Технология построения объяснительных моделей для ряда небесных явлений в курсе "Окружающий мир"

Разделы: Общепедагогические технологии


  1. Опишите небесное явление. Потребуйте объяснения природы явления.
  2. С помощью фонарика и мячика пронаблюдайте, как отражает свет мячик. ( - Что само светит, а что отражает свет?)
  3. Вырежьте круги из бумаги. Обозначьте планеты и звезды буквами. “С” Солнце, “З” - Земля, “Л” - Луна. На одном краю Земли нарисуйте наблюдателя.

  1. Разместите на доске произвольно модели небесных тел.
  2. Определите “освещенную” зону, приложив две линейки к Солнцу и Земле. (Луне) Проверьте, попадет ли точка с наблюдателем в “освещенную” зону.

- Как располагаются солнечные лучи?

- Какая часть планеты оказалась в тени?

  1. Используйте дополнительный набор моделей для фиксации “освещенной” зоны и тени.

  1. Поставьте проблемный вопрос: Как должны двигаться Солнце и Земля, (С-Л-З), чтобы…
  • наблюдать смену дня и ночи;
  • с Земли наблюдать фазы Луны;
  • солнечное и лунное затмения.
  1. Организуйте работу детей в группах по выдвижению гипотез, составлению объяснительных схем. (Гипотезы выкладываются в виде схем взаимного движения на бумаге (доске))
  2. Вынесите схемы на доску для обсуждения. Выясните:
  • все ли понимают, что изображено на схемах;
  • уточните, что хотели показать;
  • помогите сделать точно;
  • уберите одинаковые схемы, оставьте только те, которые нужно оценить;

Правильная схема располагается последней.

  1. Выберите критерии оценки схем.
    - Какой должна быть схема, чтобы мы сказали, что она правильная?
  2. Оцените и выберите правильную гипотезу. Любую схему нужно материализовать в конструкцию.
  3. Выведите детей на “живые модели”.
  4. - Как будем определять правильность схемы? Только смотреть на схемы и пытаться понять как…? есть ли…?

Уточните роль и работу каждого участника.

- Кто отвечает за сообщение о том, светло или темно?

  1. Выбор правильной схемы.
  2. Оценка схем в рабочей тетради в парах (Закрепление). Для развернутого моделирования использовать модели из конструктора, фонарики и мячики.