На детей обрушивается шквал понятий, связанных
с рыночным типом экономики. Каждый современный
человек должен разбираться в большом количестве
новых терминов и понятий, уметь ориентироваться
в информации, поступающей к нам из различных
источников и пользоваться ею.
На уроке применяются различные формы и методы
работы, такие как работа в группах, игровые
элементы, индивидуальные задания, работа с
графиком и таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с
дополнительным материалом, умение извлекать из
текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся
направление для проведения самостоятельного
мини-исследования.
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
- Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
Оборудование: таблицы, карточки, документы, презентации.
Понятия: экономическая сфера, рынок, рыночная экономика, факторы производства, неэкономические и экономические блага, ресурсы, индивидуум, ограниченность ресурсов, компромиссный выбор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
II. Повторение пройденного материала . Актуализация знаний
1. Подготовка устного ответа по карточкам. (Приложение 1)
Индивидуальное задание: Вспомнить классификацию потребностей по А.Маслоу и начертить схему иерархии на доске, объяснив всему классу
2. Работа с классом. Игра «Продолжи фразы»
- Все человечество в его истории, современности и перспективе -
- Человек внутри общества вступает в ……
- Основными сферами жизни общества являются…
- Ступени развития общества – это…
- В современном мире Япония и США достигли уровня…
- В этих странах над производством товаров преобладает…
- Если труд – отец богатства, то его мать…
- Секреты технологии получили официальное название…
Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, социальная, политическая и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; «ноу-хау».
Выслушиваются ответы по карточкам.
III. Изучение новой темы
План:
- Потребности и ресурсы: проблема выбора.
- Факторы производства.
- «Невидимая рука» рынка.
Напишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы
хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без
которых вы можете обойтись в данный момент.
Вопрос – классу:
– А теперь, подумайте, все ли желания мы можем
удовлетворить? И почему?
Выслушиваются ответы учащихся. Делаем выводы:
Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков
писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.
Людям издревле хотелось комфорта, развлечений,
путешествий и много чего ещё. Но для
удовлетворения всех этих потребностей нужно
намного больше ресурсов, чем всегда было
доступно человечеству.
Ограничивает возможность иметь все в этом списке
ограниченность в денежных средствах, ресурсах,
свободной рабочей силе. Проблема выбора помогает
использовать имеющиеся ресурсы наиболее
самостоятельно, экономно. Выбирая, человек
отказывается от тех товаров и услуг, которые не
играют для него роль первоочередных в данный
момент.
Работа с графиком (на доске начерчен график «Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов»)
Ограниченность – недостаточность
объёма имеющихся ресурсов всех видов для
производства того объёма благ, который люди
хотели бы получить.
Далее учитель выставляет на стол реальные
товары-блага: бутылка лимонада, плитка шоколада,
книга, и просит выбрать каждого то, что сейчас
больше хочется получить. В ходе опроса
акцентируется внимание на различия ребячьих
желаний, на стремлении каждого получить более
ценное для него благо, на том, какую именно
потребность удовлетворяет конкретное благо.
После предварительной беседы можно вводить
понятия.
Индивидуум – человек с присущими только ему потребностями (жажда, голод …)
Благо – все что удовлетворяет наши потребности. Блага делятся на:
- неэкономические – созданные природой
- экономические – созданные трудом человека.
Для закрепления и корректировки ученики придумывают по 2-3 примера экономических и неэкономических благ. (Например: корабельная роща, вдохновившая художника на картину, благо неэкономическое, а стволы этой рощи, срубленные на постройку судов, уже экономическое благо. Существенным признаком оказывается труд человека, вложенный в благо.)
Экономика – наука, описывающая взаимоотношения индивидуума и блага, поскольку основная часть благ создана в процессе хозяйствования человека, принято определять экономику как науку о рациональном ведении хозяйства.
Дополнительные вопросы:
- Как человек пытается решить проблему ограниченности?
