Леса России. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сформировать представление о лесной зоне.

Задачи:

  1. Знать географическое положение зоны лесов на карте.
  2. Познакомить с растительным и животным миром.
  3. Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование: Карта природных зон, гербарий, рисунки детей о природных зонах

 Ход урока

Урок сопровождается презентацией. (Приложение)

I. Организационный момент

Слайд 2.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка домашнего задания

Слайд 3.

Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим скорей рассказать.

Учитель. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры)

Слайд 4.

Учитель. Покажите на карте зону тундры. Какие особенности этой зоны вы отобразили на своих рисунках?

Учитель. Проверим домашнее задание.

Закончи предложения...
Есть ли в предложениях однородные члены предложения?
Какие знаки нужны при интонации перечисления?

Слайд 5.

Выполнение теста на листочках, запись ответов.

Слайд 6.

Взаимопроверка ответов.

Слайд 7.

Выставление оценок:

а) нет ошибок – оценка 5.
б) одна ошибка – оценка 4.
в) две ошибки – оценка 3.

III. Объявление темы урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону.

Учитель. Надеюсь, вы догадались, в какой природной зоне мы будем путешествовать?

Слайд 8.

Учитель. Цель нашего путешествия... (ученики читают со слайда 9)

Чтобы достичь цели надо выполнить следующие задачи... (чтение уч-ся со слайда)

1. Работа с учебником стр. 98

Учитель. Прочитаем, что означает слово тайга на стр. 98; смешанные леса стр. 103, широколиственные леса стр. 103.

Слайды 10, 11.

Обратите внимание на стр. 103 картинка с номерами видов деревьев – это поможет выполнить практическую работу в тетради.

2. Работа по карте: показать географическое положение зоны лесов на карте и рассказать особенности лесной зоны.

Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине и Западно-Сибирском плоскогорье. По площади эта природная зона самая большая. На карте для обозначения зоны лесов используются разные оттенки зеленого цвета. Самая большая часть – это тайга, на карте отмечена темно-зелёным цветом. Смешанные леса – цвет светлее, и еще светлее- эту часть занимают широколиственные леса.

III. Физминутка

Слайд 12.

Через несколько дней вы уходите на осенние каникулы. Где бы вы не находились, о чем вы должны помнить в темное время суток? (О законе для несовершеннолетних. Должны быть дома до 21 часа)

VI. Работа в группах по развитию речи

Учитель. Что такое Ботаника? (Наука, изучающая растения) Что такое Зоология? (Наука, изучающая животный мир)

Работая в группах, составьте рассказ:

Первая группа - о растениях тайги;
Вторая группа - расскажет о деревьях, растущих в смешанных и широколиственных лесах;
Третья группа - расскажет, кто живет в лесной зоне.

Вам помогут карточки с вопросами для связного рассказа и части предложений, которые вы используете для ответов на вопросы.

1-я группа: карточка с вопросами:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария).

2-я группа: карточка с вопросами:

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (гербарий). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

3-я группа: карточка с вопросами:

  1. Птицы тайги, что их объединяет?
  2. Животные тайги, что их объединяет?
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (картинка в учебнике) Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ. Они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи) Показ картинок детьми животных.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной зоне. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

V. Практическая работа в тетради

Страница 31 – коллективно.
Страница 33 - самостоятельная работа.

VI. Итог урока: Что узнали нового на уроке? Стр. 105 – чтение вывода.

VII. Домашнее задание: читать, вопросы, стр. 104 – 105, тетрадь №5,6

VIII. Рефлексия

На листочках продолжить предложения:
Мне было интересно...
На уроке мне хотелось бы...