"Наши чувства"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: показать подросткам многообразие мира чувств, привести к осознанию важности любых чувств, сформировать умение выражать свои чувства.

Оборудование: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Приветствие, знакомство, обозначение темы.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, вы, так или иначе, проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа, учеба могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах также проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями. Таким образом, чувства и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Они затрагивают самые различные области нашей с вами жизни. Это может быть:

– общение со сверстниками,
– взаимоотношения с взрослыми,
– учеба,
– спорт,
– размышления о самом себе,
– путешествия и познание окружающего мира.

Для того, чтобы лучше понять как возникают чувства, давайте поиграем в игру “Колечко”.

“Колечко”

Цель: создание основы для появления различных чувств у участников группы, подготовка группы к совместной работе.

Ребята становятся в круг (лицом к центру) и делают ладонями “карманчик” , в центре круга становится ведущий – его руки сложены также. В его “карманчике” лежит “колечко” – любой мелкий предмет (колечко, значок, ластик и пр.). Проходя по кругу, ведущий незаметно перекладывает “колечко” в чьи-либо ладони. После того, как он обошел круг, спрашивает у группы, как они думают: у кого “колечко”. Обладатель “колечка”, конечно, сохраняет это в секрете. Кто угадывает обладателя, тот и становится ведущим.

Обсуждение: какие чувства возникали у участников в процессе игры, кем быть интереснее – ведущим или обладателем “колечка”, какие чувства возникли у того, кому ни разу не положили “колечка”.

“Мозговой штурм” – какие чувства бывают

Мир чувств и эмоций, переживаемых человеком, велик. Давайте вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые когда-либо вы испытывали. Называем как можно больше, а я записываю.

Очень хорошо!

Упражнение “Где живут наши чувства”

Возьмите бумагу и нарисуйте человечка. Я буду называть по одному чувства, а вы на рисунке должны будете обозначать: где, в какой части тела вы данное чувство ощущаете; мысленно отметить, в каких ситуациях вы его испытывали.

Итак,

  • обида,
  • радость,
  • страх,
  • гордость,
  • злость,
  • грусть.

Обсуждение:

? Какое из этих чувств вы испытываете чаще.

? Назовите ситуации.

? Все ли чувства, которые переживают наши человечки, одинаковы.

Мозговой штурм

Как вы могли бы разделить все чувства, которые мы сегодня вспомнили, на две группы.

хорошие плохие
нужные ненужные
спокойные беспокойные
легкие тяжелые.

Не существует хороших или плохих чувств. А ведь большинство из нас подсознательно думает, что любое приятное чувство – благо, а неприятное – зло. Давайте мы назовем эти два вида чувств, например “приятными” и “неприятными” и будем учиться справляться с ними. В частности, “неприятные” ощущения не доставляют нам радости, но психически здоровый человек обязан научиться справляться с ними.

Подружиться с “неприятными” чувствами вам поможет знание их нужности. Так, например:

    • Чувство страха предупреждает нас об опасности, показывает, что нужно искать защиты и поддержки.
    • Злость служит сигналом, что твои или чьи-то права нарушены; дает нам силы, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.
    • Чувство одиночества подсказывает: тебе не хватает человеческого общения; значит нужно налаживать более тесные отношения с окружающими.

Упражнение “Чемодан с вещами”.

Ребятам показываем лист на котором изображены следующие предметы: подушка, кроссовки, носовые платочки, ручка и тетрадь, книга, плеер и наушники.

- Посмотрите, пожалуйста, на предметы, изображенные на этом листе. Давайте порассуждаем: как каждый предмет помог бы вам выразить свои “неприятные” чувства.

Давайте запишем все ваши варианты.

При необходимости, дополните список ребят следующими способами:

    • изобразить чувство красками, карандашами, нарисовать картину;
    • послушать любимую музыку, потанцевать, спеть сыграть на музыкальных инструментах;
    • поделиться возникшим чувством с родителями, лучшим другом, близким человеком; а также выразить чувство в дневнике, письме;
    • попрыгать, покувыркаться, заняться спортом;
    • поплакать или посмеяться;
    • посчитать или успокоиться;
    • заняться физическим трудом.

Маленькие рекомендации:

1. Более жесткие, агрессивные чувства лучше выражать в одиночестве, так как это может оказаться опасным.
2. Тяжелые чувства тоски, горя – лучше выражать в присутствии других.
3. Радостные чувства можно выражать как угодно – они никому не угрожают.