Цель:
- На примерах из жизни врачей и ученых показать неоценимый их вклад в дело по борьбе с микробами, вызывающие эпидемии.
- Развивать навыки сравнения, классификации, умозаключения, логичность изложения мыслей и творческие способности учащихся..
- Воспитывать в детях убеждение в необходимости соблюдения правил гигиены, здорового образа жизни.
Задачи:
- Сформировать у учащихся сознательное отношение к предупредительным прививкам, как к одной из необходимых мер в борьбе с инфекционными заболеваниями.
- Создать условия, заставившие детей проанализировать выполнение каждого пункта правила и сделать вывод.
- Показать следствия несоблюдения самых простейших правил.
- Развивать умение считаться с мнением других, совместно решать поставленные задачи.
Оборудование:
- Выставка рисунков « Каждый – кузнец собственного здоровья»
- Плакаты о правилах гигиены.
- Карточки со словами: болезни, здоровье, холера, чума, оспа, корь, аппендицит, СПИД, птичий грипп, атипичная пневмония, медицинское обслуживание – 10%, здоровый образ жизни – 50% , наследственность – 20%, другие причины (природные факторы).
Ход урока
I. Самоопределение.
Учитель читает стихотворение.
Быть здоровым – это классно.
Чувствовать себя прекрасно.
Каждый день и каждый час
Может каждый ведь из нас.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- О здоровье. (Учитель выставляет на доску карточку со словом «Здоровье»). А также будем говорить о состоянии, противоположном здоровью.
- От чего зависит наше здоровье? (Учитель на другой части доски ставит карточку со словом «Болезни»).
II. Актуализация знаний
1. Работа со словами.
Оспа, дизентерия, чума, СПИД, холера, грипп, атипичная пневмония, аппендицит, корь, птичий грипп
Сравнение:
- Определите общий признак для этих слов.
- Это все название болезней.
- Какие отличительные признаки вы можете назвать?
- Здесь есть «лишнее» слово – это аппендицит. Остальные болезни – инфекционные, а аппендицит – нет. (Убирается слово «аппендицит»).
- Оставшиеся слова можно разделить на 2 группы:
- «Болезни, побежденные человеком»;
- «Болезни, не побежденные».
- Как же человеку удалось победить эти болезни?
2. Рассказы детей (материал учебника Казаковой, Дмитриева» Окружающий мир»).
а) Об английском враче Эдуарде Дженнере в борьбе с оспой.
б) О русском враче М. П. Петровской в борьбе с чумой.
в) Обсуждение. (Дети высказывают свои мнения).
- Мне было жалко мальчика Джонни, которого Э. Дженнер заразил оспой. А вдруг бы он умер. Ведь он маленький, не понимал, что с ним сделали. Я осуждаю врача за это. Ему надо было бы найти взрослого, который согласился бы на это.
- А я не согласна. У мальчика молодой организм. Здесь больше надежды, что задумка врача удастся.
- Конечно, жалко мальчика. Но зато, сколько людей было спасено. Наверное, больших открытий не бывает без риска.
- А я восхищаюсь М. П. Петровской! Она сама на себе делала опыты! Я думаю, она не только настоящий ученый, но и мужественный и очень любящий людей человек!
г) Дополнительные сведения о побежденных болезнях и о людях, внесшим вклад в это благородное и гуманное дело.
3. Обобщение:
- Как называются болезни? (показывает на слова на доске)
- Инфекционные.
- Что такое инфекция?
- Инфекция это – такое заболевание, которое вызвано различными микроорганизмами: бактериями, вирусами, грибами и другими простейшими.
- Какие меры выработаны в борьбе с ними?
- Прививки.
- А еще какие? Вспомните, что у нас было, когда один ученик заболел кишечной болезнью.
- Карантин!
- Что это такое?
- Карантин – изоляция, в–первую очередь больного, а потом всех, кто имел контакт с больным, от остальных.
- Кого же мы должны благодарить, исходя из наших рассказов?
- Медицинские и санитарные службы.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Вывод: Нужно делать прививки, обращаться к врачам.
