Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, обретают сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Но как оказалось, что именно творчество, “письменная речь” открыта для многих учеников только пока с “технической стороны”. Необходимо, чтобы она предстала перед детьми в полном объёме, как умение человека передать на письме свои мысли и чувства, используя средства языка.

Такую работу можно начать на уроках обучения грамоте:

  • Театрализация, инсценирование, тематические уроки “Мы в театре”, “Ярмарка”, “В гостях у сказки” и т. д.;
  • Сочинение мини-историй;
  • Подбери рифму;
  • Сочинения :

- по картинке или серии картинок;

  • - приём “Оживление”;
  • - сочинение сказок “наизнанку”;
  • - закончи сказку;
  • - рассказ с продолжением.

Сначала эта работа проходит коллективно, а потом она становится индивидуальной, по мере того, как у детей развивается фантазия, воображение. Ведь без умения фантазировать нельзя создать ничего нового.

Во 2 – 4-х классах я продолжаю работу по развитию речи, творческого воображения. Мы выполняем:

  • Сочинение считалок, загадок, сказок, сначала по опорным словам, а затем на заданную тему;
  • Сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-миниатюры, от другого лица, от имени неодушевлённого персонажа, в виде письма или репортажа в газету и т.д.

. Дети делятся своими чувствами, переживаниями. Ведь сочинения – это действительно творческая и интеллектуальная работа.

На уроках русского языка очень продуктивным видом деятельности является проведение “творческих пятиминуток”:

  • “Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов”:

Например: Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу
Оля читает бабушке.
Оля читает.

  • “Переставь слова в предложении”:

Например: Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.

  • “Измени одно слово”:

Например: Ребята пришли из школы.
Мальчишки пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Озорники пришли из школы.

  • “Дополни предложение”:
    Например: Мы играем.
    Мы играем в футбол.
    Мы играем в футбол на стадионе.
    Летом мы играем в футбол на стадионе.
    Летом мы играем в футбол на школьном стадионе
  • “Закончи предложение”
    Например: Девочка шла по … .
    - по тропинке домой.
    - по лесу и напевала.
    - по улице и несла тяжёлую сумку с продуктами.
    - по узкой горной тропинке. И т. д.

Данные упражнения формируют умение свободно владеть предложением в процессе беседы, пересказа, сочинительства.

  • “Всё ли верно?”

Например: Выпал снег, Алёша вышел загорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

В лесу раздавались весёлые трели кукушки.

Мужик взял пилу и пошёл в лес пилить дерево.

И т. п.

Данное упражнение развивает внимание к тексту, умение точно построить высказывание, осмысленно употреблять то или иное слово.

  • “ Задай вопрос- ответь”

Например: Воробей поселился в скворешне.

Кто поселился в скворешне? Воробей.
Что сделал воробей? Он поселился в скворешне.
Где поселился воробей? В скворешне.
В скворешне ли поселился воробей?
В скворешне.
Воробей ли поселился в скворешне? Да, воробей.
Поселился ли воробей в скворешне? Да, поселился.
Какая птица поселилась в скворешне? Воробей.
Кто справил новоселье в скворешне? Воробей.
Где нашёл приют воробей? В скворешне.
Данное упражнение помогает детям осмыслять текст, оформлять свои высказывания, готовит к содержательному анализу текста.

Очень способствует развитию творческого воображения, умению подбирать рифму, обогащает словарный запас детей использование произведений устного народного творчества: сказок, загадок, потешек и, особенно, чистоговорок:

  • “Послушай и доскажи”:

ТА-ТА-ТА у нас дома …..
ТЫ-ТЫ-ТЫ сметану съели всю …
ЧА-ЧА-ЧА горит в комнате …
ЧУ-ЧУ-ЧУ молоточком я …
ТО-ТО-ТО стали мы играть в …
ОЧ-ОЧ-ОЧ наступила …
СУ-СУ-СУ было холодно в …
УСЬ-УСЬ-УСЬ на лугу пасётся …
АШ-АШ-АШ у Марины …
АТЬ-АТЬ-АТЬ мы идём с тобой…
АЩ-АЩ-АЩ мы наденем … и т.п.

  • “Составление рифмованных строк на тему”:

Л.П. Успенская, М.Б.Успенский

Про козу.

ВА-ва-ва, ва-ва-ва
Вот высокая трава
Вы-вы-вы, вы-вы-вы
………………………
Ве-ве-ве, ве-ве-ве
………………………
Ву-ву-ву, ву-ву-ву
………………………
Ви-ви-ви, ви-ви-ви

……………………

За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза
Зы-зы-зы, зы-зы-зы
…………………….
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
……………………
За-за-за, за-за-за
……………………
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
……………………
За-за-за, за-за-а

Дети сочиняли:

ВА-ва-ва, ва-ва-ва
Вот высокая трава
Вы-вы-вы, вы-вы-вы
Накосили мы травы.
Ве- ве ве, ве-ве-ве
Кувыркались мы в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву
Дождик капнул на траву.
Ва-ва-ва-, ва-ва-ва-
Стала мокрая трава .
Перескоков Максим 2 класс
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза
Зы-зы-зы, зы-зы-зы
Есть козлёнок у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
Накормлю травой козу.
За-за-за, за-за-за
Будет сытая коза.
у-зу-зу, зу-зу-зу
Я люблю свою козу.
Смирнова Рита 2 класс

Детям необходимо внести в произведения свои чувства, мысли, переживания только тогда это будет настоящим творчеством. Поэтому, по мере того как у детей развивается воображение, фантазия, многие из них переходят к сочинительству.

Итогом работы стали произведения учеников: сказки, пьесы, рассказы, стихотворения. Вот некоторые из них:

Благодарность маме.

Я много раз могу сказать,
Что я довольна жизнью.
Ведь в ней добро, тепло, любовь,
А главное! Есть смысл жизни.
Хочу я радовать семью, друзей и близких.
И всем, что в жизни у меня
Я благодарна маме,
Моей любимой, нежной самой.

Дикунина Наташа, 2 класс

Золотая осень.

Проснулась золотая осень,
А вслед за ней проснулся дождь.
И лето, и яркий солнца луч
Уже никак ты не вернёшь.
Ах, где же лето, где же лето?
Ах, лето милое вернись!
А ты же осень золотая
К нам пока не торопись.
Пускай сентябрь будет летом,
Хоть в платье жёлтое одет.
Пускай уже учебный год,
Хоть будет много непогод.
Ах, лето мы, друзья, позвали,
А лето наше далеко.
И сколько б мы его не звали,
И всем дозваться нелегко.
Проснулась золотая осень, А вслед за ней проснулся дождь.
И лето, и яркий солнца луч
Уже никак ты не вернёшь.

Мищенко Виктория, 4 класс

Сочинение-миниатюра.

Бежит тучка, грозу нагоняет. На дворе ночь, все спят.
А тучка хочет, чтобы на неё все внимание обратили.
И стучит град по крыше.

Гирько Владимир, 3 класс

спользованная литература:

  1. “Помогайка” О. Джежелей М. АО “Столетие” 1994
  2. “С мамой читаю, сам сочиняю” М. “Росмэн” 2002