Беседа-концерт "Вечер старинного танца"

Разделы: Внеклассная работа


История танца насчитывает многие тысячи лет. В первобытном обществе песня, танец и их звуковое сопровождение существовали как единое искусство. Первыми музыкальными инструментами, сопровождавшими танец, были ударные. Типовые ритмы имели, вероятно, внешние прообразы, поскольку были связаны с изобразительностью (подражание прыжкам кенгуру, птицам, повадкам животных и т.д.)

О широком распространении танца в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптурных и графических, а также немногих письменных музыкальных памятников. Упоминания о танцах содержатся в Библии. В Древней Индии танец рассматривался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции назначение танца видели в совершенствовании, облагораживании человека.

Народные танцы в эпоху Средневековья были массовыми, хороводного типа. Одним из танцев XVI века мы можем назвать испанский танец ЧАКОНА. Этот танец сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась и в Европе, стала медленным танцем величественного характера, как правило, в миноре (грустный оттенок в музыке), с акцентом на второй доле. В Италии чакона сближается с пассакалией, обогащаясь вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции чакона становится балетным танцем.

Герасимова Юля - 3 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и старшая группа хореографического отделения (преп. Тугульбаева Е.А.)

Г.Гендель "Чакона"

ПАССАКАЛЬЯ - песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда название: pasar - проходить, calle - улица). В XVII веке получила распространение во многих Европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-х дольный размер, минорный лад (одна из разновидностей полифонических вариаций на basso ostinato).

Андриевская Ира - 4 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.)

Г. Гендель "Пассакалия"

МЕНУЭТ - оставался "королём танца" два века - XVII и XVIII. По своей долговечности и популярности он может сравниться только с вальсом.

Родина менуэта - ПУАТУ (Франция), где он зародился как народный танец, отличавшийся плавностью и изяществом. Основные движения танца - маленькие шаги на полупальцах (menus). Отсюда и пошло название танца - менуэт.

В 60-е годы XVII века менуэт становится любимейшим танцем французского двора и вскоре затмевает все остальные бальные танцы.

Музыкальный размер менуэта - ?. Впервые музыку для придворного менуэта написал Ж.Б. Люли, использовав народные мелодии.

Менуэт XVII века - танец торжественный, величавый. Его сдержанный характер несколько смягчился грацией поз и галантным преклонением кавалера перед дамой.

Батраев Саша - 6 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и средняя группа хореографического отделения (преп. Тугульбаева Е.А.)

В.А. Моцарт "Менуэт"

ГАВОТ - по своей популярности в XVIII веке занимает второе место после менуэта. Бальный гавот от народного французского танца провинции Бретань, представлявшего собой усложнённый танец БРАНЛЬ с большим количеством прыжков. Очень лёгкий изящный. Как народный танец, гавот зародился ещё в XVI веке.

В XVII веке гавот уже был известен при дворе, но не имел широкого распространения за пределами Франции. Подлинное второе рождение гавота происходит в XVIII веке. Когда он быстро завоёвывает признание во всех странах.

Гавот - быстрый, изящный танец, состоящий из мелких движений и прыжков.

Батраева Валя - 4 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и старшая группа хореографического отделения (преп. Тугульбаева Е.А.)

Ж.Б. Люли "Гавот"

ПОЛОНЕЗ - его Родина - Польша, где он назывался "Велики ходзоны", т.е. "большие хождения". Крестьянский полонез - это танец-прогулка, которым начинается деревенское гуляние. Процессия танцующих движется от дома к дому, по дороге присоединяются всё новые и новые пары. Танец сопровождался пением. Лучший исполнитель куплета шёл в первой паре и предлагал свои фигуры.

Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные польской шляхте надменность и вместе с тем галантность.

Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом "Полонез" ("Польский").

В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу.

Полонез - торжественное шествие гостей по бальному залу, а иногда и по всем комнатам дома - как нельзя лучше подходит для начала бала. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур.

Айбулатова Оля - 4 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и младшая группа хореографического отделения (преп. Тугульбаева Е.А.)

М. Огиньский Полонез "Прощание с Родиной"

МАЗУРКА - этот танец впервые появился в Польше. Название его исходит от названия жителей Мазовии - мазуры, у которых и появился этот танец. Для него характерен трёхдольный размер, быстрый темп, частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).

В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф. Шопену - великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие - тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.

Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И. Глинка, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, П.И. Чайковский, С. Прокофьев и другие.

