Урок "Соли аммония, нитраты"

Разделы: Химия


Цели урока:

Обучающие: изучить состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов.

Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.

Уметь доказывать особые свойства солей аммония и нитратов; закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента, соблюдать правила по технике безопасности.

Развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся - формировать умение сравнивать, обобщать. Развивать навыки самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, готовить план ответа, план предстоящей работы.

Воспитывающие: продолжить формирование причинно-следственую зависимость, развитие от простого к сложному.

Оборудование: для учителя: лабораторный штатив, пробирки, спиртовка, уголь, NH4Cl, KNO3, концH2SO4, медные стружки; для учеников на парты – спиртовка, держатель для пробирок, универсальная индикаторная бумага, NH4Cl, NaOH .

На парты раздаются инструктивные карты (Таблица №1)

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Постановка целей и задач:

В состав солей аммония и нитратов входит азот . Применение солей аммония и нитратов в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей .

/Письменные задания записываются на доске , вызываются ученики./

Инструктивная карта

Вопросы, подлежащие рассмотрению

Задания и упражнения

Литература

Д\З

1

Состав и строение

солей аммония и нитратов

1)Составьте формулы:

а) солей аммония, образованных соляной, угольной, серной, фосфорной и азотной кислотами, назовите их

б) солей азотной кислоты, образованных следующими металлами: K, Na, Ca, Ba, Sr, Pb-назовите их

2)Определите в этих солях тип связи, тип кристаллической решётки(5-7мин)

О. С. Габриелян

Химия 9 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Дрофа,М-2002

§ 25 стр 116

§ 26 стр 120

§25, 26

Дополнение

Нитраты щелочных металлов, щелочно-земельных металлов и аммония называются селитрами. Особое значение имеют соли: NaNO3- чилийская селитра (натриевая), Сa(NO3)2 – норвежская селитра (кальциевая), KNO3 – индийская селитра (калиевая). Из-за природных залежей этих солей возникали конфликты, вспыхивали войны. Такие войны вели между собой в прошлом Боливия, Чили, Перу. Это было связано с тем ,что селитры используются в качестве удобрений.

2

Физические свойства солей аммония и нитратов

1)Охарактеризуйте физические свойства солей аммония и нитратов, отметьте их особенности при растворении в воде. Дайте обоснованный ответ(2-4мин)

§ 25 стр 116

§ 26 стр 120-121

 

 

3

Общие химические свойства солей аммония и нитратов с точки зрения ТЭД

1)Какие общие химические свойства будут характерны для солей аммония и нитратов?

Составьте общую схему

2) Запишите уравнения диссоциации следующих солей :

NH4CL, (NH4)2CO3, NH4NO3, Cu(NO3)2 .

Установите, что общего при диссоциации указанных солей со всеми солями? Что общего у солей аммония? У нитратов? (7 мин)

3) С какими из перечисленных веществ: р-р NaOH, p-p HNO3, Mg, p-p AgNO3, – будут вступать в реакцию следующие соли: (NH4)2SO4, (NH4)2CO3, Cu(NO3)2

Уравнения реакций записываются только те, что идут в молекулярном, ионном, некоторые в окислительно-восста-новительном виде (20 мин) (можно разделить класс на группы)

4) Сделайте общий вывод о химических свойствах этих солей и сходстве их с другими солями

§ 25стр116

§26 стр 120

 

Ответ учеников(записывается в тетрадь)

1)Схема

 

2)Уравнения диссоциации записываются на доске.

NH4Cl <—> NH4+ + Cl-
(NH4)2CO3 <—>2NH4+ + CO32-
NH4NO3 <—> NH4+ + NO3-
Cu(NO3)2 <—> Cu2+ + 2NO3-

- При диссоциации данных солей в качестве катионов образуются ионы аммония и ион металла, а анионов – ионы кислотных остатков.

- У всех солей аммония при диссоциации образуется катион аммония.

