Цель: формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей
Задачи:
- создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;
- помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации;
- способствовать воспитанию у школьников позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства.
Программа игры
Конкурс "Давайте познакомимся". (Название команды, девиз).
Конкурс "Возьмёмся за руки друзья". (Представление команды, как политическое кредо). Не более 5 минут. Оценивается: оригинальность, владение аудиторией.
Конкурс "Имею право" (знание законов избирательного права и Конституции). Оценивается: знание Конституции и законов избирательного права.
Конкурс "Сказка ложь, да в ней намёк". Оценивается полнота ответов.
Конкурс "К барьеру". Оценивается: аргументированность ответов и личное отношение к поставленным вопросам.
Выработка обращения к молодёжи Свободненского района и принятие решения о заседании клуба молодых избирателей.
Награждение.
Оформление: Стенды "Я голосую" и "Конституция России", Плакаты "Ты отвечаешь за все!", "Покажите мне вашу молодежь, и я скажу ваше будущее" ( Абу Насир Аль - Фараби).
Ход игры
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Нам приятно вновь видеть вас на уже ставшей традиционной ежегодной встрече будущих избирателей! (Звучит Гимн) (слайд №1)
Ведущий.
В нашей игре принимают участие команды будущих избирателей из сел Климоуцы, Сычевка, Новгородка и Семеновка. А так же сборная команда учителей с неизменным гордым названием "Мудрые совы". Наблюдает за ходом игры компетентное жюри.
Прежде, чем начать игру предлагаю провести жеребьевку. Лидеры команд, получите задание, ответьте на вопрос (отвечают) и разверните карточку. (На карточках слоги, составляющие слово "Избиратель"). Вот в таком порядке вы и будете представлять свои команды.
Задания для жеребьевки команд.
Закончите следующее утверждение: "Свободные и честные выборы являются существенным признаком::.". (:демократии (ИЗ))
Закончите следующее определение: "Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется::" (референдумом (БИ))
Закончите следующее утверждение: "Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:.." (активным избирательным правом (РА))
Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления? (пассивное избирательное право (ТЕЛЬ))
Ведущий. "Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?"
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".
Пусть наша сегодняшняя встреча поможет вам, дорогие друзья, найти ответы на те вопросы, которые ставит нам жизнь, обрести новых друзей и научится делать правильный осознанный выбор!
Конкурс "Давайте познакомимся" (слайд №2)
(команды представляют свое название и девиз)
Конкурс "Возьмёмся за руки друзья" (слайд №3)
Ученица.
Возьмемся за руки, друзья,
Поодиночке нам нельзя.
Ученик.
В поле воин - просто шутка
Избиратель каждый знает,
Что времен простых, несмутных
В жизни просто не бывает.
Ученица.
Видим новое - везде
Мы другими стали.
Да проблемы кое - где
Старыми остались.
Ученик.
А коль кризис мировой,
Надо думать головой.
Ученица.
Мы гордимся страной
Той, что даже в беде
Не умеет стоять на коленях
Жизнь деревни моей
И проблемы людей
Стали самой большой,
Самой важной темой.
Пьеса "Пока все дома". (слайды №4,5)
Действующие лица
1. Ведущий "телепрограммы" "Пока все дома"
2-3. Спорящие в электричке пассажиры
4 Дед Мюнхгаузен - пенсионер
5. Емельян Иванович - сын Мюнхгаузена
6.. Ярославна - дочь Мюнхгаузена
7. Роман - студент, сын Емельяна Ивановича
8. Мальвина - дочь Емельяна Ивановича
Музыкальное оформление:
1. Музыкальная заставка к программе "Пока все дома"
2. Мелодия Тухманова "Песенка студента" из вагантов.
Сцена 1. В электричке.
Ведущий:
Вчера я ехал в электричке
И вдруг услышал разговор.
И был он не совсем обычный
Его я помню до сих пор:
Пассажир:
Уже амурская деревня
Бедна, скудна, хозяйства нет.
Пассажирка:
Зато компьютер в каждом доме.
Входи хоть на год в Интернет.
Пассажир:
Дорог там нет, тайга сплошная.
Автобус душу вытрясает.
Пассажирка:
Зато, как по воде байдарки,
Скользят потоком иномарки.
Пассажир:
Да в деревне жизни нету:
Нет колхоза - нет работ.
Мужики на вахту едут -
Там работает народ.
Даже в школе нет детей,
Если есть, то очень мало.
Пассажирка:
Но так мебель все новей,
Караоке зазвучало.
Пассажир: Не найдешь там мужика
Пассажирка:Да встречаются пока.
