Сценарий деловой игры "Молодой избиратель"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей

Задачи:

  • создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;
  • помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации;
  • способствовать воспитанию у школьников позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства.

Программа игры

Конкурс "Давайте познакомимся". (Название команды, девиз).

Конкурс "Возьмёмся за руки друзья". (Представление команды, как политическое кредо). Не более 5 минут. Оценивается: оригинальность, владение аудиторией.

Конкурс "Имею право" (знание законов избирательного права и Конституции). Оценивается: знание Конституции и законов избирательного права.

Конкурс "Сказка ложь, да в ней намёк". Оценивается полнота ответов.

Конкурс "К барьеру". Оценивается: аргументированность ответов и личное отношение к поставленным вопросам.

Выработка обращения к молодёжи Свободненского района и принятие решения о заседании клуба молодых избирателей.

Награждение.

Оформление: Стенды "Я голосую" и "Конституция России", Плакаты "Ты отвечаешь за все!", "Покажите мне вашу молодежь, и я скажу ваше будущее" ( Абу Насир Аль - Фараби).

Ход игры

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Нам приятно вновь видеть вас на уже ставшей традиционной ежегодной встрече будущих избирателей! (Звучит Гимн) (слайд №1)

Ведущий.

В нашей игре принимают участие команды будущих избирателей из сел Климоуцы, Сычевка, Новгородка и Семеновка. А так же сборная команда учителей с неизменным гордым названием "Мудрые совы". Наблюдает за ходом игры компетентное жюри.

Прежде, чем начать игру предлагаю провести жеребьевку. Лидеры команд, получите задание, ответьте на вопрос (отвечают) и разверните карточку. (На карточках слоги, составляющие слово "Избиратель"). Вот в таком порядке вы и будете представлять свои команды.

Задания для жеребьевки команд.

Закончите следующее утверждение: "Свободные и честные выборы являются существенным признаком::.". (:демократии (ИЗ))

Закончите следующее определение: "Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется::" (референдумом (БИ))

Закончите следующее утверждение: "Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:.." (активным избирательным правом (РА))

Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления? (пассивное избирательное право (ТЕЛЬ))

Ведущий. "Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?"

В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Пусть наша сегодняшняя встреча поможет вам, дорогие друзья, найти ответы на те вопросы, которые ставит нам жизнь, обрести новых друзей и научится делать правильный осознанный выбор!

Конкурс "Давайте познакомимся" (слайд №2)

(команды представляют свое название и девиз)

Конкурс "Возьмёмся за руки друзья" (слайд №3)

Ученица.

Возьмемся за руки, друзья,
Поодиночке нам нельзя.

Ученик.

В поле воин - просто шутка
Избиратель каждый знает,
Что времен простых, несмутных
В жизни просто не бывает.

Ученица.

Видим новое - везде
Мы другими стали.
Да проблемы кое - где
Старыми остались.

Ученик.

А коль кризис мировой,
Надо думать головой.

Ученица.

Мы гордимся страной
Той, что даже в беде
Не умеет стоять на коленях
Жизнь деревни моей
И проблемы людей
Стали самой большой,
Самой важной темой.

Пьеса "Пока все дома". (слайды №4,5)

Действующие лица

1. Ведущий "телепрограммы" "Пока все дома"

2-3. Спорящие в электричке пассажиры

4 Дед Мюнхгаузен - пенсионер

5. Емельян Иванович - сын Мюнхгаузена

6.. Ярославна - дочь Мюнхгаузена

7. Роман - студент, сын Емельяна Ивановича

8. Мальвина - дочь Емельяна Ивановича

Музыкальное оформление:

1. Музыкальная заставка к программе "Пока все дома"

2. Мелодия Тухманова "Песенка студента" из вагантов.

Сцена 1. В электричке.

Ведущий:

Вчера я ехал в электричке
И вдруг услышал разговор.
И был он не совсем обычный
Его я помню до сих пор:

Пассажир:

Уже амурская деревня
Бедна, скудна, хозяйства нет.

Пассажирка:

Зато компьютер в каждом доме.
Входи хоть на год в Интернет.

Пассажир:

Дорог там нет, тайга сплошная.
Автобус душу вытрясает.

Пассажирка:

Зато, как по воде байдарки,
Скользят потоком иномарки.

Пассажир:

Да в деревне жизни нету:
Нет колхоза - нет работ.
Мужики на вахту едут -
Там работает народ.
Даже в школе нет детей,
Если есть, то очень мало.

Пассажирка:

Но так мебель все новей,
Караоке зазвучало.

Пассажир: Не найдешь там мужика

Пассажирка:Да встречаются пока.