- У всех нитратов при диссоциации образуется в качестве аниона нитрат - ион

3)Примерные ответы учащихся

1 группа

(NH4)2CO3 +2HNO3 —> 2NH4NO3 + H2O + CO2
2NH4+ + CO32- + 2H+ + 2NO3-—> 2NH4+ + 2NO3- + H2O + CO2
CO32- + 2H+ —> H2O + CO2
(NH4)2CO3 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O + Na2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Na+ + 2OH- —> 2NH3^ + 2H2O + 2Na+ + CO32-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2O
(NH4)2CO3 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3 + Ag2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Ag+ + 2NO3- —> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2CO3
2Ag+ + CO32- —> Ag2CO3

2 группа

(NH4)2SO4 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O + Na2SO4
2NH4+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- —> 2NH3^ + 2H2O +2Na+ + SO42-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2
(NH4)2SO4 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3 + Ag2SO4v
2NH4+ + SO42- + 2Ag+ + 2NO3- —> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2SO4v

2Ag+ + SO42- —> Ag2SO4

3 группа

Cu(NO3)2 + 2NaOH —> Cu(OH)2 + 2NaNO3
Cu2+ + 2NO3- + 2Na+ + 2OH- —> Cu(OH)2 + 2Na+ + 2NO3-
Cu2+ + 2OH- —> Cu(OH)2
Mg + Cu(NO3)2 —> Mg(NO3)2 + Cu
Mg0 -2? —> Mg+2 | 2 | 1 | восстановитель
Cu+2 +2? —> Cu0 | 2 | 1 | окислитель

- Данные соли проявляют типичные свойства солей, т. е. вступают в реакции с кислотами, основаниями, солями, с более активными металлами.

4

Специфические свойства солей аммония и нитратов.

1) Какое из общих свойств солей является специфичным для солей аммония? Объясните это на основе ТЭД, подтвердите лабораторным опытом (см. учебник стр.116)

2) Что общего и различного в отношении солей аммония и нитратов к нагреванию? Сделать вывод.

3)Сделать вывод о том, какими общими и специфическими свойствами обладают соли аммония и нитраты.

§ 25 стр 116

§ 26 стр 121

 

1. Лабораторный опыт по учебнику

NH4Cl + NaOH —> NH3^ + H2O + NaCl

В сокращённом виде

NH4+ + OH- —> NH3 + H2O – это первая качественная реакция на растворы солей аммония.

Дополнение учителя:

2) 1- При нагревании сухие соли аммония разлагаются.t0

NH4Cl <—> NH3 + HCl (демонстрация) – это вторая качественная реакция на соли аммония.

2 - Сухие нитраты тоже разлагаются при нагревании, но по-особому.

img2.gif (2411 bytes)

Исключение: NH4NO3 —> N2O + H2O

Демонстрация опыта: В расплавленную калийную селитру (или натриевую) бросить кусочек раскалённого древесного угля – он быстро сгорает за счёт выделяющегося кислорода .

2KNO3 2KNO2 + O2.

сухой. Это первая качественная реакция на сухие нитраты.

3) Вторая качественная реакция на растворы нитратов.

Растворы нитратов можно определить с помощью концентрированной серной кислоты и медных стружек.

1 ст. KNO3 + H2SO4 кKHSO4 + HNO3конц

2 ст. Cu + 4HNO3к Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O – выделяется бурый газ – NO2

5

Применение нитратов и солей аммония

В каких областях применяются соли аммония и нитраты?

§25 стр 117

§ 26 стр 120

 

Рассказ учителя.

Благодаря своим свойствам соли аммония, и нитраты находят широкое применение в народном и сельском хозяйстве:

  • в осветительной технике (нитраты бария и стронция) и пиротехнике (разложение при нагревании) – аммоналы;
  • в хлебопечении;
  • в кондитерской промышленности;
  • в сельском хозяйстве – удобрения;
  • при паянии металлов (NH4Cl) – взаимодействует с оксидами металлов, при этом выделяется HCl, который очищает поверхность металла;
  • NH4Cl – электролит в сухих элементах.

Заключение (учитель).

Роль соединений азота в жизни человека и общества очень велика, а применение разнообразно. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония и нитраты могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого.

Задание на дом:§ 25, 26, §25 упр 4; § 26 упр 7 (задача).

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2002. - 224 с.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 9 класс. М.Блик и Ко. 2001. 399 с.
  3. Егоров А.С. Химия. Пособие–репетитор для поступающих в вузы. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. 768 с.

Приложение