Воспитательная программа "Счастье быть здоровым"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Стратегическая цель дальнейшего развития системы образования ориентирована на воспитание и развитие, здоровой, свободной и жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению, что невозможно успешно реализовать без формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное стремление каждого, а формирование, сохранение и укрепление здоровья детей было и остается актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе. На состояние здоровья детей оказывает существенное влияние неблагоприятные экологические и социальные условия. Сложившаяся экологическая ситуация в городе Новокузнецке влияет на рост заболеваемости подростков, тем самым снижая качественный уровень обученности.

Одним из неблагоприятных районов нашего города является Заводской район, в котором располагается МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 18”. В этом районе сосредоточены одно из крупнейших промышленных предприятий металлургии, ряд шахт, шлаковый отвал. Выбросы этих предприятий отрицательно воздействуют на здоровье детей, их физическое, психическое развитие, поэтому в педагогический коллектив образовательного учреждения принял решение выбрать основным направлением воспитательно-образовательного процесса сохранение и формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.

Цель программы: формирование культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни;
  • создание и апробация здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Основные направления программы:

1этап: Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в воспитании и образовании. Ведущей целью становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала - здоровья. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми используя потенциал каждого предмета и вовлекать самого ребенка в здравотворческую деятельность на любом уроке.

Работа ведется через:

  • обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических при организации образовательного процесса, норм по охране труда и техники безопасности;
  • организация рациональной системы питания обучающихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;
  • использование комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
  • создание банка данных по заболеваемости обучающихся.

2 этап: Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса

В период обучения отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой разнообразной творческой деятельности, поэтому необходимы мероприятия по созданию условий для психолого-педагогической поддержки воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение здоровья.

К ним относятся:

  • организация работы с учащимися по формированию культуры здоровья;
  • организация семинаров для учителей: “Здоровьесберегающая педагогика”, “Проблемы нравственного воспитания обучающихся”, “Особенности полового воспитания в школе”; “Предупреждение переутомления школьников”;
  • организация родительского всеобуча: “Домашний режим школьника”, “Закаливание”, “Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков”, “Трудности переходного периода”, “Безопасность при работе с компьютером”, “Лудомания - эпидемия XXI века”, “Компьютер против человечества”;
  • разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

3 этап: Формирование культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, так как она является частью культуры общества. В процессе деятельности культура рассматривается как формирование самого человека, а процесс становления личности есть процесс усвоения человеческой культуры. С первых дней нахождения в школе ребенка следует увлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, результатом которой должна быть личная культура здоровья, которую следует понимать как часть культуры личности, опирающуюся на систему ценностных ориентаций.

Возможны следующие формы работы по этому направлению:

  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка мероприятий, посвященных формированию культуры здоровья (Приложение 1, Приложение 2);
  • организация работы спортивных секций;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий;
  • проведение профилактических мероприятий в период каникул;
  • проведение “Дней здоровья”(Приложение 3, Приложение 4);
  • проведение в школе вечеров здоровья и отдыха (Приложение 5).

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • снижение заболеваемости участников образовательного процесса;
  • сознательный выбор здорового образа жизни всеми участниками программы;
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • повышение социально-психологической комфортности участников образовательного процесса.

План работы по реализации программы

“Счастье быть здоровым”

1 этап. Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся. Анализ заболеваний и динамика.

1 раз в год

Мед. работник

Классные руководители

2.

Составление социологических карт по классам, составление списков:

  • учащихся группы риска;
  • проблемных семей;
  • многодетных семей;
  • малообеспеченных семей;
  • неполных семей.

Сентябрь (ежегодно)

Социальный педагог, классный руководитель

3.

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических норм.

  • Соблюдение воздушного, светового и питьевого режима в школе.
  • Организация горячего питания в школьной столовой.
  • Подбор школьной мебели в зависимости от возраста учащихся.

В течение года

Директор, зам. директора по АХЧ, зам. директора по БЖ

4.

Организация дежурства по школе.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по ВР

5.

Диспансеризация обучающихся школы.

В течение года

Медицинский работник

6.

Контроль состояния здоровья обучающихся по итогам диспансеризации.

Апрель

Медицинский работник, классный руководитель

7.

Проведение рейдов

  • по проверке внешнего вида обучающихся;
  • по сохранности книг библиотечного фонда школы;
  • по выполнению обучающимися режима дня

 

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, библиотекарь, Совет старшеклассников

8.

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Февраль-март

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

9.

