Урок математики. "Путешествие смекалистых"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  1. Учить решению провоцирующих задач.
  2. Развитие критического мышления, посредством решения провоцирующих задач; развитие элементов творческой деятельности учащихся.
  3. Привитие интереса к уроку математики.

Оборудование.

  • Лист-маршрут с задачами-ловушками для каждого ученика, проектор;
  • лист-маршрут на пленке для проектирования на доску.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: У вас на партах лежит лист – маршрут. Посмотрите внимательно на него и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Приложение

Учащиеся: Решать задачи.

Учитель: Похожи ли эти задачи на те, которые решаем на уроках математики?

Выслушиваются ответы детей с объяснением, чем не похожи.

Учитель: Совершенно верно. Это задачи, которые заставят вас подумать, догадаться, поразмыслить, как их решить. Они называются – задачи-ловушки. При решении таких задач ученику необходимо быть внимательным при ответе на вопрос, сопоставить предложенные условия с жизненными ситуациями и, конечно, же, мыслить.

Наш урок будет называться “Путешествие смекалистых”. Мы с вами доедем до конечного пункта в том случае, если научимся решать задачи-ловушки.

Но для начала сделаем зарядку-разминку, для того, чтобы легче было в дальнейшем пути.

3. Вызов.

Зарядка-разминка проводится учителем для того, чтобы дать понятие о задачах-ловушках; побудить интерес к решению провоцирующих задач; сконцентрировать внимание и мышление учащихся.

  1. В озере плавало 5 уток. 2 утки приплыли к берегу. Сколько уток в озере? (5). В случае неверного ответа обращается внимание на вопрос.
  2. На ветке сидели 8 воробьев. 5 перелетели на другую ветку. Сколько осталось воробьев на дереве? (8).
  3. Ехала машина в Аксарку, а навстречу ей ехали 2 легковые и 3 грузовые машины. Сколько машин ехали в Аксарку? (1).

4. Осмысление содержания.

На данном этапе используется частично-поисковый (информационно-эвристический) метод, через приемы: выполнение логических операций, творческая работа по аналогии, осмысление провоцирующих задач.

Задача 1. (Задачи 1–6 спроектированы на доску через проектор).

Рис. 1

(Задача, навязывающая в явной форме один вполне определенный ответ).

Сделав зарядку (разминку), мы посмотрели в окно.

Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна (рис. 1)? (5).

Выслушиваются все ответы. Дети доказывают, обосновывают свой ответ у доски.

Учитель: Придумать и начертить фигуру, сосчитать, сколько в ней фигур. Фигуры должны быть однотипные (прямоугольники в прямоугольниках, треугольники в треугольниках) и. т. д. Работа выполняется коллективно. Один ученик на доске, остальные на листах-маршрутах.

Задача 2, 3. (Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов).

Учитель: Чтобы хорошо подготовиться к поездке, разбиваемся на две группы. (На данном этапе работа проводится в группах).

1 группа – задача № 2.

Рис. 2

Определить каким путем поедем. Условие: выбрать короткий путь.

Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный (рис. 2)? (Одинаковые).

2 группа – задача № 3.

Рис. 3

Решает, что возьмем для разведения костра. Условие: выбрать что легче.

Что легче 1 кг бумаги или 1 кг дров (рис. 3)? (Одинаково).

Представитель из каждой группы объясняет выбранный вариант ответа и доказывает, почему сделан такой выбор. В случае затруднения предлагается подумать другой группе.

После решения 1 группа и 2 группа составляют по одной задаче и задают ее противоположной группе. Возможен усложненный вариант: “Саша купил 2 апельсиновые жвачки и 2 лимонные жвачки, а Юра 4. У кого меньше?

Задача 4. (Задача, условия которой подталкивает решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с данными числами или величинами, тогда как выполнять эти действия не требуется).

Учитель: Путешествие продолжаем на упряжке оленей. В нашей упряжке 4 оленя. Пробежали они 4 км. Сколько км пробежал каждый олень (рис. 4)? (4 км).

4 км

Рис. 4

Рекомендации: Если появляются затруднения при решении данной задачи, то осмысление переносится на жизненную практическую ситуацию. 4 ученика взявшись за руки, идут по классу и проходят 4 шага. Дальше предлагается учащимся самим объяснить путь рассуждения.

Затем идет составление задач по аналогии. Слова помощники – “пролетели, проехали”.

Когда обучающие составляют задания по аналогии, то явно, что в таких задачах они не допустят неверного рассуждения.

Задача 5. (Задача, побуждающая сделать выбор ответа из предложенных совокупностей неверных ответов).

Учитель: Наша упряжка оленей мчится по тундре. Вдалеке показалась крыша, затем мы увидали ее четче, а вот и вся избушка рыбака.

Рис. 5

Какую из этих геометрических фигур нельзя начертить одним росчерком (не отрывая карандаш от бумаги) (рис. 5)? (Никакую).

Выслушивается каждый доказательный ответ. В случае затруднения, рассматривается каждая фигура и идет поиск результата под руководством учителя.

Учитель: Такие задачи-ловушки можно составить самим и предложить разгадать товарищу. Дома попробуйте сами создать (составить) такую задачу.

Задача 6. (Задача, условия которой подталкивает решающего к выполнению какого-либо действия или процедуры, тогда как выполнять их не представляется возможным).

Рис. 6

Учитель: Мы делаем остановку у рыбака в избушке. Пришло время пообедать.

2 рыбака поймали 3 рыбки. Сколько рыбок поймают 4 рыбака (рис. 6)? (Неизвестно).

Рекомендации: Если учащиеся начнут производить вычисления, то направить их на жизненную ситуацию. – Можете ли вы сказать, сколько рыб поймает папа, когда поедет на рыбалку? Сколько уток или гусей застрелит брат, когда пойдет на охоту?

Вывод: в таких задачах-ловушках подсчет не нужен.

Дома составьте другие задачи, где считать не нужно, а необходимо рассуждать, мыслить.

V. Рефлексия.

Учитель: Путешествие закончилось. Мы благополучно добрались да намеченного пункта, потому, что решили все задачи-ловушки.

Понравились ли вам задачи-ловушки? Почему они вам понравились?

Какая из задач больше понравилась? Почему?

Что главное при решении задач-ловушек? (Внимательно читать, думать, рассуждать, доказывать, перенести на жизненную ситуацию).

Дома на листах-маршрутах против каждой задачи в пустом прямоугольнике составить (придумать) свою задачу-ловушку.

На следующем уроке будем решать ваши задачи-ловушки.

Приложение

Литература.

  1. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся. – М., 1996.
  2. Колосова В.А. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа . – 2002. – № 9. – С. 73–77.