Программа "Ключи здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Номинация. Программ в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Срок реализации. 2006–2011 гг.

Идея программы. Правильно организованная система здоровьесбережения в учреждении создает условия для полноценного развития личности.

Цель программы. Разработать и внедрить здоровьесберегающие технологии во все сферы деятельности учреждения.

Задачи программы.

  1. Провести мониторинг здоровья учащихся. (Физического, психического, социального.)
  2. Организовать предметно-пространственную среду здорового образа жизни.
  3. Организовать условия для внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках
  4. Обеспечить учащихся необходимыми ресурсами для сохранения и укрепления здоровья.
  5. Разработать и внедрить программу летнего отдыха, пятая четверть «Изумрудная страна»
  6. Сформировать взаимодействия школы, родителей и общественных организаций в контексте укрепления здоровья.
  7. Укрепить материально-техническую базу.

Законодательная база разработки программы. Закон ХМАО-Югры от 30.12.2005 г. № 154-оз «О программе ХМАО-Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре» на 2006–2007 годы».

Исполнители программы.

  • Педагогический коллектив школы.
  • Администрация школы.
  • Обучающиеся школы.
  • Родители.
  • Социальные партнеры.

Внесение изменений и дополнений. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется ежегодно в июне–августе. Все изменения утверждаются на Педагогическом совете.

Финансирование программы. Выполнение проекта обеспечивается за счет бюджетного и внебюджетного финансирования, использование грантов Губернатора ХМАО-Югры и Главы администрации Сургутского района.

Пояснительная записка

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни – одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.

В наше время чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм, ухудшение здоровья среди детей и подростков.

Школе приходится иметь дело с различными нарушениями в поведении учащихся, которые требуют решения преимущественно воспитательно-педагогическими мерами.

Профилактика вредных привычек у школьников представляет непростую задачу, так как среди современной молодежи падает фактор субъективной цены собственного здоровья, претерпели существенные изменения жизненные ценности и ориентиры.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическую, социальную, психологическую гармонию человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.

Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех общечеловеческих ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен.

Для решения этих проблем в школе разработана комплексная подпрограмма «Ключи здоровья» в составе комплексной программы развития школы, основополагающими идеями которой являются:

  • создание комфортной образовательной среды для учащихся;
  • просветительская работа посредством системы консультирования родителей;
  • развития детского движения;
  • организация кружковой работы.

Масштаб проблем, связанных с охраной здоровья, диктует необходимость концентрации и координации усилий по их решению всех субъектов образовательной среды. В этих целях в школе создана и действует служба психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся. Служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения учащихся выполняет функции научно организованного управления состоянием здоровья обучающихся.

Актуализация программы

Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В. А. Сухомлинский.

Здоровье обучающихся рассматривается как элемент единой системы во взаимосвязи с учебной деятельностью, воспитанием и развитием ребенка. Чтобы влиять на процессы воспитания и развития, необходимо знать исходные данные организма растущего человека, окружающую среду, дефекты развития личности и их закономерности.

По итогам медицинского осмотра учащихся за последние три года (2002–2005) было выявлено, что физическое здоровье детей ухудшилось.

Процентное соотношение детей III и IV групп здоровья увеличивается. Если в 2002–2005 учебном году IV группа составляла 0,3 %, то в 2004–2005 – 0,4 %, а III группа в 2003–2004 году составляла 19 %, то в 2004–2005 – 18,2 %.

Анализируя процентное соотношение учащихся, составляющих физкультурные группы, можно отметить, что количество учащихся, входящих в состав специальной группы и освобожденных от занятий по физической культуре по состоянию здоровья увеличилось на 0,4 %, количество учащихся, входящих в подготовительную группу в 2002–2003 учебном году составляло 6,9 %, а в 2004–2005 – 12,3 %. Сокращение состава учащихся, входящих в основную физкультурную группу: в 2002–2003 учебном году это составляло 91,7 %, а в 2004–2005 – 86,5 %.

Увеличились число хронических заболеваний.

