Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Животный мир разнообразен и очень интересен маленьким детям – животные двигаются и тем самым олицетворяют жизнь. Для дошкольника способность к движению – это самый «сильный» признак в понимании живого. Животные, обладают поведением и этим они интересны для детей. Изменчивость животных и некоторые их сходства с человеком вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки,  направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить.

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей.  Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картина, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида. 

При обучении детей использовала разные методические приемы, старалась подобрать такие, которые максимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в том числе в изобразительной деятельности. 

Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Именно поэтому особенно широко старалась включить в работу с детьми различные виды игр: от дидактических до сюжетно ролевых. Многие занятия строила на основе единого сюжета; например, предлагала детям взять на себя роль художников или отправиться в путешествие по Африке. На таких занятиях все поставленные задачи решались в рамках сюжета: «художники» писали почти настоящие картины для выставки, а во время путешествия по Африке дети «встретились» с африканскими животными и в последствии смогли их нарисовать. Очень эффективно использование элементов театрализованных игр в разных видах деятельности, не только на занятиях, но и, например, на вечерах психоэмоциональной разгрузки. Во время вечеров психоэмоциональной разгрузки «По тропинке мы пойдем и лесных друзей найдем», «Праздник детей и кошек» у детей была возможность изобразить диких и домашних животных, используя возможности пантомимы: дети передавали особенности поведения мимикой и движениями. Наибольший интерес вызвали у детей образы лисы, кошки.  Этих животных дети изображали особенно разнообразно. Прежде чем использовать такие элементы на больших мероприятиях, таких как вечера и праздники, мы с детьми играли в «этюды», «оживляли» картины, выполняли имитационные игры и упражнения. В этом нам помогла выразительная музыка и точный показ движений животных музыкальным руководителем. В процессе «оживления» картин дети копировали изображение, имитируя позы, жесты, выражение «лиц» животных. Использование элементов театрализации вносит моменты занимательности, способствует осмыслению изобразительного образа. Понравилась детям игра «Фотозагадки», в которой дети выделяли яркие характерные особенности строения животных и доказывали свою точку зрения о том, какое животное изображено: «пушистый комок» может быть и лисой, и кошкой, но виден хвост, по которому и определяется, какое животное сфотографировано.

Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведения в тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко использовала игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные  рассказы, подготовка статей в информационно-педагогическое издание нашего детского сада «Ромашка» и многое другое. Для игр-инсценировок часто используем русские народные и авторские сказки «Колобок», «Три медведя», «Под грибом» и «Полочка-выручалочка» В. Сутеева,  другие, которые помогают детям «вжиться» в образ животного, прочувствовать его состояние, передать особенности поведения.  Вечера загадок проводим с «секретом», используя не только готовые загадки о животных, но и придумывая их. В придуманной загадке выделяются словом яркие характерные особенности животного, образец загадки дает воспитатель. Вот загадки, придуманные детьми:

Бежит зверек,
Пыхтит, шуршит,
Листья собирает,
Запасы прибавляет,
На иголки цепляет. (Ёж)

Прыгает по веткам
Рыжая соседка,
Орехи грызет,
Шишки собирает,
В дупло залезает. (Белка)

Крошка-трусишка
Забрался в кустишко,
Ушки дрожат,
Лапки стучат.
Кто же это? (Зайчишка)

Живет в стае,
Ночами воет,
Людей пугает,
Зверей поедает. (Волк)

Рыжий клубок
Лапой умывается,
Об людей ласкается.
Кто же это? (Кошка)

Организуем выставки авторских и детских работ. Одна из выставок была посвящена русским народным сказкам с иллюстрациями Е. Рачева, в которых есть герои-животные: «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя». Дети с интересом изучали иллюстрации к знакомым сказкам, выполненные художником. Обращала внимание детей на выразительную передачу внешнего вида и движений животных. Вместе старались понять, какие изобразительные приемы использовал художник для передачи того или иного животного. Например, Е.Рачев ограничивает контуры изображения линией, наносимой углем на поверхность листа; изображения животных даются в образе людей.