- Здоровье наше зависит от медицинского обслуживания на 10 % (ставит на доску).
Перед наукой и медициной стоят в данное время много нерешенных проблем: СПИД, птичий грипп, атипичная пневмония. СПИД – дефицит иммунной системы. Много было проведено опытов, исследований, но пока только могут поддерживать иммунную систему, а полностью – это неизлечимо. Вспышка птичьего гриппа была в 1997 году. 75% поголовья кур и уток погибло. В Гонконге заразилось 18 человек, 6 из них умерло. Утешает то, что этот грипп не передается пока от человека к человеку. Но не надо забывать, что грипп (даже простой) видоизменяется, приспосабливается.
- И мы, конечно, надеемся, что ученые и медики скоро найдут лекарство от СПИДа, птичьего гриппа и атипичной пневмонии.
А пока они этим занимаются, мы тоже не должны бездействовать.
III. Физминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать.
Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим до лампы дотянусь.
IV. Постановка проблемы.
- С чего же начинается наше с вами здоровье?
- С соблюдения правил личной гигиены.
1. Работа с выставкой рисунков.
- Ребята, перед вами выставка ваших рисунков, где вы изобразили, как вы куете свое здоровье.
- Вы согласны, что ваше здоровье зависит от вас самих? (Ответы учащихся).
Вывод: наше здоровье во многом зависит от здорового образа жизни.
- Действительно, наше с вами здоровье зависит от нас с вами на – 50%. (Ставит карточку «Здоровый образ жизни – 50%»).
- От чего же именно?
- От соблюдения личной гигиены.
Запись темы урока: Зачем нужна гигиена?
V. Открытие новых знаний.
1. Рассказ учителя о значении личной гигиены в прошлом:
- Древнего Египта;
- Древней Греции;
- Древнего Рима.
2. Инсценирование.
- А как мы выполняем их? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала вспомним некоторые из них. А в этом нам помогут гости. А ваша задача:
- Сформулировать это правило.
- Ответить «К чему приведет несоблюдение этого правила?»
Сцена № 1.
1. Действующие лица: Машенька, 2 микроба.
Маша спит и видит сон.
Ведущий.
Однажды летнею порой вернулась Машенька домой.
Но, возвратившись с той прогулки, она забыла помыть руки.
Ну, а микробы тут как тут: свою добычу стерегут.
1-й микроб. Мы опасные микробы и живем повсюду.
2-й микроб. Слышишь, Маша там кричит: «Руки мыть не буду!»
1-й микроб. Сядет ведь сейчас за стол с грязными руками.
2-й микроб. Ну, а мы уж тут как тут – только этого и ждали.
1-й микроб. Попадем на пищу мы, а потом и в рот.
2-й микроб. Там житье у нас с тобой славное пойдет.
1-й микроб. Заболеет Маша скоро.
2-й микроб. Ну, а нам и горя мало.
Ведущий.
Так микробы рассуждали и в мыслях Машу поедали…
Не пугайтесь – это сон, но чему же учит он?
Маша:
Если хочешь быть здоров, обойтись без докторов,
С мылом крепко подружись и мыть руки не ленись!
Дети произносят правило.
После прогулки и перед едой надо мыть руки.
- Чем можно заболеть, если не выполнять это правило?
- Дизентерией, кишечными инфекциями.
Учитель вывешивает знак с этими словами в круге, перечеркнутым двумя черными линиями.
Сцена № 2.
Ведущий. Кто – то в гости к нам еще спешит.
Карлсон. А вот и я!
Ведущий. Здравствуй, Карлсон, дорогой! Рады встрече мы с тобой!
Карлсон. (чихает).
Ведущий. Что такое? Ты простужен?
Карлсон. Я весь день скакал по лужам, а теперь простыл, охрип, да еще и зуб болит.
Ведущий. Как ты думаешь лечиться?
Карлсон. Пить таблетки не годится! Я лекарство придумал сам!
Ведущий. Это просто чудеса! Ну и как ты сделал лекарство?
Карлсон.
Смело складываем в кучу карамельку и тянучку,
Из малины мармелад и молочный шоколад.
