Родительское собрание "Чтение – лучшее учение!"

Разделы: Работа с родителями


1 слайд.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности, важнейшее условие формирования мыслительных способностей. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует познания жизни, эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащихся. Поэтому так важно именно в этот период научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста.

2 слайд

Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии. Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников, чтобы они не утонули в потоке бумаг. Поэтому ратовать за Скорочтение в начальных классах не имеет смысла.

Дикторы телевидения варьируют свою скорость чтения от 100 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов в минуту. Это среднее значение и попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Я сторонник того, чтобы к концу начального обучения, ученики достигали оптимальной скорости чтения, т.е. 120 сл /м.

3 слайд.

Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 сл/м. В 7 классе дом задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. получается примерно 130 мин, или чуть больше 2 часов, необходимых ученику, чтобы 1 раз прочитать тексты дом.задания. При такой низкой технике чтения ребёнок не поймёт, то, что написано в учебнике. Нужно читать ещё раз – это уже 4 часа, прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов, а ещё письменные задания. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. Как достичь оптимального чтения?

4 слайд.

Каковы же резервы обучения чтению?

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения. Их нужно проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Многократное чтение – это чтение отрывка из произведения за 1 мин. Отметить, где остановился и снова прочитать этот отрывок в течение 1 мин. Во второй раз ребёнок прочитает на несколько слов больше, затем ещё раз и снова на несколько слов больше получится. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Следующий раз можно потренироваться на другом отрывке.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые ребёнок спит, он находится под их впечатлением. Ещё 200 лет назад говорилось “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним впечатлением дня.

Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до

3-4 слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае работать над оперативной памятью: писать зрительные диктанты, ежедневно заучивать двустишия, четверостишия.

Чтение в темпе скороговорки помогает отрабатывать четкое, правильное, а главное быстрое чтение. Окончания слов не должны “проглатываться”, а должны чётко проговариваться.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ребята читают несколько раз отрывок и отрабатывают на нём выразительное чтение. Дочитывают в очередной раз отрывок, а вы не останавливайте их, и они незаметно переходят на незнакомую часть текста. Вот здесь и происходит маленькое чудо. Ребёнок несколько раз читал отрывок текста и уже выбрал темп чтения и при переходе на незнакомую часть продолжает читать в том же темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то чтение ребёнка заметно улучшится.

5 слайд.

Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то и в поле зрения такого читателя попадает меньше букв. И здесь есть приёмы, помогающие расширить угол зрения:

– чтение первого и последнего слога на строке;

– использование таблиц Шульте. Засекаете 30 секунд, а дети ведут счет от 1 до 30, при этом, отыскивая цифры в таблице, он прикасается пальцем к ним. При частом применении этих таблиц увеличивается угол зрения детей.

6 слайд.

Для развития скорости и гибкости чтения используются такие упражнения:

– “Буксир” Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость то быстрее, то медленнее, а ребёнок читает “про себя”, стараясь не отстать от взрослого. Внезапная остановка взрослого позволяет проверить внимание и соблюдение режима скорости чтения.

– “Бросок-засечка”. Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать вслух по команде “Бросок”. По команде “Засечка” ребёнок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. По команде “Бросок” он должен отыскать глазами то место, где остановился и продолжать чтение вслух. Руки при этом должны быть на коленях. Цель этого упражнения – развитие зрительного умения ориентироваться в книге.

– Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной доступной скорости.

– Дети очень любят соревноваться. В этом случае подходит упражнение “Спринт”. Читают вслух одновременно не менее 3 человек. Читают один и тот же отрывок по команде “Спринт”. Читают кто быстрее, и правильно выговаривая окончания слов. При этом дети учатся вниманию и сосредоточенности. Ребёнку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение надо развивать.

7 слайд.

Памятка для родителей.

  • Первые книги у ребёнка должны быть яркими, красочными.
  • В книге должны быть не только иллюстрации, но и текст. Лучше, если текст разбит на небольшие главы или книга состоит из небольших законченных рассказов с крупным шрифтом.
  • Обязательно поговорите о прочитанном, но не переусердствуйте с вопросами и критическими замечаниями.
  • Воспитывайте культуру чтения. Если начал, дочитай до конца.
  • Читайте вместе с детьми. Они должны видеть родителей читающими.
  • В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется, учитывая интересы ребёнка.
  • Не забывайте о важности энциклопедий, словарей, справочников. Они должны найти место на книжных полках: со временем ребёнок их оценит.
  • Постоянно интересуйтесь, что читает ребёнок. Похвалите его даже если не всё “гладко” он рассказал.
  • Заведите “семейный читательский дневник” куда каждый из членов семьи коротко запишет свои впечатления о прочитанном.

8 слайд.

– Верьте в возможности своих детей!

– Помогайте им! И результаты не заставят себя ждать.

Презентация