Ведущий

Год семьи сейчас в России,
Чтобы сделать интервью,
Мы сегодня посетили
Нет, не звёздную семью.
Мы в деревне побывали.
Там вокруг тайга встаёт.
И понять мы попытались,
Чем же там народ живёт.

Сцена 2. В доме Мюнхгаузена.

Ведущий

В гости мы пришли к Емеле.

Емеля

Емельян Иваныч я.

Ведущий

Не лентяй, всегда при деле.
Здесь живёт его семья.

Емеля

Нынче я проснулся рано.
Озадачен я с утра.
Сына старшего Романа
В институт везти пора.

Ведущий

Дед Мюнхгаузен за чаем.

Дед

Внук с каникул в институт
Грызть науки уезжает.
Как же не взгрустнётся тут?
Ой, напился, стало жарко.
Ты чегой - то, Емельян,
Не заводишь иномарку?
Выпей, что ль чайку стакан.

Емеля

Не могу понять, в чём дело?
На бензин цена взлетела.
В пору стариной тряхнуть
И по - щучьему веленью
На печи пуститься в путь.

Дед

Ну, сынок, ты размечтался.
Где ты щук теперь найдешь?
Я с такой мечтой расстался.
Хоть бы выловился ерш!
В наше время были, значит,
Щука - во! А сом - такой!
А теперь пойдёшь рыбачить -
Слёзы катятся рекой.

Роман

Ну, любимый наш дедок
На любимый сел конёк.
Вспомнит всё, что раньше было,
Что добрее был народ,
Что работать все любили
И чего-нибудь приврёт.

Дед

В наше время, Ромка, были
Дни трудней, но веселей.
Мы в капусте находили
По 11 детей!
А теперь и аист мимо молча пролетает.
А капустою заморской доллар называют.
Вспомнишь: Злаки вырастают -
Убирай и не зевай.
Нынче фермеры ж не знают,
Как пристроить урожай.

Ведущий

Кто у вас за дверью причитает?
Так, что дрожь по коже пробегает?

Дед

Дочь моя вторая - Ярославна,
Муж на вахте, он уже привык.
Да и зарабатывает славно.
А она чуть что - так сразу в крик.

Ярославна

Что ж ты, ветер, злобно повеваешь?
Ты подуй, как надо, у реки.
Скоро огород садить, ты ж знаешь,
Пусть вернутся с вахты мужики!

Емеля

Да вернутся! Подожди немного!
Что сейчас за грохот там стоял?

Ярославна

Что за грохот? - Прямо на дорогу
У Обломовых забор упал.

Дед

Ну, Обломов! Ну, дождался!
На диване провалялся!

Роман

Так, я вещи все сложил.
Ничего не позабыл?
Пацаны мои, аж странно,
Удивили в прошлый раз:
- Угостил бы нас сметаной,
Молока привёз для нас.
Я в ответ:
- Вы обалдели. Магазин недалеко.
А откуда же в деревне
Я возьму вам молоко?

Дед

Я деревню не ругаю.
Но она - совсем другая.
Ничего не разберёшь!
Раньше летом падал дождь.
А теперь - морозы.
Раз на лавке посидел -
Почки отморозил!

Емеля

О, Мальвина поднялась!

Дед

Вот! Чайку попьешь как раз!

Мальвина

О, все в сборе! Всем привет!
Почему мамули нет?

Емеля

Год кончается учебный.
Маме некогда сейчас.
Классный час, диктант последний,
И к ЕГЭ готовит класс
Чтобы дети завершили
Хорошо учебный год,
Мы, Мальвиночка, решили -
Мама в школе поживёт.
Насчёт встречи с нею сложно.
Еду Ромку отвозить.
Ты же с дедушкою можешь
В гости к мамочке сходить.

Мальвина

Ром, а где твоя Джульетта,
Что проститься не пришла?

Роман

И не думает об этом.
Поважнее есть дела.
То готовит к "Эрудиту"
Про фиалочки доклад,
Что-то учит про Египет,
То готовит реферат...
Так что ей не до свиданий -
Хочет в университет.
И пока что на свиданья
У меня надежды нет.

Дед

Что же с миром то стряслось?
Что за век такой жестокий?

Роман

Так что до седых волос
Буду одинокий.

Мальвина

Только яду не глотай.
Терпеливо ожидай.

Роман

Яд мне некогда глотать,
Милая сестричка:
Скоро надо получать
Паспорт заграничный,
А потом - чертить диплом
Суета, заботы:
Вот построят космодром -
Буду там работать.

Мальвина:

Ромка едет, мамы нет:
Но не буду киснуть.
А зайду-ка в Интернет,
Чтобы в нем зависнуть.

