Цели:
- закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;
- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара в игровой форме;
Возрастная адресованность: учащиеся 5-8 классов
Участники – выступающие: Члены ДЮП «Горячие сердца»
Оснащение:
- Фонограмма музыки и аппаратура для ее воспроизводства,
- Основная одежда участников : для членов ДЮП – их форма с эмблемой, костюмы для Буратино, Сверчка, Алисы и Базилио, стол со стулом, нарисованный очаг, на шкафу свечка и спички, костюмы для Огня, Спички, Уголька, Зажигалки, Хлама, Неисправного Прибора
- 2 ведерка, 2 ложки, длинная веревка, колокольчики, телефон,
Ход мероприятия
Учитель.Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Звучит музыка ( вступление к песне : «Марш спасателей»)
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Дети отвечают.
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Дети отвечают.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Дети отвечают.
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Дети отвечают.
– Так о чём мы будем говорить?
- О безопасном обращении с огнём.
– Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Звучит музыка. (что-нибудь тихое, мелодичное)
Ученик 1.
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
Ученик 2.
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.
Ученик 3.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
Ученик 4.
Поутру, чтобы все были сыты
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
Ученик 5.
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
Ученик 6.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Ученик 7.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен
Учитель. А теперь, дорогие ребята, члены ДЮП покажут вам, как не нужно обращаться с огнем.
Открывается занавес. Комната (стол со стулом, нарисованный очаг, на шкафу свечка и спички, песенка из «Приключений Буратино»).
Буратино заходит домой.
Буратино. Папа Карло ушел по делам и до вечера его не будет дома. А я остался один. И я ему обещал, что буду хорошо себя вести. (ходит по каморке и вздыхает). Скукотища. Чем бы заняться. (видит свечку). О-о-о! Что я нашел! (берет свечку). Папа Карло каждый вечер зажигает эту свечку, и в каморке становится так светло, уютно, весело. Попробую зажечь, может станет веселее.
Музыка Сверчка из «Приключений Буратино»
Сверчок. Чем ты занимаешься, Буратино?
Буратино. Вот, хочу зажечь свечу, как папа Карло
Сверчок. Во-первых, сейчас светло и без свечки. А это значит, что ты просто решил поиграть со спичками. А, знаешь, чем заканчиваются игры со спичками и другими пожароопасными предметами? Вот послушай.
Появляются Огонь, Спичка, Уголёк, Зажигалка, Хлам, Неисправный Прибор.
Звучит музыка (песня разбойников из «Бременских музыкантов»).
СПИЧКА
Внимание! Внимание! Открываем заседание!
А ещё точнее – слёт! Собирайся в круг, народ!
Кто есть кто – скажите людям – а не то про нас забудут!
ОГОНЬ
Я, Огонь, бываю разный: бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой, очень добрый, очень злой.
Беду несу я не всегда, но верить мне не стоит слепо,
Могу я терпеливо ждать года, чтоб стать однажды пламенем до неба.
НЕИСПРАВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИБОР
С точки зрения пожарной чересчур опасен я,
Если из бумаги будет шляпа-абажур моя.
Ну а если будет так же повреждён электрошнур –
От пожара вас не спрячет самый лучший абажур
УГОЛЁК
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.
Меня вы бросили в лесу - и вот несчастье на носу.
Чтоб вашим я не стал врагом, вы не шутите с Угольком!
СПИЧКА
Я - маленькая спичка, малышка – невеличка,
Сплю, как в колыбельке, в коробочке своей,
Но малютка эта – палочка с секретом, если разгорится - станет всех сильней.
Девочки и мальчики, обжигая пальчики,
Балуются спичками дома, во дворе.
Маленькая искорка вспыхнет вдруг неистово,
И в смертельном пламени стр-р-раш-ш-шно детворе
ХЛАМ
Если мусор где хранится или просто старый хлам,
Вот где будем мы трудиться, вот Огню раздолье там!
Тряпки, старые газеты, да старьё “на всякий случай” -
Для огня и для пожара места нет на свете лучше
ЗАЖИГАЛКА
Посмотрите, как на ветке, голубой дрожит листок.
Я как хищница из клетки быстрый сделаю бросок!..
Не шутите с моим газом - всё горит единым разом!
И с бензином не шутите – коль пожара не хотите
Возле дома и сарая мне огня для вас не жалко
Посмотрите я какая – я крутая Зажигалка
Они убегают. (Играет музыка, песня разбойников из «Бременских музыкантов»).
