Праздник пунктуационных знаков

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их в зал.

Десять человек (знаки препинания) в чёрных масках и с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой маской из них.

1 – я маска. Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. (А. Шибаев.)

Дети. Вопросительный знак.

1 – я маска. (Достаёт из кармана карточку с вопросительным знаком)

Разные вопросы задаю я всем:

– Как?

– Откуда?

– Сколько?

– Почему?

– Зачем?

– Где?

– Куда?

– Какая?

– Отчего?

– О ком?

– Что?

– Кому?

– Который?

– Чья?

– Каким?

– О чём?

Вот какой я мастак. вопросительный знак!

Ведущий. Прошу вторую маску загадать свою загадку.

2 – маска. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (А. Шибаев.)

Дети. Восклицательный знак!

2 – я маска (Достаёт из кармана карточку с восклицательным знаком)

– Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! (А. Тетивкин.)

Ведущий. Следующая маска. Ваша загадка.

3 – я маска.

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (А. Шибаев.)

Дети. – Точка!

3 – я маска. (Показывает карточку со знаком)

Ведущий. Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.

Точка.

Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Вниманье привлёк.
– Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
– Кто умудрился
И. главное, как
Снять у меня со спины этот знак? (Т. Полякова.)

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

Многоточие.

– Я – многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки
Рядком,
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными намёками… (А. Шибаев.)

Двоеточие

– Я – двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему… (А. Шибаев.)

Тире.

– Я – тире,
Лягу
Палочкой
На страницу:
Проходите
По мосточку. (А. Шибаев.)

Кавычки.

– Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда
Подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят… (А. Шибаев.)

Скобки.

– Мы – скобки.
Словам
Раскрываем объятья:
– Ждём в гости вас,
Милые братья! (А. Шибаев.)

Ведущий. Вот и все наши гости. прошу садится.

Ученик.

– Что же это такое?! Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.

Ведущий.

– Кого же мы забыли?
Кого не пригласили?

(Выбегает девочка со спутанными волосами, с табличкой на груди “Клякса”)

Клякса.

– А, это вы не пригласили ту. О которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку. (А. Шибаев.)

Ученик.

– Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит. Нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались. О ком идёт речь?

Дети.

– Речь идёт о запятой!

Ученик.

– Да. Да это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила однажды! Вот послушайте.

(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках)

казнить, нельзя помиловать

Ученик (продолжает громко)

…и тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.

Ведущий

– Казнить, нельзя помиловать.

Ученик.

– Да. Так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.

(Ученик переставляет ребят с карточками и продолжает.)

И получилось: Казнить нельзя, помиловать.

Ведущий.

– Каких только историй не бывает на свете!

(В зале появляется Буратино)

Буратино.

– Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принёс вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

Ведущий.

– Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?

Знаки препинания (хором)

– Мы!

(Дорогие, ребята! Поздравляю вас с праздником Знаков препинания.)

Ведущий.

– Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь ни при чём.

Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…

Знаки препинания (хором)

– Никогда не забывать!

Буратино.

– Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:

Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.

Ведущий

– Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.

(Звучит песня “Чему учат в школе”).