Ведущий
Год семьи сейчас в России,
Чтобы сделать интервью,
Мы сегодня посетили
Нет, не звёздную семью.
Мы в деревне побывали.
Там вокруг тайга встаёт.
И понять мы попытались,
Чем же там народ живёт.
Сцена 2. В доме Мюнхгаузена.
Ведущий
В гости мы пришли к Емеле.
Емеля
Емельян Иваныч я.
Ведущий
Не лентяй, всегда при деле.
Здесь живёт его семья.
Емеля
Нынче я проснулся рано.
Озадачен я с утра.
Сына старшего Романа
В институт везти пора.
Ведущий
Дед Мюнхгаузен за чаем.
Дед
Внук с каникул в институт
Грызть науки уезжает.
Как же не взгрустнётся тут?
Ой, напился, стало жарко.
Ты чегой - то, Емельян,
Не заводишь иномарку?
Выпей, что ль чайку стакан.
Емеля
Не могу понять, в чём дело?
На бензин цена взлетела.
В пору стариной тряхнуть
И по - щучьему веленью
На печи пуститься в путь.
Дед
Ну, сынок, ты размечтался.
Где ты щук теперь найдешь?
Я с такой мечтой расстался.
Хоть бы выловился ерш!
В наше время были, значит,
Щука - во! А сом - такой!
А теперь пойдёшь рыбачить -
Слёзы катятся рекой.
Роман
Ну, любимый наш дедок
На любимый сел конёк.
Вспомнит всё, что раньше было,
Что добрее был народ,
Что работать все любили
И чего-нибудь приврёт.
Дед
В наше время, Ромка, были
Дни трудней, но веселей.
Мы в капусте находили
По 11 детей!
А теперь и аист мимо молча пролетает.
А капустою заморской доллар называют.
Вспомнишь: Злаки вырастают -
Убирай и не зевай.
Нынче фермеры ж не знают,
Как пристроить урожай.
Ведущий
Кто у вас за дверью причитает?
Так, что дрожь по коже пробегает?
Дед
Дочь моя вторая - Ярославна,
Муж на вахте, он уже привык.
Да и зарабатывает славно.
А она чуть что - так сразу в крик.
Ярославна
Что ж ты, ветер, злобно повеваешь?
Ты подуй, как надо, у реки.
Скоро огород садить, ты ж знаешь,
Пусть вернутся с вахты мужики!
Емеля
Да вернутся! Подожди немного!
Что сейчас за грохот там стоял?
Ярославна
Что за грохот? - Прямо на дорогу
У Обломовых забор упал.
Дед
Ну, Обломов! Ну, дождался!
На диване провалялся!
Роман
Так, я вещи все сложил.
Ничего не позабыл?
Пацаны мои, аж странно,
Удивили в прошлый раз:
- Угостил бы нас сметаной,
Молока привёз для нас.
Я в ответ:
- Вы обалдели. Магазин недалеко.
А откуда же в деревне
Я возьму вам молоко?
Дед
Я деревню не ругаю.
Но она - совсем другая.
Ничего не разберёшь!
Раньше летом падал дождь.
А теперь - морозы.
Раз на лавке посидел -
Почки отморозил!
Емеля
О, Мальвина поднялась!
Дед
Вот! Чайку попьешь как раз!
Мальвина
О, все в сборе! Всем привет!
Почему мамули нет?
Емеля
Год кончается учебный.
Маме некогда сейчас.
Классный час, диктант последний,
И к ЕГЭ готовит класс
Чтобы дети завершили
Хорошо учебный год,
Мы, Мальвиночка, решили -
Мама в школе поживёт.
Насчёт встречи с нею сложно.
Еду Ромку отвозить.
Ты же с дедушкою можешь
В гости к мамочке сходить.
Мальвина
Ром, а где твоя Джульетта,
Что проститься не пришла?
Роман
И не думает об этом.
Поважнее есть дела.
То готовит к "Эрудиту"
Про фиалочки доклад,
Что-то учит про Египет,
То готовит реферат...
Так что ей не до свиданий -
Хочет в университет.
И пока что на свиданья
У меня надежды нет.
Дед
Что же с миром то стряслось?
Что за век такой жестокий?
Роман
Так что до седых волос
Буду одинокий.
Мальвина
Только яду не глотай.
Терпеливо ожидай.
Роман
Яд мне некогда глотать,
Милая сестричка:
Скоро надо получать
Паспорт заграничный,
А потом - чертить диплом
Суета, заботы:
Вот построят космодром -
Буду там работать.
Мальвина:
Ромка едет, мамы нет:
Но не буду киснуть.
