Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся о частях речи, уметь распределять слова по грамматическим признакам, закреплять знания о предложении, уметь разбирать предложение по членам;
  • развивать мышление, речь, обогащать словарный запас детей;
  • учить анализировать, сравнивать, уметь выделять частное из общего;
  • воспитывать интерес к уроку, демократическую культуру класса.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

У. Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в страну Речь. В этой стране живут слова- работники. У каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие - действия, третьи - признаки. Есть и такие слова, которые ничего не обозначают, они помогают словам - обозначениям, связываются друг с другом в предложении. Каждая группа слов - это часть речи.

- А какие части речи вы знаете?

- Сегодня на уроке мы обобщим знания о частях речи и определим по каким признакам они отличаются?

3. Чистописание.

У. Итак, город Частиречинск. Но, что это? (нет буквы ч).

Какая буква пропала ? (Ч)

Какой звук она обозначает?

Запись буквы ч, ни, чч, ча, чи, чк. Анализ соединений.

4. Грамматическое знание частей речи.

У.- Прежде чем попасть в город, выполним задание. Найдите лишнее слово

  • прилагательное
  • приставка
  • существительное

У.А это первый житель страны -маленький седобородый старичок - волшебник.

(Выходит ученик в костюме )

Ученик.Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. У меня есть волшебная палочка, с помощью которой я могу превратиться в любой предмет.

У. Вслушайтесь в имя волшебника:Существительное - т.е. оно обозначает всё, что существует.

Ученик. Что я обозначаю?

- На какие вопросы отвечаю?

У. А вот и другой житель страны. Кто это? Слова, которые живут в этом замке, (показ на доске) очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена Существительные.

Ученик-Глагол.Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в поле растёт.
Дети.Здравствуй, дедушка Глагол.

Ученик. Что я обозначаю?

На какие вопросы отвечаю?

Учитель. Встречаем следующего жителя.

Ученик. - Прилагательное.Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

У. - Доброе утро, имя прилагательное?

Ученик. Что я обозначаю?

- На какие вопросы отвечаю?

Учитель. Вы установили, чем слова отличаются друг от друга. Первый признак, по которому отличаются части речи - грамматическое значение. Существительное - предмет .Глагол - действие.Прилагательное - признак предмета,

Ребята.Некоторые жители перепутали свои дома. Нам нужно им помочь.

Зрительно разделите тетрадь на 3 части: существительное, глагол, прилагательное. Распределите слова по частям речи: экскурсия, жёлтый, революция, колхозный, дежурный, рисовать, весело, быстро, пять.

5. Морфологический признак.

Учитель.Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания, которые написаны на доске.

Образуйте однокоренные слова разных частей речи.

  • 1 вариант: бел - белый, белить, белизна.
  • 2 вариант: двиг - двигатель, подвижная, двигает.

Уч. Как вы определили части речи?

Д. По вопросу и окончанию.

Уч. Докажите.

Д. ый - прилагательное, м.р., ая - ж.р., ед, ч.

  • ют - глагол, 3-е лицо, множественное число.
  • ешь - 2-е лицо, единственное число.

У. Выполнить второе задание.

Спишите предложение и определите какими частями речи являются слова.

Глокая куздра штеко бубланула бокра и кудрячит бокрёнка.

(Дети выполняют задание)

У. Как вы догадались?

Д. Слова похожи на наши. Например слово бубланула - это глагол прошедшего времени, суффикс -л, а слово глокая - это прилагательное, окончание -ая.

У. Ребята, вы рассказали о втором признаке частей речи.

Морфологический признак.

существительное число глагол - число
прилагательное род время
падеж лицо

Физкультминутка. Игра "Пересадки".

У. Как изменяются существительные?

Д. По числам, по падежам, т.е. склоняются.

У. Вот и просклоняйте существительное куздра.

Д. Куздра, у куздры, к куздре, куздру, с куздрой, о куздре.

У. Какая часть речи спрягается?

Д. Глаголы,

У. Попробуйте изменить по лицам глагол кудрячить.

Д. Это глагол 2-го спряжения, поэтому

я кудрячу, мы кудрячим, ты кудрячигиь, вы кудрямите,

он кудрячит, они кудрячут.

У. Ребята, вам части речи предлагают игру "Выбывание слова".

Известный, честный, опасность, весёлый, красивая, грустный.

У. С какого слова начнём игру?

Д.

1) опасность - существительное

2) красивая - прилагательное женского рода

3) весёлый - прилагательное ,не содержащее непроизносимый согласный

4) известный - приставка, из

6. Синтаксический признак.

У. А какой же третий, общий признак, объединяющий все части речи?

Давайте разбираться.

Прочитайте слова на доске.

И расхаживал по сада дорожке расправляя хвост павлин красивый.

Эти слова рассыпаны как бусинки, между ними нет связи.

Словами какой части речи является каждое слово?

У. А теперь поставьте слова в определённой форме и последовательно нанизайте на нитку. Из бусинок получаются бусы, из слов - предложение. Запишите предложение из наших слов.

По дорожке сада расхаживал и расправлял красивый хвост павлин.

У. Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.

Разбор предложения.

У. Какую роль выполняет слово в предложении?

Итак: мы разобрали все признаки ,по которым отличаются части речи.

7. Итог.

8. Оценки.

9. Домашнее задание.

Определить части речи.

Дано задание на карточке.Сяпала Калуша по напушке и увязила бутявку и валит: "Калушата, калушаточки! Бутявка!"