Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, обретают сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Но как оказалось, что именно творчество, “письменная речь” открыта для многих учеников только пока с “технической стороны”. Необходимо, чтобы она предстала перед детьми в полном объёме, как умение человека передать на письме свои мысли и чувства, используя средства языка.
Такую работу можно начать на уроках обучения грамоте:
- Театрализация, инсценирование, тематические уроки “Мы в театре”, “Ярмарка”, “В гостях у сказки” и т. д.;
- Сочинение мини-историй;
- Подбери рифму;
- Сочинения :
- по картинке или серии картинок;
- - приём “Оживление”;
- - сочинение сказок “наизнанку”;
- - закончи сказку;
- - рассказ с продолжением.
Сначала эта работа проходит коллективно, а потом она становится индивидуальной, по мере того, как у детей развивается фантазия, воображение. Ведь без умения фантазировать нельзя создать ничего нового.
Во 2 – 4-х классах я продолжаю работу по развитию речи, творческого воображения. Мы выполняем:
- Сочинение считалок, загадок, сказок, сначала по опорным словам, а затем на заданную тему;
- Сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-миниатюры, от другого лица, от имени неодушевлённого персонажа, в виде письма или репортажа в газету и т.д.
. Дети делятся своими чувствами, переживаниями. Ведь сочинения – это действительно творческая и интеллектуальная работа.
На уроках русского языка очень продуктивным видом деятельности является проведение “творческих пятиминуток”:
- “Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов”:
Например: Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу
Оля читает бабушке.
Оля читает.
- “Переставь слова в предложении”:
Например: Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.
- “Измени одно слово”:
Например: Ребята пришли из школы.
Мальчишки пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Озорники пришли из школы.
- “Дополни предложение”:
Например: Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе
- “Закончи предложение”
Например: Девочка шла по … .
- по тропинке домой.
- по лесу и напевала.
- по улице и несла тяжёлую сумку с продуктами.
- по узкой горной тропинке. И т. д.
Данные упражнения формируют умение свободно владеть предложением в процессе беседы, пересказа, сочинительства.
- “Всё ли верно?”
Например: Выпал снег, Алёша вышел загорать.
Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.
В лесу раздавались весёлые трели кукушки.
Мужик взял пилу и пошёл в лес пилить дерево.
И т. п.
Данное упражнение развивает внимание к тексту, умение точно построить высказывание, осмысленно употреблять то или иное слово.
- “ Задай вопрос- ответь”
Например: Воробей поселился в скворешне.
Кто поселился в скворешне? Воробей.
Что сделал воробей? Он поселился в скворешне.
Где поселился воробей? В скворешне.
В скворешне ли поселился воробей? В скворешне.
Воробей ли поселился в скворешне? Да, воробей.
Поселился ли воробей в скворешне? Да,
поселился.
Какая птица поселилась в скворешне? Воробей.
Кто справил новоселье в скворешне? Воробей.
Где нашёл приют воробей? В скворешне.
Данное упражнение помогает детям осмыслять
текст, оформлять свои высказывания, готовит к
содержательному анализу текста.
Очень способствует развитию творческого воображения, умению подбирать рифму, обогащает словарный запас детей использование произведений устного народного творчества: сказок, загадок, потешек и, особенно, чистоговорок:
- “Послушай и доскажи”:
ТА-ТА-ТА у нас дома …..
ТЫ-ТЫ-ТЫ сметану съели всю …
ЧА-ЧА-ЧА горит в комнате …
ЧУ-ЧУ-ЧУ молоточком я …
ТО-ТО-ТО стали мы играть в …
ОЧ-ОЧ-ОЧ наступила …
СУ-СУ-СУ было холодно в …
УСЬ-УСЬ-УСЬ на лугу пасётся …
АШ-АШ-АШ у Марины …
АТЬ-АТЬ-АТЬ мы идём с тобой…
АЩ-АЩ-АЩ мы наденем … и т.п.
- “Составление рифмованных строк на тему”:
Л.П. Успенская, М.Б.Успенский
Про козу.
ВА-ва-ва, ва-ва-ва Вот высокая трава Вы-вы-вы, вы-вы-вы ……………………… Ве-ве-ве, ве-ве-ве ……………………… Ву-ву-ву, ву-ву-ву ……………………… Ви-ви-ви, ви-ви-ви …………………… |
За-за-за, за-за-за Здесь привязана коза Зы-зы-зы, зы-зы-зы ……………………. Зу-зу-зу, зу-зу-зу …………………… За-за-за, за-за-за …………………… Зу-зу-зу, зу-зу-зу …………………… За-за-за, за-за-а |
Дети сочиняли:
ВА-ва-ва, ва-ва-ва Вот высокая трава Вы-вы-вы, вы-вы-вы Накосили мы травы. Ве- ве ве, ве-ве-ве Кувыркались мы в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву Дождик капнул на траву. Ва-ва-ва-, ва-ва-ва- Стала мокрая трава . Перескоков Максим 2 класс |
За-за-за, за-за-за Здесь привязана коза Зы-зы-зы, зы-зы-зы Есть козлёнок у козы. Зу-зу-зу, зу-зу-зу Накормлю травой козу. За-за-за, за-за-за Будет сытая коза. у-зу-зу, зу-зу-зу Я люблю свою козу. Смирнова Рита 2 класс |
Детям необходимо внести в произведения свои чувства, мысли, переживания только тогда это будет настоящим творчеством. Поэтому, по мере того как у детей развивается воображение, фантазия, многие из них переходят к сочинительству.
Итогом работы стали произведения учеников: сказки, пьесы, рассказы, стихотворения. Вот некоторые из них:
Благодарность маме.
Я много раз могу сказать,
Что я довольна жизнью.
Ведь в ней добро, тепло, любовь,
А главное! Есть смысл жизни.
Хочу я радовать семью, друзей и близких.
И всем, что в жизни у меня
Я благодарна маме,
Моей любимой, нежной самой.
Дикунина Наташа, 2 класс
Золотая осень.
Проснулась золотая осень,
А вслед за ней проснулся дождь.
И лето, и яркий солнца луч
Уже никак ты не вернёшь.
Ах, где же лето, где же лето?
Ах, лето милое вернись!
А ты же осень золотая
К нам пока не торопись.
Пускай сентябрь будет летом,
Хоть в платье жёлтое одет.
Пускай уже учебный год,
Хоть будет много непогод.
Ах, лето мы, друзья, позвали,
А лето наше далеко.
И сколько б мы его не звали,
И всем дозваться нелегко.
Проснулась золотая осень, А вслед за ней проснулся дождь.
И лето, и яркий солнца луч
Уже никак ты не вернёшь.
Мищенко Виктория, 4 класс
Сочинение-миниатюра.
Бежит тучка, грозу нагоняет. На дворе ночь, все
спят.
А тучка хочет, чтобы на неё все внимание обратили.
И стучит град по крыше.
Гирько Владимир, 3 класс
спользованная литература:
- “Помогайка” О. Джежелей М. АО “Столетие” 1994
- “С мамой читаю, сам сочиняю” М. “Росмэн” 2002