- Какие ресурсы на земле практически безграничны?
- О каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему?
- Что называется товарами первой необходимости? Почему?
На экране показывается таблица «Факторы производства»
Земля |
|
Труд |
|
Капитал |
|
Предпринимательство |
|
Учащиеся, совместно с учителем, заполняют вторую часть.
На экране появляется заполненная таблица.
Факторы производства |
Содержание факторов производства |
Земля |
Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир |
Труд |
Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией. |
Капитал |
Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги. |
Предпринимательство |
Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли. |
Информация |
Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производством, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности |
Класс делится на 5 групп по 4-5 человек, каждая
группа получает название в соответствии с
каким-либо ресурсом. Группам предстоит
обсудить в чём состоит ограниченность
ресурса, «доставшегося им», и что можно сделать
для исправления ситуации с его истощением.
Выступающие делают свои сообщения.
Учитель, совместно с детьми делает вывод, о том, к
чему приводит ограниченность:
- Люди начали закреплять ресурсы в собственность, т.е. полновластно владеть, пользоваться и распоряжаться ресурсами в целях извлечения прибыли.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу
Работа с раздаточным материалом – таблицей типов экономических систем. (Приложение 2)
Заслушивается стихотворение «Песенка о ярмарке» (опережающее задание).
Учащиеся должны ответить на вопросы:
- Что продается на рынке?
- Какой тип экономической системы описан в стихотворении?
«Песенка о ярмарке»
Леонид Филатов (с изменениями)
Будь ты шериф или
ковбой,
Тут
всяк товар необходим
Иль золотоискатель, –
И
сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с
тобой
Тут
продается даже дым
На ярмарку,
приятель!
С
костра Джордано Бруно.
Хоть и случается
монет
Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая
утечка,
Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и
нет
Не только птичье молоко,
Приятнее
местечка.
Но даже птичий творог.
Тут продается с
молотка
Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите
–
Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка
Спартака
Тебе невредно заглянуть
И туфли
Нефертити.
На ярмарку, приятель!
Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.
IV. Закрепление. (Выполнение тестов)
1. Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?
А) нефть
Б) природный газ
В) уголь
Г) бензин
2. Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами в экономике, называется:
А) базар
Б) ярмарка
В) рынок
Г) магазин
3. Какие знания люди назвали « ноу-хау»?
А) знания о производстве предмета
Б) знания о природе
В) научные знания о мире
Г) информацию о последних событиях
4. Все, на что направлена трудовая деятельность человека,-
А) предмет труда
Б) средства труда
В) орудия труда
Г) техника
5. Какую главную проблему позволяет решать экономика?
А) наличие дешевой рабочей силы
Б) ограниченности ресурсов
В) социальных последствий
Г) загрязнения окружающей среды
6. Если большинство населения страны занято в с/х и ведет его «дедовскими способами», то это, скорее всего:
А) традиционная система
Б) плановая система
В) рыночная система
Г) смешанная система
7. Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого, скорее всего будет:
А) снижение предложения кондитерских изделий
Б) рост спроса на кондитерские изделия
В) падение спроса на кондитерские изделия
Г) люди перестанут потреблять кондитерские изделия
8. Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:
А) желающих покупать их станет больше
Б) желающих продавать их станет меньше
В) желающих продавать их станет больше
Г) ничего не изменится
9. Что из перечисленного не будет последствием конкуренции:
А) снижение цен на рынке
Б) улучшение качества продаваемых товаров
В) расширится ассортимент товаров на рынке
Г) государство запретит расширение конкурентной борьбы
10. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:
А) произойдет снижение цен
Б) вырастет качество производимых товаров
В) возникнет дефицит товаров
Г) вырастет производство товаров
Ключ к тесту: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – в.
V. Итоги урока. Домашнее задание
- Подобрать материалы СМИ о мероприятиях нашего правительства в сфере деятельности с ограниченными ресурсами.
- Учить термины.
- Ответить на вопросы после параграфа.