Сверчок. Ну, что, дурачок, понял? Посмотри на стол – видишь на нем бумага, стружки, все это очень легко загорается. И любая искра может привести к пожару. Ты ведь сам деревянный – сгоришь в один миг.
Буратино. Нет, я не хочу сгореть, как щепка. Пожалуй, уберу на место спички со свечкой.
Сверчок. Ну, теперь, могу я тебя оставить? Ничего не натворишь?
Буратино. Да
Сверчок уходит. Вдруг стук в дверь.Голоса за дверью.
- Это мы, несчастные Лиса Алиса и Кот Базилио. Впусти нас обогреться.
Буратино. Впускать или нет?. Жалко мне их – впущу так и быть
Они заходят. (Музыка, песня из «Приключений Буратино»).
Алиса (по-хозяйски располагается за столом). Холодно что-то у тебя
Базилио. И голодно..
Буратино. Вот придет папа Карло и разожжет огонь в печи.
Базилио. Пока его дождемся – замерзнем. Ну-ка, зажигай дрова в печи. Где у тебя спички?
Буратино. А разве можно? Я же еще маленький
Базилио. Ладно. Вот тебе зажигалка. Из зажигалки огонь тоже получается- будет тепло, и будет еда.
Буратино. Ух, ты. А где вы ее взяли?
Алиса. Да... там в лесу их много валяется. Люди ходят, бросают, а мы подбираем. Здорово!
Базилио. Мы и окурки подбираем. Берем в одну лапу сигарету, в другую зажигалку, и курим. Здорово! Хочешь попробовать?
Буратино. А мне папа Карло и Сверчок говорят, что с огнем шутки плохи. А детям курить и вовсе запрещается!
Базилио. Да ну тебя! Ты теперь сам себе хозяин. Мы тебя развеселить хотели. Пошли, Алиса.
Буратино. Ну, подождите... Ладно, давайте вашей зажигалкой в печи огонь зажжем и кашу сварим.
Появляется Сверчок и раздраженно говорит.
Сверчок. Отдай скорее, дурачок, ты что мне обещал. Нашел, кого слушать. А ну-ка, отвечайте, почему вы бродяжничаете и попрошайничаете? Где ваш дом?
Алиса. Нет у нас дома.. Сгорел.. Это Базилило виноват. Он спичками на чердаке баловался. А там разные старые вещи, солома – все вспыхнуло. А он – дурак, спрятался в шкафу, вместо того, чтобы позвать на помощь.
Базилио. А я не знал, что делать? Куда звонить? Кого звать?
Ученик 1.
Убегая от пожара,
Всех о нем предупреди.
Когда огнем этаж охвачен,
Кнопку лифта ты не жми,
По ступенькам вниз беги.
Ученик 2.
Помощь придет в срок,
Если сделать правильно звонок.
Нужный номер наберите,
И как это сделать покажите.
Ученик 3.
“Ноль-Один” суметь набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать: “Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
Ученик 4.
Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
Базилио.
Ладно! Ладно! Я все понял,
Больше так я не шучу.
Сигарету курить я брошу,
В дружину вашу поступлю
И первоклассников я даже
Безопасности научу.
Алиса. И я тоже!
Учитель. Ребята, вам понравилась сказка? (да) А теперь, ребята, наши сказочные герои хотят узнать, а чему научились вы?
Сверчок. Какие действия Буратино могли привести к непоправимому?
Ребята отвечают.
Буратино. А какие советы мне давали Базилио и Алиса? Были они неправы и в чем?
Ребята отвечают.
Базилио. А что я должен был сделать?
Ребята отвечают.
Базилио. Спасибо. Молодцы.
А сейчас, я предлагаю вам считалку
Очень веселую, так для разрядки.
На вопросы наши хором отвечайте
И за это шарики воздушные получайте.
