Урок русского языка в 8-м классе по теме "Повторение. Пунктуация в предложениях с однородными членами"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Пунктуация в предложениях с однородными членами”
  • Совершенствовать умения и навыки учащихся в правильной постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающими словами при однородных членах.
  • Расширение представлений о природе России.
  • Воспитание любви к своей стране, гордости за её достижения.
  • Пропаганда проведения Олимпиады – 2014 в г. Сочи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Сопутствующее повторение:

  • Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий.
  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Умение строить текст по опорным схемам.

 Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • ИКТ
  • Личностно-ориентированные технологии.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (опорные таблицы по изучаемой теме)
  • Карточки для индивидуальной работы с учащимися.
  • Мультимедиаоборудование.

Приложение

 Ход урока

I.  Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока

  1. Повторить, какие члены предложения называются однородными.
  2. Средства связи однородных членов предложения.
  3. Особенности пунктуации в предложениях с однородными членами.

Все словосочетания и предложения будут сегодня посвящены одной теме. Попытайтесь догадаться, какой.

4 июля 2007 года 119 сессия Международного Олимпийского комитета в Гватемале приняла судьбоносное для нашей страны решение. Какое?

Сегодняшнее повторение будет осуществляться на материале “Сочи – столица зимней Олимпиады в 2014 году”

– Когда и где состоится это важное мероприятие? (Февраль 2014 года, Сочи, посёлок Красная Поляна.)

Мы сегодня заочно побываем в уникальном курортном месте нашей страны– г. Сочи, втором городе мира по протяжённости.

III. Словарно-орфографическая работа.

– Однородными или неоднородными определениями могут являться сочетания слов, вошедшие в словарную работу?

– Как можно различить однородные и неоднородные определения?

Величественный кавказский пейзаж, многочисленные горные кручи; необыкновенная, уникальная природа; заснеженный экскурсионный маршрут; торжественная утренняя панорама; первозданный горный ландшафт; долгожданный благоприятный сезон.

IV. Пунктуационный разбор предложений

1-й ученик: Сочи – самый крупный курорт в России, второй по протяжённости город в мире. Он включает не только центральную часть курорта, но и другие районы: Лазаревское, Хосту, Адлер.

2-й ученик: Две стихии: горы и море – создали этот город. Горы удерживают умеренные воздушные массы и являются естественной преградой для морского ветра. У подножия гор и в приморской долине круглый год зеленеют сады и парки, настоящие плантации чая и апельсиновые рощи.

V. Графический диктант

(Одновременно 1 ученик работает у доски, выполняя аналогичную работу; 2 ученика работают по индивидуальным заданиям.)

– Составьте схемы к данным предложениям:

  1. Тёплые снежные зимы и горный рельеф благоприятны для занятий горными лыжами.
  2. В Сочи, к удивлению, можно выбрать прогулку на лыжах или купание в море.
  3. Ни свет ни заря спортсмены устремляются на неизведанные горные маршруты.
  4. Сочетание гор и ледников, рек и озёр, спускающихся к Чёрному морю, придают необыкновенную красоту этому месту.
  5. Красная Поляна привлекает туристов и необыкновенно красивой природой, и чистейшим горным воздухом, и продолжительным сезоном катания.
  6. Неповторима красота его горных ущелий, и бурных рек, и высокогорных озёр, и ниспадающих с большой высоты водопадов.
  7. Олимпиада в Сочи 2014 года открывает новые горизонты не только для Краснодарского края, но и для всей России, для всего спортивного мира нашей страны.
  8. Как летний, так и зимний отдых на Красной Поляне оставят неизгладимое впечатление.
  9. В настоящее время федеральным курортом Сочи разрабатываются новые проекты, программы и планы развития горнолыжного курорта.

– Назовите условия, при которых однородные члены предложения не разделяются запятой.

– При каких условиях однородные члены предложения разделяются запятой?

VI. Творческая работа

Составьте предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, используя опорные слова:

  1. альпийские луга, высокогорные озёра, скалы, снег (отовсюду)
  2. биатлон, бобслей, конькобежный спорт, лыжный спорт, санный спорт, хоккей (разные виды спорта)

VI. Цифровой диктант

Распределите номера предложений на нужную строчку в зависимости от выбранных вами знаков препинания:

  1. На юге России будет осуществлено строительство мостов и дорог, тоннелей и гостиниц, водоснабжения и канализации – всего того, что делает жизнь людей достойной.
  2. Многочисленные природные условия: чистый воздух, солнце, солёное море, минеральные источники, целебные грязи – помогают человеку поправить своё здоровье.
  3. В городе Сочи не только тёмные ночи, но и много солнечных дней.
  4. Сочи не похож на привычный город с бесконечной чередой каменных зданий и площадей, мостовых и улиц.
  5. Сочи – это двести тысяч гектаров земли с лесами и домами, дендропарками и ботаническими садами.
  6. Всемирно известные Мария Шарапова и Евгений Кафельников начали свою спортивную карьеру в Сочинской школе тенниса.
  7. Необычайную красоту столицы зимней Олимпиады создаёт всё: и вечнозелёные леса, и высокогорные реки, и озёра с радужной форелью, и водопады.
  8. Весной распускаются многочисленные первоцветы: сиреневые зубатки и хохлатки, голубенькие пролески и белоснежные подснежники, зеленоватые морозники и разноцветные бокальчики медуницы.
  9. Волки и зайцы, ежи и белки, куницы и ласки, медведи и шакалы – все эти животные населяют уникальные места нашей страны.

VII. Домашнее задание

Стр. 132 – вопросы для повторения, упр. 289

VIII Итог урока

– Как однородные члены предложения соединяются между собой?

– Когда они разделяются запятой?

– Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.