Уроки первичного восприятия художественного произведения

Разделы: Литература


В процессе изучения творчества любого писателя или поэта важными являются уроки первичного восприятия произведений. Такие уроки готовят почву для дальнейшего более глубокого анализа. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать построение таких уроков, правильно отбирать содержание материала для них и стараться различными методами, формами работы и приемами заинтересовать обучающихся. Если это произойдет, тогда следующие уроки будут проходить легко и давать положительные результаты.

I. Подготовка.

Во время подготовки необходимо актуализировать уже имеющиеся знания о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Поэтому считаю уместным следующее:

1. Вопросы:

–Является ли для вас новым это имя?

–Какие произведения вы изучали в 5 классе?

–А что вы помните о его жизни?

2.Сообщение ученика с обобщением материала о жизни И.С.Тургенева. Перед сообщением задать вопрос: “Как писатель относился к крепостному праву, своему народу, Родине?”

Уместно здесь использовать 1 – 5 слайды презентации (приложение)

II. Сообщение цели

Необходимо рассказать обучающимся о системе уроков по изучению творчества писателя и сообщить о конечной цели.

На изучение творчества писателя в 6 классе по программе Г.С.Меркина отводится 4 урока:

– 3 урока на изучение цикла рассказов “Записки охотника” (2 урока на изучение рассказа “Бирюк”, 1 урок на внеклассное чтение)

– 1 урок на изучение лирики писателя.

Далее, я считаю, надо акцентировать внимание детей на рассказе “Бирюк” из цикла “Зписки охотника” и сообщить цель.

Цель: проанализировать рассказ и определить его проблематику.

Потом следует сообщить цель на первый урок по изучению данного рассказа

Цель:

  • познакомиться с понятием цикл рассказов,
  • познакомиться с творческой историей создания цикла “Записки охотника”, его тематикой, проблематикой, особенностями построения,
  • постараемся выяснить первое впечатление от прочитанного, понимание содержания рассказа.

III. Знакомство с циклом рассказов И.С.Тургенева

Перед тем как выполнять основную работу нужно еще раз сказать о том, что И.С.Тургенев с детства возненавидел крепостное право, научился любить русский народ и родину. Это чувство заставило его написать одно из самых любимых произведений “Записки охотника”

1. Работа с текстом в группах.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Что такое цикл рассказов?

Что легло в основу цикла рассказов “Записки охотника И.С.Тургенева?

Какова тематика, проблематика, особенности построения цикла рассказов “Записки охотника”?

В 1847 году И.С.Тургеневу исполнилось 29 лет. Ему невыносимо стало жить в крепостной России. “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был крепостное право”. С такими мыслями он приступил к созданию рассказов, которые выходили один за одним в течение 5 лет и печатались на страницах журнала “Современник”. Что еще, кроме существования крепостного права, легло в основу рассказов? И.С.Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургеневых А.И.Замятин вспоминал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника”, не выдуманные, а списанные с живых людей… Был Ермолай и даже его Валетка, была собака Тургенева Дианка, был бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне, был Яшка турчонок, сын пленной турчанки… Бежин луг, Парахинские кусты, Варнавицы, Кобылий верх, река Снежедь, Красивая Меча – все эти места имели те же названия и в 1852 году”. В этих рассказах И.С.Тургенев рассказывает не только о крепостном праве: взаимоотношении крепостных и помещиков, но и развертывает полную прелести картину природы лесостепной полосы, и, прежде всего, родного для Тургенева Орловского края.

В 1852 годы рассказы были объединены автором в одну книгу и составили целый цикл под названием “Записки охотника”. Цикл рассказов – это совокупность рассказов, объединенных общей темой, общей проблемой, общим героем. Была у рассказов и общая тема – это крепостное право. Была и общая проблема – это уродующие душу человека крепостнические отношения. Писатель ввел в действие рассказчика: образ охотника, который появляется во всех рассказах. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом Образ охотника помогает читателю, как и пейзажные зарисовки, глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их души.

Сам Тургенев был доволен своей книгой, которую он любил больше других произведений.

Во время данной работы можно использовать 6–11 слайды презентации. Приложение

IV. Работа над первичным восприятием рассказа и пониманием его содержания.

  1. Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем повествует рассказ.
  2. Затем предложить им словесно нарисовать картины к рассказу, объяснив, какие краски и почему использовали.

Для того чтобы ребятам было легче создавать словесные картины, заранее подготовленный ученик говорит о том, на сколько частей можно разделить рассказ.

3. Далее предлагается озаглавить эти части. План может быть примерно таким:

– Гроза в лесу.

– В избушке лесника.

– Встреча в лесу.

– Бирюк отпускает непрошеного гостя.

Здесь также можно использовать 12 слайд презентации. Приложение

4. Ребятам предлагается рассмотреть картины художников и сказать, чем похоже изображенное на них и описания в первой части рассказа. Здесь обязательно использовать 13, 14 слайды презентации.

5. После этого предлагается рассмотреть картину И. Ерменева “Крестьянский обед” и ответить на ряд вопросов:

– Какие краски использует?

– Какое чувство вызывает увиденное?

– Найдите во второй части подобное описание и сравните.

Здесь поможет слайд 15 презентации.

6. Дальше нужно перейти к тому, какие впечатления у ребят сложились о главном герое рассказа.

Поэтому предлагаю такие вопросы:

– Почему крестьяне его прозвали Бирюк?

– Как сам лесник относится к прозвищу?

– Как Фома стал Бирюком?

– Чем вызван его суровый, нелюдимый характер?

Можно показать ребятам картину И. Крамского “Полесовщик” и задать вопросы на сравнение. В этом поможет 16 слайд презентации.

7. В конце дети должны обсудить в парах впечатления от прочитанного рассказа, где обязательно должны постараться определить его главную мысль.

V. Домашнее задание

1. Выразительное чтение эпизодов:

– описание лесника,

– описание избы лесника,

– описание грозы.

2. Ответ на вопросы:

– Предполагали ли вы, что Бирюк отпустит мужика?

– В чем заключается главный конфликт рассказа?