Мнение об особенности комплекта учебников «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Н.Ф. Виноградова – доктор педагогических наук, профессор, один из известных и авторитетных ученых в области педагогики начальной школы. Является главным редактором журнала «Завуч начальной школы», руководителем единого в России научно – исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ, средств обучения для младших школьников, реализующих принципы гуманизации, дифференциации и интеграции начального образования.

Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»  является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников.

Комплект учебников реализует право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет развивать сильного ученика.

Оптимальный объем содержания учебников и рабочих тетрадей дает возможность подходить к обучению учащихся дифференцированно.

Содержание учебников направлено на формирование активной позиции школьника: зачем я учу, что я должен делать, чтобы решить задачу, каковы мои успехи и что у меня не получается. Особое внимание авторы комплекта уделяют созданию ситуации успеха, созданию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, самооценку своего труда (рубрика проверь себя,   таблица оценки своего труда).

Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

Важнейшим принципом построения курса «Математика» является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности направленных для реализации одних и тех же задач.

Особенности  курса:

  • широкое использование моделирования;
  • изложение сложных математических понятий на нематематических  понятиях (высказывание, предложения с переменной);
  • спользование таблиц, диаграмм, графиков;
  • включение тем ознакомительного характера (фоновые темы);
  • решение задач разными способами (при помощи графа, уравнения, установлением закономерности…)

В курс включены сведения из разных  математических дисциплин - арифметики, алгебры, геометрии, математической логики.

Курс «Русский язык» состоит из трех взаимосвязанных, но самостоятельных блоков:

  • как устроен наш язык
  • правописание
  • развитие речи

Основными средствами обучения являются: учебник, рабочие тетради «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок».

Отличие данного курса в том, что логика подачи материала следует логике предмета, т.е. самого языка, материал блока «Правописание»  тесно связан с материалом блока «Как устроен наш язык», но они не пересекаются в рамках одного урока. Очень удобно и хорошо то, что в конце учебника имеется не только орфографический, но и толковый словарь.

Отличительной особенностью курса «Окружающий мир» является интегрированный характер, что позволяет развивать общую культуру, творческие способности, дети ставятся в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, фантазировать, сочинять, решать речевые задачи, играть.

Важным элементом учебника является рубрика «Выскажи предположение». Она позволяет проверить, какие представления по теме есть у каждого ученика, учит рассуждать, высказывать собственные гипотезы, анализировать их, подбирать систему доказательств. Разнообразные логические задачи позволяют сделать учебную деятельность поисковой.
В учебнике имеется материал для дополнительного чтения, расширяющего кругозор школьника.

Обновленное содержание учебника «Литературное чтение» идет за счет расширения круга произведений, особое место уделяется литературному анализу текста, сравнению произведений разного жанра.

Особенностью курса является то, что присутствуют как бы три вида материала:

  • произведения для обучению навыку чтения
  • для формирования основ читательской деятельности, моделирование
  • обучение работе с художественным текстом, как произведением искусства.

Во всех учебниках предлагаются задания для работы в парах, группах, где без обоюдного контроля трудно получить общий результат деятельности. Многие задания построены по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет без помощи учителя. Есть специальная рубрика «Проверь себя»
Считаю, что учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века»  способствует всестороннему развитию школьников, обучает применять знания на практике, формировать основные компоненты учебной деятельности, осуществляет переход от репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково–исследовательской деятельности.

Анкета для родителей

Мнение о работе детей по комплекту «Начальная школа XXI века».

1. Ваш ребенок ходит в школу:

1) С удовольствием.
2) Через силу. Почему?
3) Со слезами. Почему?
4)  Чаще с желанием.
5) Редко с желанием.

2. Считаете ли вы, что в школе ваш ребенок получает:

1) Нужные, интересные знания.
2)  Учится учиться, добывать знания, развивает способности.
3)  Получает знания, но не достаточно.
4)  Не получает ничего нового.

3. Если ваш ребенок испытывает затруднения при выполнении домашнего задания то:

1)  Просит помощи у взрослых.
2)  Прибегает к помощи родителей в некоторых случаях.
3)  Справляется сам с помощью учебника, печатной тетради, справочной литературы.

4. Как часто ваш ребенок пользуется дополнительными источниками, какими?

5. Какой предмет дается ребенку легче всего? Почему?

6. Какой предмет дается ребенку сложнее всего? Почему?

7. Какой учебник и рабочая тетрадь наиболее интересна? Почему?

8. Построение, какого учебника не совсем устраивает? Чем?

Результаты анкетирования «Мнение родителей о работе детей» по комплекту: «Начальная школа XXI века» 4 а класс МОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа».

В анкетировании принимали  участие 20 человек.

По мнению родителей 90% учащихся класса в школу ходят с удовольствием, чаще с желанием.

  • 14 родителей считают, что в школе ребенок учится учиться, добывать знания, развивает свои способности.
  • 6 человек считают, что ребенок получает нужные, интересные знания.

При появлении трудностей в выполнении домашнего задания 45% детей пытаются справиться самостоятельно и иногда в редких случаях обращаются за помощь. 2 человека постоянно выполняют домашнее задание при помощи взрослых (это очень слабые дети).

100% учеников пользуются дополнительными источниками, словарями, энциклопедиями, интернетом, развивающими программами.

