Социальная педагогика "Система сопровождения школьного образования"

Разделы: Социальная педагогика


Цели:

  • Содействовать формированию и поддержанию здоровой школьной среды, включая, её экологический, гигиенический, педагогический и социально-нравственный аспекты.
  • Обеспечить непрерывность и преемственность обучения и воспитания учащихся на протяжении всех лет пребывания в школе.
  • Содействовать сознательному выбору и формированию здорового образа жизни подрастающего поколения на основе эффективного сотрудничества школы и семьи, организация ориентированной помощи учащимся, педагогам, родителям.

Основные направления ориентированной помощи учащимся.

  • в процессе овладения знаниями, умениями и навыками
  • в процессе самовоспитания и формирования здорового образа жизни
  • в процессе профессионального и нравственного самоопределения
  • в решении проблем школьной жизни в целом (например, в налаживании разных видов отношений, выборе образовательного маршрута и т.п.)
  • в решении жизненных проблем и преодолении кризисов

Основные направления профилактической работы школьной службы сопровождения.

Профилактическая работа школьной службы сопровождения нацелена на предупреждение нежелательных отклонений в состоянии, деятельности, поведении и развитии учащихся и, в конечном счёте, на сохранение их соматического, физического, психического, социального и нравственного здоровья, создание оптимальных условий для успешного школьного обучения.

Естественно, в эту работу вовлечён весь педагогический коллектив. Наш опыт позволяет выделить два вида профилактических мер:

а) срочные, ситуативные, основывающиеся на данных диагностики и прогнозе реакций, состояния и поведения учащихся; этот подход можно обозначить как идущий (в смысле запроса) "от учеников, от ситуации учебно-воспитательного процесса";

б) психопрофилактические меры общего характера, базирующиеся на знании педагогами психологических основ обучения и воспитания, понимания и реализации норм педагогической этики, индивидуальном педагогическом опыте (подход "от педагогов").

В качестве основных направлений профилактической работы в школе можно отметить следующее:

1. Профилактика заболеваний учащихся на основе комплекса мер (осуществление всех необходимых гигиенических мероприятий по поддержанию благоприятной среды обитания в школе, контроль работы школьной столовой, фиточай, тесные контакты медицинских работников школы с детской поликлиникой, специальная организация двигательной активности учащихся всех классов, внимание учителей к жалобам детей на плохое самочувствие и др.)

2. Профилактика отклонений в развитии и поведении учащихся. Основной реализацией этого направления является индивидуальный подход к ученикам, включая прежде всего помощь детям и родителям в выборе образовательного маршрута, отвечающего возможностям и состоянию здоровья ребёнка. Основной принцип - создание для каждого ученика оптимальных условий для развития и самосовершенствования.

3. Профилактика межличностных конфликтов и "психологических барьеров" в общении учителей и учащихся путём соблюдения всеми педагогами сформированных нами правил эффективного общения, включая такие, как:

  1. Обращение к каждому ученику по имени.
  2. Формирование в классе справедливых групповых норм взаимоотношений и поведения, учитывая, что справедливая норма отвечает одновременно трём критериям:

1) едина для всех (и ученика, и учителя);

2) не унижает ни ребёнка, ни учителя;

3) способствует повышению эффективности работы класса.

  1. Преобладание позитивных суждений о том, что нужно делать учащимся и как правильно себя вести, над всякого рода запретами.
  2. Честное стремление педагога понять мотивы отклоняющегося (агрессивного, недисциплинированного) поведения учащихся и, если нужно, предложить помощь в разрешении трудной ситуации.
  3. Преобладание поощрений над наказаниями; наказание без унижения.
  4. Обязательное оказание поддержки ученику, который растерялся или тому, у которого что-то не получается, несмотря на старание.
  5. Широкое использование невербальных средств общения - мимики, взгляда, жестов, прикосновений.
  6. Внимательное отношение к жалобам детей на плохое самочувствие.
  7. Поиск возможностей для индивидуального общения с каждым учеником.

4. Профилактика неблагоприятных психических состояний учащихся в течение учебного дня (чрезмерного утомления, психического и эмоционального пресыщения и др.) путём учёта динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели при составлении школьного расписания, использования физкультпауз и организация "валеологических перемен", применения сеансов релаксации в режиме учебного дня, соблюдение учителями правил эффективного общения и т.п.

Классификация "трудных" детей.

За основу классификации принято наличие отклонений в различных компонентах здоровья учащихся: физическом, психическом, социальном и нравственном. В связи с этим, выделено четыре группы "трудных" детей:

  • По показателям физического здоровья: учащиеся с физическими недостатками; учащиеся специальной медицинской группы.
  • По показателям психического здоровья: учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития, отстающие в учёбе; (тревожные, неуравновешенные, и др.).
  • По показателям социального здоровья: учащиеся из "проблемных" семей; учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, "отверженные" и "изолированные" учащиеся в классе.
  • По показателям нравственного здоровья: учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера; учащиеся с вредными привычками; учащиеся с девиантным поведением, как правило, состоящие на специальном учёте.

Наш опыт показывает, что разные виды отклонений часто взаимосвязаны друг с другом. Например, дети с физическими недостатками, а также отстающие в учёбе, часто испытывают трудности в общении со сверстниками. неуравновешенные - становятся "отверженными" в классе, проявляют агрессивность, нарушают дисциплину и т.д. Помощь "трудным" детям в каждом случае осуществляется индивидуально и предусматривает комплексное изучение здоровья, выяснение их главных проблем и трудностей, индивидуальную медицинскую, психологическую или педагогическую помощь, консультирование учителей и родителей, специальные тренинги.

Мониторинг психического и социального здоровья.

Именно постоянно осуществляемый мониторинг психического и социального здоровья каждого ученика, начиная с первого класса и до выпускного класса, позволяет реально применять индивидуальный подход, вовремя выяснять и корректировать отклонения или задержки в развитии школьника. Учёт индивидуальных особенностей детей во всех формах общения с ними, включая руководство их учебной работой и самовоспитанием, индивидуальную работу с детьми из группы "риска" и их семьями - один из ключевых принципов валеологического сопровождения образования, причём психологические аспекты играют здесь ключевую роль.

Для диагностики психического и социального здоровья учащихся используются следующие группы методов:

  • батареи тестов для диагностики интеллектуальных процессов (внимания, памяти и мышления) учащихся 1-11-х классов;
  • различные формы проведения социометрии для изучения структуры межличностных отношений в классах и определения статусов конкретных учащихся;
  • социальные анкеты для изучения адаптации учащихся 5-х и 10-х классов в связи с переходом к новой ступени обучения;
  • экспресс-опросы удовлетворённости учащихся отношениями с одноклассниками и учителями;
  • проективные методы для диагностики системы отношений учащихся в школе и семье

Все данные психодиагностики дважды в год фиксируются в "Паспорте здоровья" учащихся, который представляет учителю объективную информацию о каждом ученике. Как показывает опыт, такая информация особенно важна при переходе детей к следующей ступени обучения, см. приложение.

Литература.

  1. "Образование и здоровый образ жизни" (опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского района г. Санкт-Петербурга) Санкт-Петербург, 2000.