Использование ИКТ на уроках математики (из опыта работы)

Разделы: Математика


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики:

  • для диагностического тестирования качества усвоения материала;
  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
  • в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
  •  в режиме самообучения;
  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

  • продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
  • продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
  • достичь оптимального темпа работы ученика;
  •  повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • изучить большее количество материала;
  • показать ученикам красоту геометрических чертежей;
  • повысить познавательный интерес;
  • внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
  • ввести уровневую дифференциацию обучения;
  • подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики;
  • достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность  умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока. Кроме того, развитие математических знаний ученика происходит не только на уроках, но и при выполнении самостоятельной работы дома. Так у учащихся 5-6 классов имеется возможность использовать дидактические материалы на основе тестов А.П. Иванова «Систематизация знаний по математике» в электронном виде (для тех, у кого есть компьютер) и на бумажных носителях. Предлагаю детям создать собственные презентации, например, по биографиям ученых-математиков. Считаю, что это очень полезный вид деятельности, т.к. подключает разные умения и способности, в основном творческие: отобрать материал, скомпоновать его определенным образом, выделить главное, чтобы это было интересно слушателям и в то же время не перегружено информацией.

Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов и создании своего WEB-ресурса.

Использую в своей деятельности разработки компании «Физикон» «Открытая математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.), «Открытая математика. Стереометрия» (10 – 11 кл.), «Открытая математика. Графики и функции» (7 – 9 кл.), «Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) издательства «Дрофа», «Тригонометрия не для отличников», «Алгебра не для отличников» и другие. Систематизировала материал по геометрии 7 – 11 класс программы «Физикон» «Открытая математика». Использую при объяснении нового материала модель – чертеж. Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к. зависит от уровня подготовки класса. Диски содержат множество материала, которые можно использовать и на факультативных занятиях.

Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла с Интернет-порталов Министерства образования. Систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, тренажеры. Применяю ЦОРы при организации контроля и самоконтроля. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока.

Продумывая ход, урок с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении учеников.

Неоднократно делилась опытом по использованию ИКТ на уроках математики на РМО, руководителем которого являюсь (приложение ПРЕЗЕНТАЦИЯ).