Называется лекарства «Чмок-чмок-чмок – вкуснятина»
От простуды помогает просто замечательно!..
Ведущий. Ребята, как выдумаете, это лекарство поможет Карлсону?
- Какое правило скажете Карлсону?
Ежедневно чистить зубы.
Карлсон. А… пустое это дело. Лучше я что – нибудь вкусненькое покушаю. У вас мед есть?
Ведущий. Ребята, скажите ему, что бывает, если не чистить зубы?
- Кариес, несварение желудка, расстройство желудка, гастрит, язва…
Карлсон. Буду! Буду чистить зубы! Дайте мне ее, его , ….. Как там .?...
(Входит Карлсон).
Ты позавтракал вкусно?
Зубы тебе почистить нужно.
В руку щеточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху – вниз и справа – влево,
Снизу вверх и снова влево.Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можно….
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.Нам понадобится кружка…
Улыбнемся-ка друг дружке,
Поработали умело!
Наши зубки стали белы.
(Обращается к Карлсону).
Ну, а теперь, дружочек, мой
Пойдем кружку сполоснем!
(Уходят)
- Ребята, а вы все правильно чистите зубы?
2. Практическая работа.
Дети беру расческу, вату и зубную щетку. На расческу нанизывают вату и начинают водить по ней щеткой вправо – влево, вправо – влево. Дети убеждаются, что таким
образом не вся вата вычищается. А если водить сверху – вниз, то вата быстро убирается.
- Какие болезни нам грозят, в случае невыполнения?
- Кариес.
(Учитель вывешивает на доску знак).
3. Самостоятельная работа
1. Работа в группах.
1-я гр, 3-я гр. – стр. 68, 2-й абзац.
2-я гр., 4-я гр. – стр. 68–69, последний абзац.
На доске план работы.
- Самостоятельное чтение.
- Лексическая работа.
- Составление составного плана.
- Распределение материала между участниками + свои знания.
2. Сообщения.
а) Доклад командира группы. (т. е. зачитывает план).
б) Анализ главной мысли. (Дети рассказывают, что прочитали и что знали об этом).
в) Дополнение параллельной группы.
Следить за чистотой своего тела.
Болезни: чесотка, лишай.
VI. Включение в систему знаний.
1. Работа в парах.
Каждая пара составляет следующее правило и называет последствие его несоблюдения.
- Что такое гигиена?
- Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья.
- Что входит в нее?
- Режим дня, правильное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек, двигательная активность, соблюдение мер предупреждения инфекционных заболеваний.
2. Воспроизведение средств личной гигиены.
Входит Гигиена.
– Здравствуйте! Я – Гигиена! А пришла к вам я не одна, а со своими помощниками.
Я хочу проверить, знаете ли вы их?
Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.Дождик льется с потолка мне на спину и бока.
До чего приятно это – дождик теплый, подогретый.Лег в карман и караулю реву, плаксу иль грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и пронос.В полотняной стороне по реке – простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним – такая гладь – ни морщинки не видатьГоряча и холодна – я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу, от болезней сберегу.На пыль, как зверь, бросается, лишь ею он питается.
Гигиена. А покажите вы мне носовой платок.
Дети показывают. Если он есть, то Гигиена хвалит детей. Если нет, или мало, то грозит им и обещает снова прийти и поставить «2».
VII. Рефлексия.
- Запишите вывод: Зачем нужна гигиена?
- Чтобы не было кишечных заболеваний, кариеса, чесотки, лишая, т. е. не болеть.
- Что нового узнали?
- Какое решение для себя приняли?
Стихотворение Ю Тувима.
Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:
И прошу вас. Мойте чаще ваши руки и лицо.Все равно, какой водой: кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца, или просто дождевой!Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто, До свиданья! Ваш Тувим.
VIII. Задание на дом.
Записать все правила.
Подробно:
- 1-я гр. – об осанке.
- 2-я гр. – о режиме дня.
- 3-я гр. – о правильном питании.
- 4-я гр. – о правильном умывании.
Дополнительные сведения «Примеры несоблюдения правил гигиены и их последствия».