Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения и фантазии у детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание

  1. План подготовки.
  2. План-конспект проведения занятия по теме
  3. "И вот она нарядная
    На праздник к нам пришла"…

  4. Заключительная часть.
  5. Используемая литература.

I. План подготовки к занятию

"И вот она нарядная
На праздник к нам пришла"…

  1. Чтение литературы.
  2. Составление плана занятия.
  3. Предварительная работа:
  4. а) беседа о прошедшем Новогоднем утреннике;
    б) повторение стихов, разученных к празднику (по сценарию);
    в) чтение иллюстрированной книги "В лесу родилась ёлочка". Автор Р. Кудашева, художник Н. Саитгазина.

  5. Оснащение и оборудование: игрушка медвежонок Мишутка (для всех трёх этапов занятия);
    для первого этапа занятия: 2 листа плотной бумаги большого размера (ватман), широкие тарелочки с гуашью зелёного цвета, еловые веточки, матерчатые салфетки, таз с водой, полотенце;
    для второго этапа:
    электрогирлянда, красиво уложенная в коробку (упаковка), одна лампочка от гирлянды (из запасных), гуашевые краски трёх цветов (красный, синий, жёлтый) в мелких тарелочках, салфетки, чистый лист бумаги;
    для третьего этапа:
    краски гуашевые трёх цветов (красный, жёлтый, синий) в мелких тарелочках, печатки из картофеля (сделанные воспитателем накануне занятия), влажные тканевые салфетки, чистый лист бумаги, ёлочные игрушки для рассматривания, аудиозапись "Ёлочка" муз. Теличевой, сл. М. Булатова.

План-конспект занятия

"И вот она нарядная
На праздник к нам пришла"…

Цель:

  • обучать детей умению создавать выразительный образ, обучать умению рисовать вместе на одном листе;
  • воспитывать чувство отзывчивости;
  • развивать мелкую моторику рук посредством печатания (оттиск ладоней, пальчиков, печаток);
  • закрепление знаний о цвете;
  • закрепление названий пальчиков.

Этап 1. "Маленькая ёлочка в гости к нам пришла".

Форма проведения - коллективное занятие.

Приёмы:

а) словесные,

б) практические - "рука в руке" (рука ребёнка в руке воспитателя), помочь располагать оттиски ладоней в определённой последовательности, создавая образ ёлочки;

в) рассказ с показом.

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу игрушку медвежонка и обращает внимание детей на еловые веточки, которые принёс медвежонок.

Медвежонок раздаёт веточки детям и спрашивает какие они? Просит показать как растут иголочки (раскрыть ладошки, напряжённо развести пальчики).

- Ребята, Мишутка говорит, что нашим куклам в уголке плохо без ёлочки, они тоже хотят праздника. Медвежонок просит нас нарисовать для наших друзей игрушек ёлочку. Как вы считаете, можем мы помочь игрушкам? (Ответы детей). А чем мы умеем рисовать?

А сегодня я покажу вам, как можно нарисовать ёлочку красками и ладошками.

Воспитатель показывает, как нужно опустить в тарелочку с гуашью всю ладошку и сделать отпечаток на бумаге. Предлагает порисовать и левой и правой рукой (на одном листе дети свободно "печатают" ладошками). Затем воспитатель предлагает медвежонку посмотреть, как дети будут рисовать ёлочку. Приёмом "рука в руке" воспитатель помогает детям создать образ ёлочки.

(Помощник воспитателя помогает вытереть ладони детей салфетками).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что медвежонок заглядывает в таз с водой и спрашивает: "Зачем здесь вода?" А вы как думаете, зачем нам вода? (Ответы детей). Видишь Мишутка, дети знают, что нужно руки вымыть.

Дети подходят к тазу с водой, встают вокруг столика. Проводится пальчиковая гимнастика:

Ёлочку мы рисовали
и ладошки замарали
Мы их будем отмывать
Мы их будем оттирать
Мойся, мойся брат большой
Мойся, мойся Ванька-указка
Мойся, мойся средний брат
Мойся братец безымянный
Мойся и ты, малышка мизинчик
сжимают и разжимают пальцы,
рассматривают.
опускают ладони в воду.
трут ладошкой о ладошку.
перебирают пальчики
один за другим.

Воспитатель и помощник помогают детям вытереть руки полотенцем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что медвежонок сидит на столе и рассматривает ёлочку, которую они нарисовали. Спрашивает у детей, понравилась ли Мишутке ёлочка, как они думают? (Ответ детей). Медвежонок говорит, что ёлочка ему понравилась, он читает наизусть стихотворение о ёлочке.

Ёлка новогодняя
Вот она какая!
Стройная, зелёная,
Яркая, большая!

Медвежонок благодарит за рисунок, обещает подарить его куклам.

Прощается, уходит, унося рисунок.

