Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа по теме "Приходите в избу"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Формировать практические умения работать в малом коллективе (группе).
  • Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
  • Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Форма урока: игра.

Оборудование и материалы:

  1. Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».
  2. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  3. Примеры интерьеров крестьянского жилища
  4. Художественные материалы.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Игра – филворд.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы.
  5. Работа в малых группах над деталями композиции.
  6. Подведение итогов и защита работы «Кто в избушке живёт?»

ХОД УРОКА

Класс делится на три группы каждая группа сидит вокруг своего стола.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация

– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома». К концу урока мы с вами должны будем сделать коллективную работу «Приходите в избу». Для этого вы должны будете выполнить элементы внутреннего убранства. Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

3. Игра-филворд

В этом нам поможет игра – филворд «Внутреннее» убранство» Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но непересекаться.

Филворд вывешивается на доске. Учитель сам отмечает отгаданные слова.

Вопросы задаются группам по очереди.

Вопрос №1. Какой предмет играл очень важную роль в жизни русского человека.

Ответ. Прялка.

Вопрос №2.

Из ровных кирпичиков сложена ладно,
И рядышком с ней не бывает прохладно.
Не курит, а в небо пускает колечки
И любит сухие дрова и дощечки.

Ответ. Печка.

Вопрос №3. В каких русских народных сказках часто упоминается печка?

Ответ. «По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Баба – яга» и др.

Вопрос №4. Как называлось место напротив устья печи?

Ответ. Угол напротив устья печи назывался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Вопрос №5. Какие орудия труда стояли возле печи?

Ответ. Кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.

Вопрос №6. А ещё, какие предметы должны были находиться рядом с печью?

Ответ. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

Вопрос №7. Внимание! О чём идёт речь?

Был я копан
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил,
сделался стар,
протекать стал,
выбросили за окно
и собакам не надобен.

Ответ. Горшок

Вопрос №8.

Рыба в море
Хвост на заборе.

Ответ. Ковш.

Вопрос №9. Где располагалась не хитрая крестьянская посуда?

Ответ. На полках вдоль стен.

Вопрос №10. Как называлось и где находилось почётное место в избе?

Ответ. Почётное место называлось «красный угол» находилось по диагонали от печи.

Вопрос №11. А что ещё находилось в «красном углу»?

Ответ. В «красном углу» на специальной полке стояли иконы, и горела лампада.

Вопрос №12. Какой предмет мебели в избе считался главным?

Ответ. Главным предметом мебели считался стол.

Вопрос №13. Где он стоял?

Ответ. Он стоял в «красном углу».

Вопрос №14. Что в избе стояло вдоль стен?

Ответ. Лавки

Вопрос №15. А знает, чем они отличаются от скамьи?

Ответ. Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Вопрос №16. А где же крестьяне хранили одежду?

Ответ. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков в избе было больше.

4. Постановка художественной задачи. 

А теперь ещё раз давайте посмотрим на иллюстрации, которые мы рассматривали на
уроках в этом учебном году. Используя их, придумаем свою композицию интерьера избы. И в
этом нам помогут главные художники. Каждый из вас будет отдавать свой элемент внутреннего
убранства главным художникам, а они будут их вклеивать в наш  интерьер.
На прошлом уроке мы с вами определили размер каждого элемента, поговорили о цвете, знаках символах, главные художники работали над изображением интерьера. Дома вы должны были вырезать силуэт элемента.
Сегодня вы будете работать в группах. Пожалуйста, выслушайте друг – друга, посоветуйтесь. У кого будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь к главным художникам.

5. Самостоятельная работа учащихся

Индивидуальная (работа с одним учеником).
Фронтальная (работа со всем классом, когда есть общая ошибка).

Работа над заранее выбранной композицией. На заранее подготовленном фоне делаем монтаж коллективной работы

6. Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто из сказочных героев живёт в этой избе