Легче всего, с точки зрения родителей даются предметы:

Математика

Окружающий мир

Русский язык

Литературное чтение

Физическая культура

ИЗО

8 чел.

6 чел.

2 чел.

2 чел.

1 чел.

1 чел.

80% родителей считают самым сложным предметом русский язык. Отмечая, что дети не любят писать, иногда не применяют знания на практике, бывают невнимательны.
15% считают самым трудным предметом математику.
10% окружающий мир.

Наиболее интересными учебниками и рабочими тетрадями считают:

25% – математика
25% – окружающий мир
15% – литературное чтение
10% – русский язык

35% родителей не совсем устраивает построение учебников русского языка, так как они резко отличаются от тех, по которым родители занимались в школе, хотя они отмечают, что дети материал понимают, в учебнике ориентируются быстро.
15% не устраивает учебник математики.
50% родителей отмечают, что все учебники и тетради устраивают.

Анкета для учащихся «Я занимаюсь по комплекту Начальная школа XXI века»

1. Интересно ли тебе учиться?

2. Какой предмет нравится больше, почему?

3. Какой предмет не нравится, почему?

4. Если испытываешь трудности в выполнении задания к кому обращаешься за помощью?

а) к учителю
б) к товарищу
в) ищу ответ в учебнике, или дополнительной литературе
г) к родителям
д) постоянно обращаюсь за помощью

5. Какой учебник и печатная тетрадь нравится больше, почему?

6. Что кажется трудным в построении учебников и тетрадей?

7. Когда учитель дает самостоятельную или контрольную работу я:

а) Чувствую страх, боюсь не справиться с работой
б) чуть волнуюсь
в) спокойно принимаюсь за работу
г) я уверен в своих силах, знаниях, умениях

Результаты анкетирования учащихся 4а класса МОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа» «Я занимаюсь по комплекту Начальная школа XXI века»

В анкетировании приняли участие 20 человек.
100% учащихся класса отметили, что учатся с удовольствием, потому, что интересно, получают много новых знаний, развивают внимание, мышление.
50% детей на первое место среди любимых предметов ставят окружающий мир, 35%- математику.
7 ребят отмечают, что в школе им нравятся все предметы, остальные 13 человек отмечают, что самый сложный в изучении предмет русский язык (много учить, писать, применять правила, исключения, применение правил на практике).
Если учащиеся испытывают затруднение при выполнении задания то, 90% ищут ответ сами, иногда обращаются за помощью. 2 человека постоянно выполняют задания с помощью взрослых (слабые учащиеся)

Дети выделили учебники, которые нравятся больше:

Окружающий мир

Математика

Русский язык

Литературное чтение

10

4

4

2

45% детей считают, что трудностей и проблем в учебниках нет.
55% детей считают, что в учебниках много трудных, но интересных заданий, с которыми порой без помощи не могут справиться.

При выполнении самостоятельных и контрольных работ 65% учащихся чувствуют уверенность в своих силах, чуть волнуются.
35% учащихся испытывают страх, бояться не справиться с работой.

Из отзывов родителей и детей  4а класса  МОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа» на учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века».

«Нам понравился учебно-методический комплект. Это учебники нового поколения, они интересно составлены, в них есть и познавательные и обучающие задания. Так – же задания и упражнения повышенного уровня трудности.
Учебник «Окружающий мир» расширяет представления о природе, человеке, его организме, правилах здорового образа жизни, исторических событиях России.
Во всех учебниках подробные рисунки, например, нам понравился торт, где слоями подробно показаны все части речи. Не совсем понравилось в русском языке то, что правила как будто разбросаны на несколько частей. Может просто не привычно нам, родителям, ведь дети их хорошо понимают, и легко запоминают.
И еще мы в восторге от печатных тетрадей. Не надо искать дополнительных заданий для ребенка и сыну это очень нравится.
Мы думаем, что нужно продолжать обучение по этому комплекту».

Ирина Петровна Б.

«Первоначально у меня были сомнения относительно программы Виноградовой. Сейчас, во втором полугодии 4 класса можно уверенно сказать, что дети хорошо воспринимают и усваивают программу. Моя дочь считает, что учебник русского языка удобен для изучения, хотя я бы добавила больше схем, таблиц.
Учебник математики очень хороший! Очень мне нравится, что детям нужно постоянно добывать знания, учиться».

Анна Михайловна М.

«У  нас в школу пойдет еще один ребенок и очень бы хотелось, чтобы она пошла по этой программе».

Евгения Александровна У.

«Учиться мне нравится, потому, что я получаю знания, развиваю свои способности, общаюсь с ребятами. Мне очень нравится работать в печатных тетрадях и выполнять диагностические задания».

Артем З.

«Мне нравится оформление учебников, материал легко усваивается, есть повторение».

Юля П.

«Мне учебники нравятся, а картинке особенно, это не потому, что я не люблю учиться, просто иллюстрации очень красивые. В математике мне нравятся Волк и Заяц, они решают задачи, примеры вместе снами».

Даша С.

«Мне нравится этот комплект, потому, что учебники яркие, составлены интересно и понятно. А еще мне нравятся печатные тетради. В них много интересных заданий, кроссворды, головоломки, логические задания и в них надо писать одно решение, можно готовиться к контрольной работе».

Денис Б.

Многие родители и дети отмечают, что не удобен формат печатных тетрадей (плохо входят в портфели), очень удобны учебники в 2 частях, портфель чуть легче.