Отдельную выставку организовали по авторским литературным произведениям, на ней были представлены иллюстрации А.Келейникова к рассказу И. Акимушкина «Жил-был ежик», В.Лебедева к книгам С.Маршака «Усатый-полосатый» и «Сказка о глупом мышонке». В этом случае можно было сравнить работы художников, понять, что каждый художник использует разные изобразительные приемы для передачи выразительности животного. Понравилась детям деятельность, связанная с рассказыванием о животных, в которой есть возможность показать свои знания. Это «интервью» с животными уральского леса и животными Африки для подготовки материалов в информационно-педагогическое издание детского сада «Ромашка» («В уральском лесу», «А в Африке, а в Африке…») и проведение экскурсий в роли экскурсоводов на выставках своих работ для детей своей группы и других групп детского сада. Такая активная речевая деятельность не только способствует развитию диалогической и монологической речи, но и влияет на выразительность детских работ, так как с помощью слова дети передают особенности жизни, внешнего вида, повадок животного и сами осознанно могут раскрыть приемы, которые они использовали для передачи образа животного.

Наблюдения и анализ педагогической работы показали, что технику рисунка необходимо освоить уже в начальный период обучения рисованию и освоить на столько хорошо, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Последовательность обучающих занятий определялась тем, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивали способы изображения. Кроме того, каждое новое занятие требовало от ребёнка несколько по-другому изобразить персонаж (в другой позе, разной техникой, другим цветом, ввести в сюжет и т.п.), поэтому у ребёнка не закреплялся определённый шаблон в изображении. Сравнивая изображения животных, выполненные одним и тем же ребёнком гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, можно заметить различие, определяемое разными возможностями материала и вместе с тем индивидуальными особенностями трактовки образа при исполнении того или иного материала. Индивидуальная манера изображения начала проявляться особенно ярко тогда, когда дети стали овладевать техническими навыками и умениями рисования. Дети способны оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта, воображения для создания самостоятельных, изобразительных работ творческого характера. Изучение возможностей детей 4 – 6 лет в изображении животных, анализ рисунков дал возможность целенаправленно корректировать, планировать работу по рисованию животных, значительно расширить познавательные интересы детей, находить индивидуальные особенности каждого ребенка. Использование самых разных методических приемов в работе с детьми позволяет учитывать взаимосвязь между видами деятельности, развивать творческие способности детей, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности.  Для того, чтобы работа с детьми была постепенной и последовательной составляла перспективные планы, разрабатывала конспекты мероприятий (Приложение 1).

Анализируя детские рисунки после целенаправленной работы можно увидеть, что количество  нарисованных  животных увеличилось. Дети в рисунках изображают самых разных животных: кота, лису, ежа, льва, слона, жирафа, обезьяну, тигра. Появились новые животные, которых дети на занятиях не рисовали: тигр и обезьяна. Дети, усвоив способы изображения одного четвероного, смогли изобразить новое животное. Теперь дети изображают животных по-разному: морду животного рисуют анфас или профиль; при рисовании глаз используют круги, овалы, линии, точки (в зависимости от вида животного); нос изображают, выбрав форму круга, полукруга, треугольника или точки; уши рисуют в форме треугольника, круга, полукруга; дети передают разные движения животных: то животные поднимают лапы, то сворачиваются комочком, то убегают.

Анализ особенностей техники изображения показал: дети создают крупное изображение, используют цвет в зависимости от того, какое животное рисуют. В работах есть дополнительные детали: пушистость лисы, показанная штрихами, когти на лапах, складки на хоботе у слона. Все дети изображают фон. Окраска фона показывает место обитания животных. Рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, сангиной, гуашью, акварелью. Дети используют разные приемы выполнения изображений: тычок, штрих, мазок, контурная линия. Использование различных изобразительных материалов и техник помогает не только расширить художественные представления детей, но и научить их передавать в рисунке фактуру, объемность, пластику животного, создавать выразительный образ.

В целом, анализируя рисунки детей после проведенной целенаправленной работы, можно сделать вывод:

  • дети хорошо передают основные, наиболее характерные особенности животного;
  • изображают больших и маленьких животных;
  • уверенно изображают фон, экспериментируют с цветом;
  • используют композиционное построение, проявляют инициативу, творчество;
  • в детских работах появилась смелость, плавность, уверенность движений;
  • отмечается уровень самостоятельности выполнения рисунка: усвоив способы изображения одного четвероного, могут изобразить другое животное;
  • изменилось качество рисунков, за счет улучшения техники – штриха, тычка, мазка;
  • могут использовать технику изображения, закрашивание в соответствии с выбранным материалом. (Приложение 2).

Обучение рисованию животных детей 4-6 лет на занятиях по изобразительной деятельности в настоящее время имеет важное значение. Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливого и бережного отношения к тому, что растет на ней, а еще, конечно, ко всем, кто бегает и ползает, плавает и летает. Главная задача педагога не только научить  рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.