"Космические аппараты". Лепка ракеты, летающей тарелки из глины

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛЬ: закрепление навыков лепки конструктивным способом. Создание макета космического аппарата из глины

Этап занятия

Цель

Время

1. Организационный момент.
  • Ребята займите места за рабочим столом.
  1 мин.
2. Вступительная беседа.
  • Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог” (звёздное небо)
  • Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам. И да же может встретить обитателей других планет. Когда я была маленькой, очень хотела стать космонавтом и полететь в космос.
  • Что такое космос?

Космос – это вселенная, где много планет похожих и непохожих на нашу планету Земля.

Какие планеты вы знаете? ( Венера, Юпитер, Сатурн …)

- Назовите первого космонавта земли?(Портрет Ю.А.Гагарина.)

Мечтали полететь в космос многие, но первым на планете Земля в космос полетел Юрий Гагарин космонавт нашей страны (1961году 12 апреля). 108 минут длился его полёт. Около 50 лет назад людям была открыта дорога в космос. В1963 году в космос полетела первая женщина Валентина Терешкова.

8 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым в мире вышел в открытый космос.

Это произошло во время его орбитального полета вместе с Павлом Ивановичем Беляевым на космическом корабле “Восход-2”.

Шлюз Леонов открыл на первом же витке, пролетая над Камчаткой. Космонавт пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние - 5 м. В открытом космосе у Леонова пульс повысился более чем вдвое — до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно. Правда, приземлились они не в расчетном южном районе, а в заснеженной тайге. У них не было тёплой одежды. Леонов заприметил вдалеке крадущуюся волчью стаю, и космонавты спрятались от нее в спускаемом аппарате. Их смогли забрать только на следующий день.

Первые полёты в космос совершались на космических кораблях “Восток”,

были они одноместные, а после двухместные очень тесные и не позволяли человеку долго время находиться в космосе. Главной целью этих полётов было вывести человека в космическое пространство и вернуть его обратно на Землю. Главным конструктором этого корабля был Королёв Сергей Павлович.

Чтобы отправить 1 – 2 человек в космос строят очень большой аппарат и требуется труд многих людей.

Шло время и учёные придумывали новые космические аппараты например:

“Буран” он может доставлять на около земную орбиту и обратно экипаж из 2-4 человек, до 6 пассажиров и различные грузы. Возможен полет как в автоматическом, так и пилотируемом режиме продолжительностью до 30 суток. Представляет собой воздушно-космический самолет с низкорасположенным крылом дельтовидной формы. Стартовая масса до 105 т, посадочная — 82 т, длина 36,4 м, диаметр фюзеляжа 5,6 м, размах крыла 24 м, размеры отсека полезного груза 4,7 х 18,3 м.

- Познакомить с историей освоения космоса, первыми космонавтами, первыми космическими кораблями.

- Дать определение понятий:

  • Космос
  • Планета
  • Созвездие
  • Конструктор

- сформировать представление о труде многих людей для создания космического корабля.

(рассказ педагога сопровождается материалами и иллюстрациями на мультимедийной установке)

6 мин.
3. Сообщение темы занятия

Сегодня я вас, ребята, приглашаю в космическое путешествие к далёкой планете “МИГ”, о том, где она находится, и что из себя представляет вы узнаете позже. Для того, чтобы долететь к планете МИГ, каждый из вас должен построить из глины свой космический корабль. Используя знания по работе с глиной. Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.

- активизация творческого процесса, с целью выполнения поставленной задачи. 1 мин.
4 Просмотр фрагмента мультфильма

“Тайна третьей планеты”. Каждый конструктор, прежде чем приступить к созданию своего космического корабля, изучает уже созданное ранее. Вот я вас и приглашаю как настоящих конструкторов посмотреть уже созданные фантастические космические корабли. Просмотр фрагмента мультфильма “Тайна третьей планеты”.

- Обратите внимание, какие разные формы у космических кораблей, на сколько пассажиров они рассчитаны и т.д.

- пробудить интерес к поставленному заданию;

- дать представление о том, что желание посетить другие планеты возникает у самых разных людей не зависимо от профессии и возраста.

3 мин.
5. Повторение изученного

Ребята, вспомним, что нам понадобиться при работе с глиной? (подставки, вода, инструменты, салфетки, губка, … .

Глина послушна в руках у того, кто знает приёмы лепки, назовите их:

- детали можно “вытянуть” из куска глины;

-присоединить.

- выявить умения и навыки работы с глиной;

- учить терпеливо выслушивать ответы товарищей.

3 мин.
6. Объяснение нового материала
  1. Для того, чтобы построить космический корабль, я возьму лист бумаги и карандаш. Нарисую на листе корабль, который нужно построить. Определяю из скольких деталей состоит мой аппарат. Выбираю материалы, инструменты, которые мне понадобятся. Приступаю к изготовлению. Кому трудно придумать свой корабль может работать по предложенным схемам. Демонстрация лепки корабля.
  2. Каждый из вас может составить свою схему и построить свой космический корабль.

- показать последовательный процесс лепки по заранее приготовленным схемам;

-дать возможность выполнить задание не только по предложенным схемам, но и проявить своё творчество и фантазию

5 мин.
7 Самостоятельная работа - оказать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы; 24 мин.
8 Заключительная часть занятия

- Космические корабли готовы к путешествию на планету МИГ. Планета встречает гостей (открыть заранее приготовленный макет планеты, куда дети разместят свои поделки. Макет изготовлен из строительной пены, ДВП и бумаги. В отверстия на задней стенке вставлены электрические лампочки от новогодней гирлянды. Планета мигает загадочными огнями).

- Ребята разрешаю совершить посадку на планету, обратите внимание на аккуратность и безопасность посадки.

- Как будут развиваться события дальше на планете Миг, мы придумаем вместе с вами на следующем занятии. а на сегодня наше путешествие завершено.

- Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии? В чем вы встретили трудности?

Создание ситуации неожиданности;

Выявления уровня умения каждого воспитанника.

2 мин.