Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста (Из опыта работы)

Разделы: Музыка


План

  1. Введение. Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.
  2. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка младшего школьного возраста. Практические упражнения.
  3. Выводы. 

. Развитие детского голоса – это качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а так же развитие специфически вокальных способностей. Сюда входят:

  1. анатомо-морфологическое развитие голоса образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
  2. функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом и всей системой обратной связи “голос-слух”;
  3. накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);
  4. совершенствования качеств звучания голоса (тембр, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности – с другой;
  5. установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведение голосом.

Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания – выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно управляемый, волевой, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат – совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань – центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок – основной мышцы гортани. Наряду с языком гортань является наиболее богато иннервированным органом и имеет тесную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. С точки зрения физиологии пения считается целесообразным, если в процессе фонации гортань находится в стоянии относительного покоя. Уровень ее расположения при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса.

Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека:

– от 3 до 14 лет, то есть до периода мутации, развитие гортани происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на ?, а у девочек – на ?.

– к 12-13 годам длина голосовых складок у мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее.

Голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различаются. Только в момент, когда под влиянием желез внутренней секреции начинается процесс решительной перестройки организма, наступает и резкое различие в вокальной функции – мутация голоса.

В период мутации у мальчиков гортань вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед, голосовые складки вытягиваются в длину и достигают 2-2,5 см; голос при этом сразу понижается по октаву; грудной регистр становится тембрально богаче.

О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Однако не всякое способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.

II. Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенка речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания (“му-му” “гав-гав” и т.д.). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часть, призывая к тишине (“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки “хорошего поведения”, является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа привело к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. громкость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого).

На речевом этапе надо работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержании работы на речевом этапе можно включать голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.

Несколько примеров из практического материала:

Кто как поет

В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным легким голосом. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка – низким, грудным.

Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье.
Вместе с нами голоси:
“До, ре, ми, фа, соль, ля, си”.
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!

В мире звуки хороши
К ним прислушаться спеши
В музыке лишь три регистра –
Есть высокий, средний, низкий.

Мой природный голосок –
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Послушай, как пищит цыпленок: “Пи-пи-пи”.
И тигренок не молчит –
Низким голосом рычит: “Рррр!”

А бычок мычит упрямо,
Просит молока у мамы,
Терпеливо маму ждет,
Толстым голосом поем: “Мууууу!”

Высоко щебечут птицы,
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.

Песенка про смех

Все игрушки любят смех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Это хахоньки для всех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Им смешинка в рот попала –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
И в животике застряла –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Мишки весело хохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
Толстым голосом грохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
А мартышки верещат –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Тонким голосом пищать –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”

Поезд

Поезд подает сигнал – дети тянут “ту-у-у-у”
Он стоять уже устал. дети произносят “чух-чух” с
Набирает поезд ход, ускорением (замедлением) темпа
Свою песенку поет. произносят на выдохе “пш-ш-ш”.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить
Всем кого б ни встретил
– Это знают дети.
Скажешь “Здравствуй!2 и в ответ
Прозвучит: “Привет! Привет!”

Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, звонкий каблучок!
И малышка светлячок!
Здравствуй, поросенок!
И маленький теленок!
Здравствуй, шустрый ветерок!
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, сонная ворона!
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам!
Громким детским голосам!
дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп)
топают (топ, топ)
квакают (ква, ква)
кукуют (ку-ку, ку-ку)
цокают языком (цок, цок, цок)
на выдохе произносят: “С”
хрюкают (хрю, хрю)
мычат (му-му)
дуют
“звенят” голосами (а-а-а)
дети издают шумовой звук без фиксированной
звуковысотности (вибрант гортани)
тянут “ту-у-у”
тикают “тик-так”
громко кричат
.

Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Игры с голосом (в том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Координационно-подвижные игры – жанр детского фольклора. Использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизированная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

  • Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • Дают возможность детям “играть” своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • Развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • Учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;
  • Координационно-ритмическая игра с пением “Здравствуйте”

Игра обычно проводится в начале занятия и способствует концентрации внимания детей.