А зайду-ка в Интернет,
Чтобы в нем зависнуть.
Дед
Раньше дети манку ели
И ходили в детский сад.
А теперь вот с колыбели
У компьютера сидят:.
Ведущий
Вот Амурская большая
Как и сто других, семья.
Здесь работают, мечтают,
Все родные в ней - друзья.
Дед
Если будем все дружить,
То деревне нашей - жить!
Роман
Пусть сегодня, как и прежде
Не теряется надежда.
Емеля
Пусть надежною растет
Молодая смена
Мальвина
Пусть село с колен встает!
ВСЕ
Встанет непременно!
Ученица.
Пьеса - шутка, всем понятно
Ведь без юмора не жить.
Ученик.
Только ты родной деревне
Низко в поле поклонись.
Ученица.
Щедро всех она накормит
И припрячет в закрома.
Только помощь ей сегодня
Обязательно нужна.
Ведущий. А проблемы волнующие участников нашей игры они представят, защищая свое политическое кредо.
Конкурс "Имею право" (слайды №6 -8)
Ученица.
Она служила нам пятнадцать лет.
Но век стремительно летит и непреклонно.
Диктует конституций перемен,
Меняет старые на новые законы.
Ученик.
Но будущее Родины, детей,
Твоих потомков, даже судьбы века
Зависят от активности твоей
Как избирателя и просто человека.
Ведущий. Сегодня - День Конституции России. Она была принята 15 лет назад. В основном Законе страны был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. В истории России было несколько Конституций, в текстах которых содержалось немало ценных положений, которые, к сожалению, так и не удалось полностью реализовать в жизни общества. Действующая Конституция на деле защищает права и интересы граждан, гарантирует возможность самостоятельно определять свою судьбу. Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести. Знать и уважать конституцию должен каждый гражданин. Лидеры команд получите задание. (слайды № 9-10)
(Ответы: 1 задание: 2,3,5,7,8. 2 задание: 1. Человек, его права и свободы. 2 Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. 3. Общедоступностью и бесплатностью основного общего, среднего образования. 4. г), в), б), а), д) 5. Нет. Так как одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом ГД. Депутаты ГД не могут находиться на гос.службе и заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности)
Конкурс "Сказка ложь, да в ней намёк". (слайды №11 -15)
Ученица.
Мы все на этих сказках вырастали
Вы будете сейчас удивлены:
Навряд ли бы связать вы догадались
Те сказки с Конституцией страны.
(Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ).
Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на:(СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться).
Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на...
(СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)
Полицейские из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на... (СТ.25 - неприкосновенность жилища)
Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на... (СТ.37 - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)
Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на... (СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)
Конкурс "К барьеру". (слайд №16)
Ученик.
Зачем на местные - то выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит всё в стране от президента.
И что изменится, когда в глухой деревне,
Где коровы бледные мычат,
Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны
Все выберут Ивана Ильича?
Ведущий. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов в местные органы власти.
Ученица.
Мы не только будущие избиратели
Мы и будущие депутаты
И пока играя в демократию
Можем хоть сейчас вступить в дебаты.
(Команды получают карточки с вопросами по избирательному праву. Если ответ на вопрос - "ДА", то они должны привести аргументы "ЗА" участие в выборах. Если ответ на вопрос подразумевает отрицательный ответ, то приводятся аргументы "ПРОТИВ") (слайд №17)
После дебатов командам раздаются опросные листы "Предполагаемое участие в политической жизни общества. Когда мне исполнится 18 лет, я:" жюри анализирует ответы и на основании их подводит итоги конкурса.
Ученик
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Ученица.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Вместе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя!
(Юрий Левитанский)
Ведущий. Вам предстоит участвовать в выборах, влияя тем самым на решение серьезных проблем. От вашего выбора, так или иначе, будет зависеть ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Помните, что "Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников". (Л. Питер) (слайд №18)
Литература:
- Конституция РФ
- Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москва 1999 год.
- Федеральный Закон "О выборах президента Российской Федерации". Москва Центральная Избирательная Комиссия РФ 2003 год.
- Избирательный кодекс Амурской области. Избирательная комиссия Амурской области 2004 г.
- БоголюбовЛ.Н. Человек и общество Учебник для учащихся. Ч.2.11кл.-2-е изд. М.:Просвещение,2003.
- С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. Издательство "Экзамен" М., 2004.
- А.М. Аминина. Деловая игра "Гражданином быть обязан". Журнал "История и обществознание в школе". 6/2003.
- Материалы сайта "Первое сентября". ИНТЕРНЕТ.
- Презентация "Конституции РФ". Автор Бердник С.В., учитель истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области.