При анализе результатов медицинского осмотра юношей допризывного возраста за 2004 и 2005 года выявлено, что увеличилось число юношей, имеющих дефицит массы тела. В 2005 году он составил 23,3 %, что на 14 % больше, чем в 2004 году.

Результаты диагностического обследования педагогов-психологов за 2002–2005 года показывают общее улучшение психологического климата в классных коллективах. Увеличилось, число учащихся, входящих в группу «Предпочитаемые» на 18,3 %. Соответственно уменьшился процент учащихся, предпочитающих узкий круг общения и учащихся, требующих повышенного внимания со стороны взрослых на 4,7 %.

Учащиеся стали более уверенными в себе. В 2004–2005 учебном году возрастную норму составляет 65,1 % от общего количества учащихся, а повышенную и высокую школьную тревожность составляют 34,8 %. И все-таки процент школьной тревожности высок. Что на сегодня является проблемой, которую необходимо решать.

Также уменьшается количественный показатель учащихся с различными нарушениями речи. Если в 2002–2003 учебном году зачислено в логопункт 71 учащийся, выпущено – 34, оставлено для продолжения работы – 35, а в 2003–2004 учебном году принято – 67, выпущено – 23, оставлено – 37, то в 2004–2005 учебном году зачислено – 18, выведено – 13, оставлено для продолжения работы – 5 учащихся.

Это свидетельствует, что в школе ведется системная и планомерная работа по коррекции и развитию речи учащихся.

Исходя из предложенных данных, считаем что создаются условия для гармоничного развития школьника.

Основание для разработки программы:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от29.12.2001г. за №1756-р.
  • Приоритетный национальный проект «Образования» до 2010 года.
  • Программа воспитания в системе образования до 2010 года.
  • СанПиН 2.4.2 1178-02.
  • Письмо Минобразования России от 26.06.2002 № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологий».
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004г. №75-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2007 гг.».
  • Программа развития воспитания в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2007года.

Принципы:

  • открытость,
  • доступность,
  • добровольность,
  • гуманность,
  • индивидуальный подход.

Срок реализации 2006 год – 2011 год.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Анализ мониторинга здоровья учащихся.
  • Предметно-пространственная среда организована в рекреациях и кабинетах школы.
  • Учебный план составлен с учетом здоровьесберегающих технологий.
  • Реализуется программа летнего пришкольного лагеря «Изумрудная страна».
  • Создан Совет здоровья.
  • Создана материальная база школы.

Механизм реализации программы «Ключи здоровья» на период с января 2006 года по декабрь 2011 года.

Программа состоит из пяти ключей.

I ключ. «Истоки здоровья».

Цель: мониторинг состояния учащихся.

Сроки 2006–2007 год.

Мероприятия

Механизм выполнения

Сроки

Продукт

Мониторинг соматического здоровья (классные руководители, медицинские работники, физруки).

Медицинские осмотры.

Ежегодно
сентябрь
апрель.

Составление индивидуальных планов работы с детьми имеющие отклонение в здоровье. Открытие специальных медицинских групп.

Мониторинг физического здоровья.

 

Ежегодно
сентябрь
апрель.

Оформление тетради здоровья

Мониторинг психологического здоровья.

Тестирование детей.

Ежегодно
сентябрь
апрель.

Составление индивидуальных планов работы с детьми группы риска.

Мониторинг социального здоровья.

Тестирование детей и родителей, собеседование.

Ежегодно
сентябрь
апрель.

Составление индивидуальных планов работы с семьями группы риска, создания клуба «Семья», фотоальбомы.

II ключ. «Мы вместе».

Цель: расширение сети социальных партнеров.

Сроки 2006–2008.

Мероприятия

Механизм выполнения

Сроки

Продукт

Клуб «Здоровье и профессия».

Соревнования. Экскурсии. Встречи круглый стол «Будущее наших детей».

Сентябрь, декабрь, февраль, апрель

Отчеты, фотографии, создании методической копилки. Совместное планирование. Соглашение о сотрудничестве.

Клуб «Меценаты».

Конкурсы «Кто сильнее», «Самый ловкий», дружеские встречи, круглые столы.

Октябрь, январь, апрель.

Совместный план мероприятий, сценарии мероприятий, фотографии.

