Урок развития речи на тему "Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся с жанром письма;
    • определить особенности этого жанра;
    • тренироваться в написании письма другу;
    • сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;
  • Развивающие:
    • развивать умение написания дружеского письма;
  • Воспитательные:
    • способствовать возрождению эпистолярного жанра.

Оборудование:

  • карточки с образцами личного письма;
  • карточки-памятки с планами личного письма.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы, цели урока

Вступительное слово учителя:

– Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. Это одно из основных средств между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.
Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

2. Работа по теме урока

Задания, направленные на выявление особенностей личного письма.

– Прочитайте текст. Является ли он письмом? От имени кого и кому оно написано?
– Какие части, соответствующие письму, можно выделить в этом тексте?
– Что написано в тексте?
– Найдите в тексте прилагательные и местоимения, определите, к каким словам они относятся.
– Сделайте синтаксический разбор предложения: Тогда играем в шахматы, читаем книги, смотрим телепередачи, пишем письма.

Здравствуйте, мои дорогие мама и папа, Аида и Артур!
Пишу уже из спортивно – оздоровительного лагеря «Олимп».
Он расположен на берегу реки Свияги, в лесу, недалеко от деревни Березняки.
Мне здесь очень нравится. Целый день заняты делом. С утра делаем всем лагерем зарядку, после завтрака идем на занятия.
Расписание отличается от школьного, по всем предметам занимаемся по два часа. После обеда занимаемся в спортзалах, выходим на лыжах, катаемся на коньках. Затем дается время на подготовку уроков – идем всей группой в библиотеку. До вечера остается свободное время. Тогда играем в шахматы, читаем книги, смотрим телепередачи, пишем письма. Вот и села писать вам письмо. Скучать некогда, сегодня вечером наша группа ответственна за увеселительные игры, а я лично вместе с мальчиком из нашей группы исполняю шуточный танец «Рыбаки».
Мама и папа, я вас очень люблю, спасибо, что вы меня послали в этот лагерь. За меня не беспокойтесь, все у меня хорошо. И учусь я на «5» и «4». И учителя, и тренеры у нас очень хорошие.
Мои дорогие Аида и Артур, слушайтесь маму и папу. Я очень люблю и скучаю по вас. Поцелуйте за меня моего Мурзика.
Целую всех.
11 января 2007 года.
Ваша Гузель.

– Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Ф.Бергольц «Лучший друг». Докажите, что оно личное, выявив его особенности.

– Как начинается и заканчивается это письмо? О чем в нем говорится? Найдите два обращения? Какими знаками препинания они выделены?

Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес спускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, – кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.

2. Обучение написанию дружеского письма

– Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами? Для этого есть много способов.

а) Начнем с обращения. Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу, и запишите несколько примеров.
б) Красиво ли будет начать письмо к близкому человеку с рассказа о себе? А с чего начать?

в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме.

– Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?

г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите с адресатом.

д) Чем закончить письмо?

– Не бойтесь выражения своей привязанности .Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.

– Напишите конец своего письма.

3. Обобщение.

– Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письмо? Чем служебное письмо отличается от частного? Как достичь ощущения близости к дорогому человеку?

(Дети еще раз называют отличия частного письма от делового, указывают на непринужденность общения, повторяют особенности разговорного стиля речи, используемые в дружеском письме.)

4. Домашнее задание.

– Завершите написание письма другу.