Информационные технологии на уроках русского языка и математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Урок русского языка. 3-й класс, 3 четверть, урок четвёртый

Тема: Непроизносимые согласные.

Цели: 1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных. 2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными. 3. Развить наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1.

– Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела, чтобы вы прочитали письмо, которое пришло к нам из леса, от Хозяйки леса. В нём она хотела рассказать о том, что происходило в лесу поздней осенью. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы ещё не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

Слайд 1.

Задание: Выпишите слова в столбик, подчеркните согласные, которые не произносятся. Назовите буквы которые вы вставили (л, д, т.)

– Буквы л, д, т обозначают гласные или согласные звуки?

– Сравните написание и произношение этих слов? (звуки л д т не произносятся, а буквы л д т пишутся)

– Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)

– Подумайте, как можно назвать согласный, который не произносится в слове?

– Догадайтесь о чём пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 2.

2.

Прочитайте тему урока. А теперь прочитайте правило в учебнике на странице 125, как проверить непроизносимые согласные в корне слова.

Подберите к словам однокоренное слово, где этот звук произносится. Выделите корень.

(Солнце – солнечный, ненастные – ненастье, грустно – грустить, поздние – опоздать.)

Сайд 3.

3.

Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Какие слова с непроизносимой согласной вы увидели? Какой согласный не произносится? Попробуйте проверить. Проверочного слова нет. В нашем языке есть ещё слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные. Эти слова мы запишем в словарик и запомним.

Слайд4.

Слова: лестница, праздник, чувство, здравствуй.

4.

Хозяйка Леса похвалила вас. Вы успешно справились с задачей деда Буквоеда и за это она познакомит вас с одной из народных примет.

Слайд5.

Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.

Есть ли в предложении слова с непроизносимой согласной? Как проверить? Спишите предложение и подчеркните непроизносимую согласную.

– Какие ещё орфограммы встретились в словах? Подчеркните и проверьте устно.

Физкультминутка.

На болоте две подружки –
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья физкультпривет!

5. Работа над упражнением 296 на странице 126.

Прочитайте текст. А каком времени года идёт речь? Найдите слова с непроизносимой согласной, выпишите их в тетрадь, подчеркните буквы.

6.

В этом тексте автор восхищается началом зимы. У А.С.Пушкина любимой порой была – поздняя осень, и он писал:

Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила…

Мы уже знаем много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

Слайд 6.

Узнали ли вы сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получится тот текст, который был у А.С.Пушкина.

Запишите пары слов. С печальной – с грустной, добрый день – здравствуй, пасмурный – ненастный. Найдите в словах непроизносимую согласную и подчеркните.

7. Итог урока.

– Мы сегодня на уроке неплохо потрудились и слова с непроизносимой согласной никогда не исчезнут из нашей речи. Приведите примеры слов с непроизносимой согласной.

Слайд 7.

– Что вы хотите сказать о сегодняшнем уроке?

– Что нового узнали?

– Поднимите руку кто доволен тем как работал на уроке?

Презентация

Урок математики. 3 класс, 2-я четверть

Тема: Закрепление умножения и деления с числом 1, с числом 0.

Цели:

  1. Закреплять умение выполнять умножение и деление с числом 1, с числом 0.
  2. Формировать вычислительные навыки.
  3. Активизировать внимание.
  4. Воспитывать интерес, развивать находчивость, сообразительность.

Ход урока

1.

Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

2.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение выполнять умножение и деление с числом 1, с числом 0.

У каждого на парте лежит листок с рисунком горки, весь урок мы будем подниматься по её склону, чем больше мы получим на уроке новых знаний, тем выше мы поднимемся. Отметьте где вы сейчас находитесь.

Слайд 1.

3.

А сегодня у нас у нас устный счёт –
В зимний лес в лыжный поход!
Перед началом пути – разминка. Начинаем!
Устный счёт.

На экране картинка лыжников.

Кирилл в лыжной гонке добежал до финиша за десять минут, а Дима на 5 минут дольше, чем Кирилл. А Вася бежал в 3 раза быстрее, чем Дима? Кто к финишу прибежал первым? (первым – Вася, вторым – Кирилл, последним – Дима)

Слайд 2.

На экране записаны примеры

42 : 6 = ; 28 : 4 = ; 56 : 8= ; 21 : 7= ; 35: 5= ; 70:10= ; 63 :9 = .

Вычисли. Найди лишнее выражение.

Слайд 3.

4. Наш поход начался.

В пути вы должны помогать друг другу, если появятся какие – то трудности.

Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом!

Впереди – эстафета. Вместо препятствий – примеры. Выпиши примеры с ответом 16.

16 : 1= 16 + 1= 9 +7=
76 – 50= 8 + 6= 8 . 2=
4 . 4 = 0 + 16= 72 – 56 =
30 : 3= 80 – 54 = 16 . 1=

Взаимопроверка.

Слайд 4.

Дальше вдруг – сугроб огромный!
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь.
Объезжать его мы стали –
И задачу увидали!

Слайд 5.

Открыли учебник на странице 76 номер 1. У Лены были такие монеты. Сколько рублей было у Лены? На экране подробное составление числового выражения задачи и её решения

– Какие монеты были у Лены? – Сколько монет было по 5 рублей, по 2 рубля? – Сосчитайте сколько всего рублей было у Лены?

Задача 2.

В детский сад привезли 4 коробки конфет, по 9кг в каждой, и 3 коробки печенья, по 8кг в каждой.Сколько всего кг конфет и печенья привезли в детский сад? Самостоятельное решение задачи.

Фронтальная проверка.

– Сколько килограммов конфет привезли в детский сад?

– Сколько килограммов печенья привезли в детский сад?

– Сколько всего печенья и конфет?

5. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо (руки вверх, вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс повороты влево и вправо) Побелел морковный нос (кончиком носа влево и вправо)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся) Заметает всё кругом белоснежным серебром.

Слайд 4.

6. Едем дальше.

И вдруг на лесном пригорке показалась ёлка. У неё на ветках повисли числа, снежное пальтишко улеглось на плечах.

Игра “Составь пример”. (Дети составляют примеры на умножение и деление используя те числа, которые указаны на ёлке, примеры записываются в тетрадь.)

1 . 13 = 13 0 . 8 = 0
13 : 13 = 1 0 : 8 = 0
13 : 1 = 13  

Слайд 5. Закончи выводы и приведи примеры.

1. При делении числа на то же самое число получается…. 1

2. При делении числа на 1 получается ……. Это число

3. При делении нуля на любое число получается…… 0

4. Делить на нуль нельзя!

7. Итог урока.

Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!

Определите своё место нахождения на горке своих достижений.

Презентация