Алиса. Этот шар в руках недаром. |
|
|
Базилио. Дым столбом поднялся вдруг. |
Раньше, если был пожар, |
|
|
Кто не выключил ...? |
Ввысь взмывал сигнальный шар — |
|
|
Утюг. (кидает шар.) |
Звал пожарных в бой с пожаром. |
|
|
|
Алиса. Стол и шкаф сгорели разом. |
|
|
Базилио. Спят смирно дочки в коробке – домике, |
Кто сушил белье над ...? |
|
|
У сонь, у тихонь в голове огонь. |
Газом. (кидает шар.) |
|
|
Спички (кидает шар.) |
Алиса. На привале нам помог: |
|
|
Базилио. Пламя прыгнуло в траву |
Суп варил, картошку пек. |
|
|
Кто у дома жег ...? |
Для похода он хорош, |
|
|
Листву. (кидает шар) |
Да с собой не понесешь. |
|
|
|
(Костер) (кидает шар.) |
|
|
|
Алиса. Кто бросал в огонь при этом |
|
|
Базилио. Помни каждый гражданин этот номер ... |
Незнакомые ...? |
|
|
Ноль один. (кидает шар.) |
Предметы. (кидает шар.) |
|
|
|
Алиса. Дым увидел — |
|
|
Базилио. Деревянный пол зажег |
не зевай и пожарных ... |
|
|
Не смотри, не жди, не стой, |
Вызывай. (кидает шар.) |
|
|
А залей его …. |
|
|
|
Водой ( кидает шар ) |
Алиса. Если младшие сестрички |
|
|
Базилио Если где хранится мусор |
Зажигают дома спички |
|
|
или просто разный хлам |
Что ты должен предпринять? |
|
|
надо будет потрудиться, |
Сразу спички те ….. |
|
|
навести порядок там. |
Отнять- (кидает шар) |
|
|
Метлу, лопату взяли |
|
|
|
Быстро все…. |
|
|
|
Убрали ( кидает шар) |
Алиса Шипит и злится, воды боится. |
|
|
|
С языком, а не лает, |
|
|
|
Без зубов, а кусает…. |
|
|
|
Огонь ( кидает шар ) |
|
|
|
Учитель. Молодцы!
А теперь, чтобы огонь победить,
Его надо быстро потушить!
Ребята делятся на 2 команды. Ставят 2 небольших ведерка. Первые участники каждой команды наливают воду в ложку и должны донести до ведра и налить в него, прибежать к команде и передать следующему игроку, которой повторяет действия первого игрока. Победит та команда, которая первая наберет воду в ведерко.
Учитель.
Сила, ловкость и сноровка,
И физическая подготовка
Для пожарного нужна,
Для пожарного важна.
Между стульями перетянута веревка, на которой висят колокольчики. Нужно пройти так, чтобы не задеть их. Выигрывает та команда, кто пройдет правильно и быстрее.
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
Базилио.
Я благодаря вам знаю, что
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01».
Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре.
Из каждой команды выбирается по одному человеку.
Он «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
- называет адрес, где горит;
- свой номер телефона;
- свою фамилию;
- на каком этаже горит;
- как лучше подъехать к дому;
- сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
Ученик 1.
Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
Под рукой его держите!
Ученик 2.
Он всегда на видном месте,
В каждом нашем доме есть
От пожара – всем спаситель
Ученик 3.
Пламени – душитель!
Дыма - укротитель
Наш огнетушитель.
Задание командам: в шкафу спрятан огнетушитель. Чтобы взять его и потушить пожар, нужно пройти препятствия ( на полу несколько листочков формата А4 – по кол-ву чел. в команде, нужно дойти до огнетушителя по этим листкам, не наступая на пол. Команда, которая первая дойдет и принесет его, побеждает.
Играет музыка.
Ученик 4.
Все вы силы приложили и пожар вы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость нас от бедствия спасло.
Ученик 1.
Мы - юные пожарные,
Мы упорно учимся, много тренируемся,
Чтоб в час опасный справиться с бедой.
Ученик 2.
В любое мгновение каждого дня -
Мы этому следовать будем завету -
Учиться и жить, чтоб сберечь от огня,
Деревья, зверье, человека, планету!
Ученик 3.
Пожарам с нами жить запрещено
Помните, ребята, правило одно.
И если огонька нет, как говорится,
Пожара никогда, ребята, не случится.
Ученик 4.
А если порой и случится беда,
То знания наши помогут всегда.
Сразиться с пожаром в огненной схватке,
Ученик 5.
Пожар усмирить, положить на лопатки.
Иными словами, огонь укротить –
Не сдаться, а выстоять и победить!
Вместе.
С нами наш девиз всегда:
«Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить»
Учитель. Хорошо, ребята, вы посмотрели сказку, поиграли с членами ДЮП. Надеемся, что вы будете помнить правила пожарные всегда.
Прочитаем хором и повторим их.
Члены ДЮП выносят плакаты.
- Правило №1 Не балуйся спичками и зажигалками.
- Правило № 2 Уходя из дома, выключай электроприборы.
- Правило №3 Не зажигай фейерверки, свечи и бенгальские огни без взрослых.
- Правило №4 На даче или в деревне без взрослых не подходи к печке.
- Правило № 5 При пожаре звони 01!