Дед

Раньше дети манку ели
И ходили в детский сад.
А теперь вот с колыбели
У компьютера сидят:.

Ведущий

Вот Амурская большая
Как и сто других, семья.
Здесь работают, мечтают,
Все родные в ней - друзья.

Дед

Если будем все дружить,
То деревне нашей - жить!

Роман

Пусть сегодня, как и прежде
Не теряется надежда.

Емеля

Пусть надежною растет
Молодая смена

Мальвина

Пусть село с колен встает!

ВСЕ

Встанет непременно!

Ученица.

Пьеса - шутка, всем понятно
Ведь без юмора не жить.

Ученик.

Только ты родной деревне
Низко в поле поклонись.

Ученица.

Щедро всех она накормит
И припрячет в закрома.
Только помощь ей сегодня
Обязательно нужна.

Ведущий. А проблемы волнующие участников нашей игры они представят, защищая свое политическое кредо.

Конкурс "Имею право" (слайды №6 -8)

Ученица.

Она служила нам пятнадцать лет.
Но век стремительно летит и непреклонно.
Диктует конституций перемен,
Меняет старые на новые законы.

Ученик.

Но будущее Родины, детей,
Твоих потомков, даже судьбы века
Зависят от активности твоей
Как избирателя и просто человека.

Ведущий. Сегодня - День Конституции России. Она была принята 15 лет назад. В основном Законе страны был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. В истории России было несколько Конституций, в текстах которых содержалось немало ценных положений, которые, к сожалению, так и не удалось полностью реализовать в жизни общества. Действующая Конституция на деле защищает права и интересы граждан, гарантирует возможность самостоятельно определять свою судьбу. Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести. Знать и уважать конституцию должен каждый гражданин. Лидеры команд получите задание. (слайды № 9-10)

(Ответы: 1 задание: 2,3,5,7,8. 2 задание: 1. Человек, его права и свободы. 2 Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. 3. Общедоступностью и бесплатностью основного общего, среднего образования. 4. г), в), б), а), д) 5. Нет. Так как одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом ГД. Депутаты ГД не могут находиться на гос.службе и заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности)

Конкурс "Сказка ложь, да в ней намёк". (слайды №11 -15)

Ученица.

Мы все на этих сказках вырастали
Вы будете сейчас удивлены:
Навряд ли бы связать вы догадались
Те сказки с Конституцией страны.

(Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ).

Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на:(СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться).

Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на...

(СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)

Полицейские из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на... (СТ.25 - неприкосновенность жилища)

Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на... (СТ.37 - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)

Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на... (СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)

Конкурс "К барьеру". (слайд №16)

Ученик.

Зачем на местные - то выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит всё в стране от президента.
И что изменится, когда в глухой деревне,
Где коровы бледные мычат,
Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны
Все выберут Ивана Ильича?

Ведущий. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов в местные органы власти.

Ученица.

Мы не только будущие избиратели
Мы и будущие депутаты
И пока играя в демократию
Можем хоть сейчас вступить в дебаты.

(Команды получают карточки с вопросами по избирательному праву. Если ответ на вопрос - "ДА", то они должны привести аргументы "ЗА" участие в выборах. Если ответ на вопрос подразумевает отрицательный ответ, то приводятся аргументы "ПРОТИВ") (слайд №17)

После дебатов командам раздаются опросные листы "Предполагаемое участие в политической жизни общества. Когда мне исполнится 18 лет, я:" жюри анализирует ответы и на основании их подводит итоги конкурса.

Ученик

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.

Ученица.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Вместе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя!
(Юрий Левитанский)

Ведущий. Вам предстоит участвовать в выборах, влияя тем самым на решение серьезных проблем. От вашего выбора, так или иначе, будет зависеть ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Помните, что "Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников". (Л. Питер) (слайд №18)

Литература:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москва 1999 год.
  3. Федеральный Закон "О выборах президента Российской Федерации". Москва Центральная Избирательная Комиссия РФ 2003 год.
  4. Избирательный кодекс Амурской области. Избирательная комиссия Амурской области 2004 г.
  5. БоголюбовЛ.Н. Человек и общество Учебник для учащихся. Ч.2.11кл.-2-е изд. М.:Просвещение,2003.
  6. С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. Издательство "Экзамен" М., 2004.
  7. А.М. Аминина. Деловая игра "Гражданином быть обязан". Журнал "История и обществознание в школе". 6/2003.
  8. Материалы сайта "Первое сентября". ИНТЕРНЕТ.
  9. Презентация "Конституции РФ". Автор Бердник С.В., учитель истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области.

Приложение.