Информационные технологии в преподавании экологии. Урок-игра "Умники и умницы"

Разделы: Информатика, Экология

Ключевые слова: умники и умницы


Данный урок проводится в 11-х классах с использованием ТСО, в частности компьютера, мультимедийного проектора и экрана. Сама презентация находиться в файле приложение 1.

Цель: целью данного урока является проверка знаний учащихся по экологии.

Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает капитана и предлагает свое название. Команды соревнуются в знании терминов, законов и ученых.

I. Отборочный тур для команд. Все команды получают одно и то же задание и приступают к решению. Письменные ответы сдаются ведущему. Пока идет проверка ответов, заполнить паузу можно демонстрацией видеоклипа на экологическую тему, предложить придумать каждой команде девиз или герб.

Вопросы отборочного тура:

В каком году и кем предложен термин “Экология”? – Термин экология был предложен немецким зоологом Эрнестом Геккелем в 1866 году.

Дайте полное определение термина экология – Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей неживой природой.

Что такое абиотические факторы? Приведите примеры – факторы неживой природы (температура, свет, влажность и т. д.)

Отведите термины к соответствующим наукам. На слайде приведены термины относящиеся к следующим наукам: биология, химия, география.

Даны следующие виды и их нужно распределить в правильном порядке:

Продуценты – Венерина мухоловка, вероника седая;

Консументы 1 порядка – олень, мышь, белка;

Консументы 2 порядка – змея, сова;

Консументы 3 порядка – соболь, тигр.

Команда, которая дала больше правильных ответов, получает право первым выбирать дорожку, второе место – вторым, третье место – то, что осталось.

II. На дорожку выходят капитаны команд, и выбирают дорожки (красная, желтая, зеленая). На экране появляется категории вопросов: термины, законы, ученые. Капитаны команд выбирают вопросы из вышеуказанных категорий и дают ответы, посовещавшись с командой. За каждый правильный ответ игрок передвигается на одно деление.

Термины

Что такое биотический фактор? – факторы живой природы (взаимоотношения живых организмов между собой)

Что такое анабиоз? – состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности настолько замедлены, что отсутствуют видимые признаки жизни.

Что такое фотопериодизм? – реакция организма на продолжительность дня.

Что такое мутуализм? – форма симбиоза, при которой, каждый из сожительствующих организмов получает выгоду от своего симбионта.

Каких живых организмов называют стенобионтами? – организмы, требующие строго определенных условий среды.

Законы

Как звучит правило Аллена? – чем дальше на север, тем меньше выступающие части тела (фенек, лиса, песец).

Как гласит правило Беркмана? – чем дальше на север, тем больше размеры тела (гималайский медведь, бурый медведь, белый медведь).

Правило конкурентного исключения (закон Гаузе) – невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями.

Правило Тинеманна – чем беднее видами сообщество, тем выше может быть численность каждого отдельного вида.

Ученые

Какой термин ввел в науку английский ботаник А. Тенсли – Экосистема.

Выдающийся русский ученый, основоположник науки геохимии. Создал учение о биосфере земли. – В.И. Вернадский.

Как зовут немецкого гидробиолога, основавшее учение о биоценозах – К. Мебиус.

Как зовут российского ученого, основоположника экспериментальной экологии – Г.Ф. Гаузе.

Игра заканчивается подведением итогов.