Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Актуализировать прежние знания по сравнению, сложению и вычитанию десятичных дробей.
  2. Углубить, упрочить полученные знания в процессе решения задач.
  3. Развить память, воображение, внимание и мышление.

Оборудование: учебник “Математика” 5 класс, интерактивная доска, карточки  для сам. работы, два письма.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Постановка целей урока.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей и решим задачи на эту тему. Но для начала устный счет.

3. Повторение.

Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

1 задание: На полотне необходимо записать следующие десятичные дроби:

8,91; 3,2; 7,69; 0,02; 8,222; 3,78; 1,1; 6,36; 5,26; 89,45; 6,05; 5,0009.

2 задание: На доске записаны числа: 4,7; 13,276; 8,72; 21,365; 2,113; 5,05; 61,804.

Между какими соседними натуральными числами находится дробь?

3 задание: Сравните величины, записанные на доске:

А) 56,3м и 56,9м;
Б) 18,64 кг и 13,569 кг;
В) 4,87 дм и 4,95 дм;
Г) 6,059км и 6,43км;
Д) 17,975 ч и 15,975 км.

Давайте сейчас вспомним то, что проходили на последних уроках. На интерактивной доске представлены плакаты.

    851,350
+  23,526
    874,876
   32,867
 5,350
    27,517

Необходимо по ним объяснить правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Правило:

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Проверка знаний учащихся.

Сам. работа по карточкам на 8–10 минут.

Всем ученикам раздаются карточки. На них представлены таблицы, которые надо заполнить.

А В С А+В+С А+В А+С В+С
0,5 2,6 3,2        
  5,2 10,3     15,9  
А В С А+В+С А+В А+С В+С
3,4   5,8   9,8    
2,6 3,1 0,8        
А В С А+В+С А+В А+С В+С
6,1   1,4   13,7    
  8,2 1,7 25,6      
А В С А+В+С А+В А+С В+С
5,8 1,7 6,1        
  4,8 3,7   8,4    
А В С А+В+С А+В А+С В+С
9,1 0,3 1,4        
  5,7 6,1 19,3      
А В С А+В+С А+В А+С В+С
8,4       13,6 10,5  
  6,5   18,5     12,8
А В С А+В+С А+В А+С В+С
  5,8   37,1 12,5    
6,3 0,8 5,9        
А В С А+В+С А+В А+С В+С
1,7 2,5 6,7        
  8,9 3,6   15,7    

5. Закрепление.

№ 1221 (с использованием интерактивной доски)

Vпо течению = Vсобств. + Vтечения
Vпротив течения = Vсобств. – Vтечения

Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.

Решение:

Vпо течению = 37,6 км/ч.
Vтечения реки = 3,9 км/ч.
_____________________________
Vпротив течения = ?
Vсобств. = ?
_____________________________

Vпо течению = Vсобств. + Vтечения реки.
Vсобств. = Vпо течению – Vтечения реки.
Vсобств. = 37,6-3,9 = 33,7 км/ч.
Vпротив течения = Vсобств. – Vтечения реки.
Vпротив течения = 33,7 -3,9 = 29,8 км/ч.

Ответ: Vсобств. = 33,7 км/ч, Vпротив течения = 29,8 км/ч.

К нам в гимназию пришли два письма. Здесь 2 совершенно одинаковых конверта. Давайте выберем и вскроем один из них. Что же здесь написано? Это письмо нам прочитает …

1-е письмо: “Дорогие ученики 5б класса гимназии № 1 г. Агрыз. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е я – Винни-Пух, Кролик и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы здесь слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. Ответ напишите по адресу:

Страна Волшебная
Город Сказок
Улица Мультиков
Дом Меда

С большим уважением Винни Пух”.

Решение:

В + К = 22,4
В + П = 23,5
В + К + П = 26,7
1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Пятачок
2) 23,5-4,3 = 19,2 (кг) – весит Винни-Пух
3) 22,4-19,2 = 3,2 (кг) – весит Кролик

Ответ:

Винни-Пух – 19,2 кг.
Кролик – 3,2 кг.
Пятачок – 4,3 кг.

2-е письмо: “Дорогие ученики 5б класса гимназии №1 г. Агрыз. Пишет Вам Буратино. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е. я – Буратино, Пьеро и Мальвина решили купить торт стоимостью 24 рубля. У меня с Пьеро было 20,6 руб., у меня с Мальвиной 12,9 руб., а у Пьеро с Мальвиной 18,5 руб. Скажите нам, пожалуйста, сможем ли мы купить торт, если сложим все свои деньги? Сколько денег должно быть у каждого? Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы здесь слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. Ответ напишите по адресу:

Страна Волшебная
Город Сказок
Улица Чудес
Дом Друзей

С большим уважением Буратино”.

Решение:

Б + П = 20,6
Б + М = 12,9
П + М = 18,5
1) 20,6+12,9+18,5=52 (руб)
2) 52/2= 26 (руб) – у Буратино, у Мальвины и у Пьеро вместе
3) 26-20,6 = 5,4 (руб) – у Мальвины.
4) 12,9-5,4 = 7,5 (руб) – у Буратино.
5) 18,5- 5,4 = 13,1 (руб) – у Пьеро.

Ответ:

У Мальвины – 5,4 рубля.
У Пьеро – 13,1 рубля.
У Буратино – 7,5 рубля.
Они смогут купить торт.

6. Подведение итогов урока.

7. Задание на дом: № 1262, 1263.