Интегративный урок по музыке и обучению грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Система целей урока:

  • Сверхцели: вызвать у детей желание вне урока слушать классическую музыку, формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса. Пропедевтическое ознакомление с языковыми явлениями из области фонетики.
  • Общедидактическая цель: отметить характерные черты марша, обобщить изученный материал.
  • Триединая дидактическая цель:
    • образовательный аспект: продолжать учить находить характерные черты марша, выделять сильную долю в музыке; закреплять навыки деления слова на слоги, определение ударных слогов.
    • воспитательный аспект: способствовать воспитанию чувства прекрасного, заложить основы формирования функционально грамотной личности.
    • развивающий аспект: развивать творческие способности, умения работать над выразительностью исполнения, развивать фонематический слух.

Формы  организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная.

Методы обучения:

  • беседа;
  • музыкальной драматургии;
  • ретроперспективной;
  • музыкальных обобщений;
  • наглядный;
  • звуковой аналитико-сентетический.

Средства обучения:

  • визуальные;
  • аудиальные.

Система контроля: отслеживание эмоционального отклика в течение всего урока, анализ учителем исполнения песен, самооценка.

Программы:

  • «Музыка» для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.Б. Кабалевского – М.: Просвещение, 2007 г.
  • «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: Баласс, 2004 г.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

Учитель музыки: Сигнал встать.

Звучит музыка «Музыка, здравствуй!» С. Лазарева

2. Актуализация опорных знаний

Наиграть вступление песни «Чему учат в школе» В. Я. Шаинского.

– Что прозвучало?
– Композитор?
– К какому из трех китов вы отнесете?
– Что характерно для песни?
– Какое настроение?

Исполнение песни. Анализ исполнения.

3. Постановка учебной задачи

Учитель музыки:

– Какие из средств музыкальной выразительности изменялись? (темп)

Учитель начальных классов:

– Что такое темп? (Скорость звучания)
– Можем ли мы применить темп в устной речи?
– Прочитаем слоги в разном темпе.
– С разной силой голоса (тихо – громко)
– Прочитайте слоги с мягким согласным звуком.
– С твердым согласным звуком.

На доске:

– Рассмотрите изображение согласных звуков.
– Почему у звуков разные головные уборы? О чем это говорит? (Колокольчики – у звонких, цилиндры – у глухих согласных)

Объяснение лексического значения слова «марш» и «кит».
Коллективная работа с сигнальными карточками (характеристика каждого звука в словах)

4. Повторение пройденного материала

Учитель музыки:

– Что прозвучит? (Слушаем «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского)
– Название?
– Из какой музыкальной страны этот марш? (Цикл)
– Название цикла? («Детский альбом»)
– Композитор? (П.И. Чайковский)
– Что такое цикл? (Несколько музыкальных произведений, объединенных одной главной мыслью)
(хором) Мы слушали «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Учитель начальных классов:

– Ребята, чем отличается схема предложения от схемы слова?
– Составьте схему предложения. (Два ученика работают у доски, остальные составляют схемы по карточкам)

Проверка. Слого-звуковой анализ слов:

АЛЬБОМ     ПАЛОЧКИ

(Хором выделение ударного слова, хлопками – количество слогов)

Учитель музыки:

– Когда мы произносим слова тихо или громко, какое это средство музыкальной выразительности? (Динамика)
– Как звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского? (Бодро и легко)

Исполнение с помощью палочек сильной доли в марше.

– Мы выделили сильную долю, в музыке, как и в словах есть ударение.
– Звучала музыка П.И. Чайковского, а сейчас прозвучит музыка какого композитора? (Узнают по портрету)

Вывешивается портрет С.С Прокофьева.

– У С.С. Прокофьева мы знаем пока лишь одно музыкальное произведение, какое? («Марш»).
– Напойте мелодию.
– Что такое пульс? (Каждая доля в музыке и сильная, и слабая)
– В этом марше мы исполним шагами пульс.

Исполнение, анализ.

5. Обобщение

Учитель музыки:

– Сегодня на уроке звучали песни и марш. Помним, что песня – плавно, протяжно звучит, а марш – бодро и четко. Сегодня на уроке мы убедились, что речь разговорная и музыкальная очень похожи. В словах есть ударение, а в музыке – сильная доля. Темп и динамика есть и в разговорной речи и в музыкальной речи.

6. Рефлексия

Учитель начальных классов:

– Сигнальной карточкой покажите, понравился ли вам урок, ваша работа на уроке, было ли вам интересно.

Оценка собственных успехов.

  1. Зелёный цвет – отлично; урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
  2. Жёлтый цветхорошо; сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
  3. Красный цвет – тревога; задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

С помощью условных значков ученики оценивают свои успехи в личном еженедельнике первоклассника образовательной системы «Школа 2100».

Приложение