Оформление листков здоровья в классных журналах.

Сентябрь

Классный руководитель, мед. работник

10.

Проведение динамических пауз, физической зарядки до начало занятий.

В течение года

Учителя предметники

11.

Участие ОУ в реализации федеральной программ “Разговор о правильном питании”

2004г.

Учителя начальных классов

2 этап. Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса

№п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Организация работы с обучающимися, мотивированными на успешное обучение через участие в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах.

В течение

года

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

4.

Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма.

В течение года

Классные руководители

5.

Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

6.

Рассмотрение на педагогическом совете вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В течение года

Администрация

7.

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни.

с 2005г

Зам. директора по ВР, библиотекарь

8.

Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению.

В течение года

Администрация, мед. работник, психолог, классные руководители

9.

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

В течение года

Зам. директора по ВР, психолог, мед. работник

10.

Проведение научно-практической конференции “Школа-центр “Здоровье”.

Ежегодно

Администрация, классные руководители

11.

Проведение круглых столов для учителей по формированию культуры здоровья.

2 раза в год

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

12.

Проведение МО классных руководителей по вопросам организации работы по программе “Здоровье”

В течение года

Зам. директора по ВР

13.

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Соц. педагог, психолог, классные руководитель

14.

Обучение подростков эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями.

В течение года

Психолог

15.

Проведение психолого-педагогического мониторинга

1 раз в год

Психолог

3 этап. Формирование культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Контроль соблюдения режима дня обучающихся.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог

2.

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера).

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

3.

Организация работы лагеря с дневным пребыванием

Каникулы

Зам. директора по ВР, классные руководители

4.

Озеленение учебных кабинетов и территории школы.

В течение года

Зам. директора по ВР и АХЧ, учителя биологии

5.

Проведение дней здоровья.

Ежемесячно

Зам. директора по ВР, учитель физ. воспитания

6.

Проведение недели пропаганды здорового образа жизни.

Май

Зам. директора по ВР

7.

Взаимодействие школы с “Центром “Здоровье” психолого-педагогической реабилитации и коррекции” в вопросе формирования культуры здоровья.

В течение года

Зам. директора по ВР, психолог

8.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя-предметники.

9.

Проведение медицинского осмотра педагогов школы в рамках национального проекта “Образование”.

Август

Администрация школы

10.

Проведение подвижных школьных перемен.

В течение года

Классные руководители

11.

Витаминотерапия.

Март-апрель

Классные руководители

12.

Организация отдыха обучающихся школы в летний период.

Июнь-август

Зам. директора по ВР,

соц. педагог

13.

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств.

В течение года

Зам. директора по ВР,

соц. педагог

14.

Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии, эколого-оздоровительных выездов.

В течение года

Классные руководители

15.

Организация участия во Всероссийском дне здоровья

Апрель

Зам. директора по ВР, классные руководители.

16.

Выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители.

Список литературы

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом [Текст] / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189с.
  2. Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний [Текст]./ Методика работы с учащимся. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 124с.
  3. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д : “Феникс”, 2005. – 320с.
  4. Жизнь в свете, дома и при дворе. [Текст] - СП “Интербук”, “Экомак”, 1990, - 125с.
  5. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 400с.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] /Иванов И.П. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  7. История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] / авт. – сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157с.
  8. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 68с.
  9. Кацюба Д.В. История Кузбасса [Текст]: краеведческое пособие для учащихся - Кемерово: Кн. Изд-во, 1983 – 153с.
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст]: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с.
  11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. [Текст] /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 1996, – 320 с.
  12. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников [Текст]: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007. – 208с.
  13. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 87с.
  14. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. – 121с.
  15. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон [Текст]: Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. - М.: Рипол, 1991, - 234с.
  16. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества. – изд. 2-е, испр. [Текст] / авт. – сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280с.
  17. Сгибнева Е.П, Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. [Текст] -Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 306с.
  18. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11-х классах. [Текст] – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 384с.
  19. Харламов И.Ф., Горленко В.П. и др. Этические беседы с учащимися [Текст]./ 5 класс. Пособие для учителя. - Мн.: Нар. Асвета, 1985. – 135с.
  20. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни. [Текст] - М.: ТЕР-РА; “Книжная лавка - РТР”, 1996. – 154с.
  21. Экология. 10 класс. [Текст] : Комплексные поурочные планы / Сост. М.Б. Брякина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 128с.
  22. Эстетическое воспитание в школе [Текст]/ Под. редакцией Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 1995. – 136с.