Развитие координатных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся степ-аэробикой

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


(Приложение 1. СЛАЙД 1)
Различные методики исследования развития координационных способностей имеют место в работах многих авторов: к примеру Лисицкая Т.С., рассматривает, развитие координационных способностей (КС) у людей от 14 до 55 лет). Лях В.И. утверждает, что данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 до 18 лет. Авторы диссертационных работ Спатаева М.В., Сайкина Е.Г., Назаренко Л.Д. предлагают методики, использование которых способствуют развитию КС средствами художественной и ритмической гимнастик.

В последнее время теоретики физической культуры отмечают тенденции к недостаточному развитию к.с. у детей младшего школьного возраста, в результате которого дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и как следствие – имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.

В этой связи актуальной становиться проблема поиска эффективных путей развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
В нашем исследовании мы предположили, что использование специально разработанной методики, основанной на применении упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры у детей 10-11 лет, позволит повысить уровень развития КС, таких как динамическое равновесие, способность к дифференцированию, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмическую способность. (Приложение 1. СЛАЙД 2)

Цель работы: определить и обосновать эффективность разработанной методики развития координационных способностей средствами степ-аэробики у младших школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет: Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами степ-аэробики. (Приложение 1. СЛАЙД 3)

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу, по теме исследования.
  • Разработать методику применения комплексов упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры с детьми 10-11 лет.
  • Выявить эффективность применения разработанной методики развития координационных способностей с использованием степ-аэробики у младших школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. (Приложение 1. СЛАЙД 4)

Гипотеза: мы предполагаем, что применение разработанной методики повысит уровень координационных способностей у младших школьников, а именно: динамическое равновесие, ритм, ориентировка в пространстве, дифференцировочную способность, а также музыкально-ритмические способности.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы № 119, в которой в соответствии с решением пед. совета от 2006 г. согласно Государственному стандарту и и НРК в учебный план был введен 3 час занятий физической культуры. Были отобраны контрольная и экспериментальная группы. Каждая группа состояла из 25 человек в возрасте от 10 до 11 лет. В дальнейшем контрольная группа занималась по стандартной программе, включающей подвижные и спортивные игры, легкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике направленной на развитие координационных способностей, состоящей из 4 комплексов степ-аэробики. Методика развития КС у детей младшего школьного возраста была разработана с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей данного возраста и базировалась на общеметодических и специфических принципах обучения: постепенности, доступности, индивидуализации. При обработке результатов исследования использовался метод математической статистики т – критерий Стьдента.

Каждый последующий комплекс имел свои методические особенности: после усвоения комплекса проходило постепенное усложнение упражнений. Например: – изменялось исходное положение (т.е. ориентировка в пространстве), – увеличивалась дозировка упражнений, –усложнялись движения рук, использовалось стандартное и нестандартное оборудование, выполнялась передача предметов из рук в руки, в начале разучивания движения выполнялись в медленном темпе, затем постепенно увеличивался. Комплексы упражнений представлены в приложении к диплому.

В результате исследования было выявлено, что рост КС экспериментальной группы по многим показателям выше, чем у контрольной группы. У экспериментальной группы значительно повысился уровень двигательных способностей. (Приложение 1. СЛАЙД 5)

Об Уровне КС мы можем судить по интегративному показателю, предложенному в своих работах Ляхом: До эксперимента соотношение было в экспериментальном классе 64 к 36, в контрольном 72 к 28, А после эксперимента (Приложение 1. СЛАЙД 6) 28 к 64 и 8, а в контрольном классе 60 к 40.

Разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие КС внедрены в учебно-образовательный процесс. (Приложение 1. СЛАЙД 7)

Увеличение показателей тестирования физических качеств, подтверждает эффективность воздействия специальных комплексов упражнений. Более высокие показатели КС и физической подготовленности школьников в экспериментальном классе подтверждают, что разработанная и внедренная методика развития КС более эффективна, чем традиционная. (Приложение 1. СЛАЙД 8)

Приложение 2