  • 1. Ручки, ручки, просыпайтесь,
    Здравствуйте!
    Ласковые ручки наши,
    Здравствуйте!
    Пальчики сердитые,
    Здравствуйте!
    И ладошки, наши крошки,
    Здравствуйте!

    3. Разбудите ножки.
    Ножки, здравствуйте
    И притопы, и пружинки
    Здравствуйте!

    2. – развести руки в стороны, подтянуться
    – погладить ладошки,
    – ритмично (на каждую долю) хлопать

    в ладоши

    4. – пошлепать по ногам,
    – наклониться к ножкам,

    – притопнуть,
    – слегка присесть
    – ритмично на (каждую долю)

    топать ногами
    выполнять легкие приседания

    8. – пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта улыбнуться окружающим

    • 9. – улыбнуться и кивнуть друг другу

    подмигнуть

    И притопы, и притопы
    Здравствуйте!
    И пружинки, и пружинки,
    Здравствуйте!

    4. Глазки, ушки, носик, ротик,
    Здравствуйте!
    И улыбки, улыбки,
    Здравствуйте!

    5. Все друг другу улыбнитесь,
    Здравствуйте!
    И лукаво подмигните,
    Здравствуйте!

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • Развивают мышечный аппарат; мелкую моторику; тактильную чувствительность;
  • “Предвосхищают” сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • Повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Музыканты

Я на дудочке играю, шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке
Саша на гармошке, сводить и разводить сжатые кулачки
Петр на балалайке, движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке
А Илья на ложках. стучать указательными пальцами один о другой.
   

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровлении голоса ребенка.

1. К.Д. Ушинский писал: “Запоют дети – запоет страна”, а поющий народ – это сильный народ. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами – певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами. Огромная роль музыкально-певческого воспитания принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально образован.

Главная задача учителя музыки – бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке.

Часто в жизни бывает так: человек слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Все дело в том, что у человека часто отсутствует координация между голосом и слухом, глазом и рукой, телом. Это приводит к отсутствию способности к творческому самовыражению и, как следствие, к заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам.

Главная задача – увлечь, заинтересовать детей, снять “тормоз”, добиться хоть минимального успеха в их творческом самовыражении.

Занятия с детьми можно проводить с движениями рук, которое дает телу раскрепощение, эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.

Интонационно-речевые упражнения позволяют добиться у детей внимания, артистичности. Особенно важно обратить внимание на аккуратность выполнения тех или иных заданий, например:

  • движения должны быть медленными, плавными; прикосновения к лицу, рукам, телу бережное, тактичное;
  • посадка – на краешке стула, спина прямая, пятки на полу, чтобы не изгибался воздушный столб, идущий от исполнителя, не портилась осанка;
  • движения волнообразные, плавные, красивые;
  • голос звучит мягко, с растягиванием гласных. Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

Предлагаемые игры и звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.

Подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеобразовательную и профилактическую функцию.

Многочисленные игровые моменты, присущие занятиям, звучание музыки в записи и исполнении педагога, движение под музыку, физкультминутка, чтение стихов и сказок, живое общение с детьми пробуждает внимание и интерес детей, позволяют удерживать их в “тонусе” в течении всего занятия.

Литература

  1. О.В. Кацер “Значение голосовых упражнений в развитии ребенка”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №1 С. Петербург 2003 г.
  2. Г.П. Стулова “Хоровой класс” Москва “Просвещение” 1988 г.
  3. К. Тарасова “Новые программы и методики”   В.М. Кузина “Музыкальный руководитель” Москва, 2004 г.
  4. С. Каратаева “Голосовые игры”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №2 С. Петербург 2003 г.
  5. Л. Волошина “Музыкальные складушки про веселые игрушки”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №4 С. Петербург 2003 г.
  6. С. Каратаева “Здравствуйте. Координационно-ритмическая игра с пением”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №1 С. Петербург 2002 г.
  7. И.Е. Светлова “Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук” Москва 2002 г.