Андриевская Ирина - 4 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и старшая группа хореографического отделения (преп. Тугульбаева Е.А.)

М.И. Глинка "Мазурка"

ПОЛЬКА - чешский танец (а не польский, как часто думают, судя по названию). Название этого танца происходит от основного движения "полька" (половина) - это полшага, т.е. маленький шаг на полупальцах.

В Чехии, где полька является самым любимым народным танцем, бытует, по сей день, множество её вариантов.

Как бальный танец, полька стала известной в 40-е годы XIX века, после того как её показали в Париже ученики знаменитого Целлариуса. Польку исполняли на семейных праздниках и на общественных балах, в различных слоях городского населения. В середине века полька по своей популярности могла соперничать только с вальсом. Однако из-за своей "простонародности" в светском обществе распространения не получила.

Полька - очень живой, весёлый танец, построенный на мелких подпрыгивающих движениях. Определённых фигур полька не имеет. Танцующие двигались парами по кругу, по своему усмотрению.

Для польки характерны различные "окошечки", скрещенные руки. Свободные руки могли находиться как на талии, так и вдоль тела.

Во второй половине XIX века увлечение полькой прошло, но композиторы и до сего дня обращаются в своих сочинениях к жанру польки.

Хореографическая группа 5 класс (преп. Тугульбаева Е.А., концертмейстер Андриевская Л.И.)

Д. Шостакович "Полька"

ФАРАНДОЛА - провансальский народный танец. Используется в быстром темпе с чёткой акцентировкой и чётким ритмом. Музыкальные размеры 6/8 и 2/4, которые иногда чередуются. Фарандолы исполнялись в городах Прованса во время праздников христианского календаря и в учреждённый королём Рене в 1474 день "courses de la Tarasquo" - шествие с изображением легендарного чудовища, которое несли перед танцующими. К жанру фарандолы обращались многие композиторы: Ш. Гуно, Ж. Бизе, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов и т.д.

Айбулатова Ольга - 4 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.)

"Фарандола" обр. И. Губарева

КАДРИЛЬ (буквальный перевод - группа из 4-х человек) - танец распространенный у многих народов. В XIX веке бытовали две её разновидности - французская и английская (лансье) кадрили.

Во Франции кадриль распространилась в XVIII веке. Танцевали её 4 пары. В старинной кадрили широко применялись маленькие прыжки, присутствовали импровизационные моменты.

К началу XIX века кадриль стала массовым танцем. В ней могли принимать участие неограниченное чётное число пар, стоящие друг против друга в две линии. Прыжки исчезли из танца. Основным движением стало CHOSSE и его различные формы.

Музыка кадрили собиралась из популярных мелодий: песен, оперных арий, куплетов из водевилей. Но существовала и специально написанная для кадрили музыка (Ф. Шуберт, А.А. Алябьев, А.К. Лядов и т.д.).

Пятифигурная французская кадриль с начала XIX века танцевалась во всех странах Европы. В середине века, когда в моду вошёл ГАЛОП (пришедший, по-видимому, из Венгрии), в кадриль добавилась шестая фигура, состоящая из галопа в парах и движений второй фигуры.

В таком виде кадриль танцевали до конца XIX века и даже ещё в начале XX.

В середине XIX века появляется и соперничает популярностью с французской кадрилью английская кадриль - лансье.

В России кадрили были на столько популярны, что на их основе возникали народные танцы (сначала в городе, а затем перешли и в деревню).

Герасимова Юля - 3 класс (фортепиано - преп. Андриевская Л.И.) и взрослая хореографическая группа (преп. Тугульбаева Е.А.)

А. Балабанов "Весёлая кадриль"

Сегодня мы узнали о совсем незначительном количестве танцев. Так как, чтобы рассказать обо всех видах танцев нам не хватило бы времени. Количество их огромно - это и старинные танцы-шествия XV - XVI веков, это и бальные танцы XVII - XIX веков, это и современные бальные и уличные танцы.

В своём рассказе мы постарались охватить танцы, которые исполнялись, начиная с XVI и заканчивая началом XIX века.

Если сказать, что эти танцы не исполняются сейчас, то это будет ошибкой. Все знают и любят вальсы, польки, кадрили. Не знаю, как обстоят дела с мазурками, полонезами, гавотами, - но то, что они сохранились не только в хореографических кругах, но и в инструментальной музыке - это, несомненно.

Ансамбль преподавателей фортепианного отделения Андриевской Л.И. и Юзеевой О.Ю.

С. Симонов "Кадриль"