Дети идут мыть руки с мылом в туалетную комнату.

Фото № 1 в приложении

Этап 2. "Зажигаются огни на зелёной ёлке"

Форма проведения - коллективное занятие.

Приёмы: словесный, практический.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей, что снова пришёл в гости медвежонок. Он принёс нарисованную ёлочку и коробочку с ёлочными фонариками. Он огорчён тем, что на этой ёлочке нет фонариков, а как украсить ёлочку Мишутка не знает. А вы знаете? (Ответ детей).

Видишь Мишутка, дети могут тебе помочь. Они могут нарисовать фонарики и тебя могут научить этому.

Воспитатель включает электрогирлянду в сеть (гирлянда красиво уложена в коробку), обращает внимание детей и медвежонка на то, что зажигаются только те фонарики, которые "приклеены" на провода, а фонарик без провода не зажигается, не светится (показать запасную лампочку).

Медвежонок хочет поскорее увидеть как дети рисуют и просит ребят приступить к работе.

Воспитатель напоминает детям, что на один пальчик можно набрать краску только одного цвета. Чтобы нарисовать фонарик, нужно приложить пальчик к бумаге и затем убрать (взрослый показывает, дети репетируют движения сначала чистыми пальчиками - указательным, средним, безымянным). Рисовать фонарики нужно только на проводе, один за другим, рядышком.

Предлагает детям набрать на разные пальчики разные краски (проба на чистом листе бумаги, далее работают на рисунке с прошлого занятия, на котором взрослым нанесены линии-провода).

Во время работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, закрепляет названия цветов.

Закончив работу, дети вытирают руки влажными салфетками. (В конце занятия гуашь легко смывается водой и мылом)

Медвежонок радуется тому, что фонарики получились такими красивыми, просит детей назвать цвета красок, которыми они рисовали. Обещает научить кукол рисовать фонарики. Благодарит детей. Уходит.

Фото № 2 в приложении

Этап 3.

"И вот она нарядная
На праздник к нам пришла"

Форма проведения – коллективное занятие.

Приём – рассказ с показом, словесный, практический.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним вновь пришёл Мишутка. Он говорит, что ему бы больше понравилась ёлка, украшенная игрушками. А у медвежонка никаких украшений нет.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими игрушками была украшена ёлка в зале, в группе (ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на печатки, которые лежат на столе, предлагает детям взять по одной, посмотреть. Спрашивает детей, как они думают, из чего сделаны печатки? Что ими можно нарисовать? (Шарик, звёздочку, домик, огурчик, фонарик). Взрослый демонстрирует, как можно получить оттиск. Предлагает детям самим "порисовать" на чистом листе бумаги, обращает внимание детей на то, что для получения изображения другого цвета нужно сменить и краску и печатку. Спрашивает, какие игрушки получились. Предлагает украсить ёлочку для медвежонка, обращает внимание детей на то, что игрушки должны висеть на ветках ёлочки, иначе они могут упасть и разбиться.

Окончив работу, дети вытирают руки влажными салфетками (В конце занятия моют руки под краном).

Фото № 3 в приложении

III. Заключительная часть:

Медвежонок восхищается красивой ёлочкой, нарисованной детьми, просит назвать игрушки и их цвет. Хвалит детей. Предлагает прикрепить изображение ёлочки в кукольном уголке.

Предлагает детям взять по игрушке из кукольного уголка и спеть новогоднюю песенку.

IV. Используемая литература:

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4, 1994.
  2. "Волшебный праздник" перевод с английского А. Левинзон. ООО "Росмен-издат", Москва, 2000.

Тема:

"Здравствуй ёлка!
Для ребят лучше нет подарка".

  • Работа вне занятий по изодеятельности.
  • В 1 младшей группе.

Цель:

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией;
  • развитие тонкой моторики рук.

Оснащение и оборудование:

пластилин; толстое стекло, вставленное в рамку; на стекле стилизованное изображение ёлки с шарами (изображение нанесено маркером).

Фото № 4 в приложении

Работа проводится микрогруппами по 2-3 ребёнка.

Ход работы

Взрослый показывает детям, как отщипывать кусочки пластилина, разминать его в ладонях, пальчиках, как наносить на стекло (размазывать) тонким слоем внутри контура.

Как можно скатать шарик из пластилина, превратить шарик в лепёшечку, а лепёшечку прикрепить на стекло внутри контура – получилась ёлочная игрушка. Рассказ сопровождается показом, работают одновременно и взрослый и дети.

Показать детям, как стекой можно убрать мазки пластилина, которые вышли за контур.

Когда все шары “развешаны”, а изображение заполнено тонким слоем пластилина, тогда стекло со стороны изображения накрыть красивой бумагой.

К раме прикрепить петлю. Шедевр готов!

 Приложение