварительно делятся на команды, придумывают этим командам шуточные названия. Рассаживаются по своим командам. Представляется жюри из учителей и старшеклассников.

1-й конкурс “Визитка”:

Каждая команда должна представить свое название и обосновать связь этого названия с темой урока. (Чаще всего встречаются названия “Алмаз”, “Графит”, “Карборунд”, “Углерод”, “Мрамор” и т.д.).

2-й конкурс “Поэтический”:

Представители команд подходят к столу жюри и вытягивают 2 бумажки со словами и терминами, относящимися к данной теме (например “сажа”, “алмаз”, “пропан”, “метан”, “углекислота” и т.д.). в течении 3-х минут команды должны сочинить четверостишия с применением данных слов.

(Например: Углерод плюс водород
И если ты в химии полный профан,
Все равно обязан знать –
Получается метан.)

3-й конкурс “Экспериментальный”:

Объявляется условие задачи: “Один ученик, определяя в ходе практической работы растворы сульфата калия и карбоната натрия, добавил к обоим растворам раствор хлорида бария. В обоих случаях выпали осадки белого цвета. Как ему определить, в какой из пробирок изначально содержался сульфат и карбонат?”

Командам выдаются по две пробирки с белыми осадками. С помощью имеющихся на столе реактивов они должны решить эту задачу и составить уравнения протекающих реакций в молекулярном и ионном видах.

4-й конкурс “Цепи кованые”:

Команды получают карточки с “цепочками превращений”. Ученики должны составить уравнение химических реакций, с помощью которых можно осуществить данные превращения.

5-й конкурс “Расшифровка посланий предков”:

За предыдущие годы накопился материал, составленный учащимися и подкорректированный учителем из конкурса №2. команды получают стихотворения и пытаются объяснить, какие химические процессы в них описаны.

(Например: CO2 – наш герой.
Но были братья у него,
Они ограбили его.
Наполовину стал оксид бедней,
Стал легче, злее и мудрей.

Здесь описывается процесс превращения углекислого газа в угарный газ.

Порошок у нас на кухне,
Он совсем-совсем невкусный.
Брошу в уксус его я
И увижу, как пузырьки летят.

Здесь показано взаимодействие соды с кислотами.)

6-й конкурс “Блиц” (конкурс капитанов):

Капитанам команд по очереди предлагаются вопросы, на которые они практически сразу дают ответ. Если капитан не смог ответить на вопрос, ему может помочь его команда.

  1. В какой группе ПСХЭ Д.И.Менделеева располагается углерод? (В 4А группе).
  2. В каком периоде ПСХЭ Д.И.Менделеева располагается углерод? (Во втором).
  3. Сколько энергетических уровней в атоме углерода? (Два).
  4. Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне в атоме углерода? (Шесть).
  5. Тривиальное название оксида углерода (IV). (Углекислый газ).
  6. Тривиальное название оксида углерода (II). (Угарный газ).
  7. Формула угольной кислоты. (H2CO3).
  8. Название солей угольной кислоты. (Карбонаты).
  9. Процесс, который славится активированный уголь. (Адсорбция).
  10. Назвать аллотропные видоизменения углерода, кроме алмаза и графита. (Карбин, поликумулен).

После окончания всех конкурсов жюри подводит итоги, оглашает результаты, а учитель призывает команды соперников “жить дружно и в знак этого выпить по чашке мирного напитка – лимонада, который опять-таки связан с темой нашего урока”.