Урок русского языка в 3-м классе по теме "Род имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме “Род имен существительных”

Задачи:

  • Формировать умение самостоятельно находить в тексте имена существительные и определять род; закреплять навыки различных видов грамматического разбора.
  • Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.
  • Воспитывать гуманное отношение к природе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение (слайд 1)

Учитель:

Перед весной бывают дни такие
Под плотным снегом отдыхает луг
Шумят деревья весело-сухие
И теплый ветер, нежен и упруг.

– Ребята, наш урок я начала строками из стихотворения великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Эти строки о весне.

– Я приглашаю Вас на экскурсию.

– Составим маршрут нашей экскурсии.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Работа с перфокартами.

(слайд 2)

Задание:

– Найдите существительные:

1 столбике – ж.р.
2 столбике – м.р.
3 столбике – ж.р.
4 столбике – м.р.
5 столбике – ср.р.

– Сверим маршруты. (слайд 3) Поднимите руки, кто выполнил без ошибок. Молодцы!

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Сегодня на уроке вы будете должны показать знания родовых окончаний имен существительных и уметь определять род имен существительных.

– Как определить род имен существительных? (слайд 4)

– Итак, наша экскурсия начинается.

– Послушайте стихотворение:

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– О каких цветах идёт речь? (слайд 5)

– Все цветы, которые расцветают первыми называются “подснежниками”.

4. Минутка чистописания

– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

Запишите в соединении ОЕИ

– Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.

Запишите в соединении ПДСНЖК

– На следующей строчке запишите слово ПОДСНЕЖНИК. (разбор по составу)

Талого снега платочки раскиданы

Реденький дождик да неба свинец.

В робкой траве первоцветы чуть видные.

Это весна! Это счастья венец.

– Цветы, которые появляются первыми называются ещё первоцветами. (Записывают в тетрадь, разбор по составу.) (слайд 6)

(Составляют предложение, используя записанные слова, и производят синтаксический разбор предложения.)

5. Воспроизведение ранее полученных знаний

Самостоятельная работа.

Вся природа просыпается весной.

– Что вы представляете, когда слышите слово “весна”? (Перечисляют.)

Фонетический разбор слово “ цветок” – 1 ученик у доски, 2 ученика – в тетрадях.

Остальные ученики выполняют задания по карточкам.

(Вставь орфограммы, подчеркни имена существительные и определи род)

№ 1

Ро.ко наступило весеннее утро. На в.ршине ели з.играл луч со.нца. Пов.селела природа. На сирене и осине уже пок.залась первая л.ства.

№ 2

Пригрело В.сеннее со.нце. На л.сной п.ляне н.чал таять снег. С пригорка поб.жал в.селый ручеёк, наполнил до кр.ев б.льшую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес поб.жал.

Фронтальная проверка.

6. Словарная работа

Над домами у дорожки
Висит кусок лепёшки. (Месяц)

Объясните значение этого слова. (слайд 7)

(Записывают в тетрадь.)

Определите в каком значение дано слово “месяц” в пословицах:

  1. Солнце сияет, а месяц светит.
  2. У каждого месяца свои порядки.

– Назовите весенние месяцы.

– А Михаил Пришвин назвал их так (слайд 8)

7. Письмо по памяти

Запишите по памяти.

Игра “Шифровщики” (слайд 9)

Зашифруйте приметы весны:

(читает учитель)

  1. Длинные сосульки – к долгой весне.
  2. Снег скоро тает, вода бежит быстро – к мокрому лету.
  3. Вода разольётся – сена прибудет.

Проверка. (Слайд 10)

8. Физкультминутка

9. Самостоятельное выполнение практической части работы

  • Работа по учебнику.
  • Фронтальная проверка.

10. Обобщение и систематизация знаний

Творческая работа.

– Весну издавна любил народ. И не только поэты и писатели посвящали свои произведения и великие композиторы. Послушайте, о чем разговаривает природа в музыкальном произведении итальянского композитора Вивальди “Весна”.

– Какое настроение оно у Вас вызвало?

_Что вы представили, слушая призведение?

– Какие же ещё весенние цветы расцветают? (слайд 11 )

Используя, ваши впечатления, знания, напишите мини сочинение о первых весенних цветах.

(Звучит музыка. Несколько учеников зачитывают сочинения.)

11. Рефлексия

– Ребята, а в какой бы цвет вы раскрасили весну, а наш урок?

– Что нового узнали?

– Прочитайте слова обращения. (слайд 12)