III ключ. «Солнце вокруг».

Цель: формирование архитектоники школьной среды.

Сроки: 2006–2009.

Мероприятия

Механизм выполнения

Сроки

Продукт

Изучение методической и дидактической литературы по здоровьесбережению.

Ресурсная комната «Здоровый стиль жизни».

2006 в течение года.

Картотека методики по здоровьесбережению.
Копилка валеоминуток.
Выставка сценариев.

Изучение правил СанПиН.

Семинары. Круглый стол.

2007 в течение года.

Разработка программы оздоровления «Ключи здоровья».

Оснащение медицинского кабинета.

Приобретение физиотерапевтических приборов.

2007 в течение года.

Уменьшение количества детей болеющих ОРЗ, ОРВИ.

Рекламный проект «Безопасное детство».

Акция «Узнай свой город». Акция «Вечерний патруль».

Сентябрь, ноябрь 2009 г. ежегодно январь, апрель.

Карта безопасности города. Создание методической копилки по правилам ПДД.

Акция «Чистые руки».

Флешь-конкурсы, игры, конкурсы среди классных коллективов.

декабрь 2008
Март 2009.

Фотографии, фотовыставки, оформление уголков здоровья в классных комнатах.

Акция «Сколько весит портфель».

Изучение СанПиН, проведение исследования.

Октябрь 2008.

Газета, научная работа, выступление на заседании «Шаг в будущее».

Акция «Время отбоя».

 Патруль по улицам города.

В течение года.

Сценарии, фотографии, альбомы, рисунки.

День здоровья.

Форма проведение игра, в которой принимают участие учащиеся всей школы.

Ежегодно 7 апреля.

Отчет с фотографиями, оформление классного и школьного фотоальбома.

Проект «Уютный дворик».

Акция «Посади дерево», «Клумба».

Ежегодно май.

Фотографии, алея деревьев, озеленение школьного двора.

Туристический слет.

Конкурсы, полоса препятствий.

Ежегодно в мае.

Фотоальбом, газеты.

Научное общество «Шаг в будущее».

Проведение школьных конференций, заседаний.

Ежегодно в октябре, феврале, апреле.

Увеличение количества участников районных чтений. Печатные работы детей. Создание сборников работ.

Программа летнего лагеря «Изумрудная сторона».

Игры, конкурсы.

Ежегодно в июне.

Отчет. Фотографии. Мини-сочинения.

IV ключ. «СемьЯ».

Цель: школа + ученик + семья, формирование культуры общения.

Сроки: 2007–2009 год.

Мероприятия

Механизм выполнения

Сроки

Продукт

Конкурс «Спортивная семья».

Соревнования между семьями.

Ноябрь
Апрель.

Фотоальбом.

Акция «Это мы».

Семейная прогулка.

ежегодно сентябрь, май.

Фотоотчет.

Клуб « Дерево жизни». Составить родовое дерево своей семьи. Составить паспорт семей класса.

Конкурсы. Создать парк семейных деревьев.

апрель 2009.

Альбомы, фотовыставки.

Секреты бабушкиного сундука.

Газеты, выставки работ, сочинения.

Ежегодно в марте.

Альбомы, фотовыставки, сценарии.

Семейное хобби.

Выставки, конкурс «Наша семья».

Ежегодно апрель.

Альбомы, фотовыставки, сценарии.

V ключ. «Путешествие в страну витаминию».

Цель: формирование культуры питания.

Сроки: 2006–2009.

Мероприятия

Механизм выполнения

Сроки

Продукт

Изучение правил СанПиН.

Семинары. Круглый стол.

в течение года 2009.

Разработка проекта «Что я ем».

Проект «Что я ем».

Акция «Чипсы», круглый стол «Мой дневной рацион».

 апрель 2009
октябрь 2009.

Фотографии, сценарии.

Ярмарка «Дары осени».

Конкурс «Чудо овощ», «Витамины с нашей грядки».

Октябрь 2009.

Фотографии, фотовыставка.

Бар «Здоровье + ».

Кислородные коктейли, фиточай, витаминный стол.

в течение года.

Отзывы, фотографии.

Используемая литература.

  1. Баранов А.А. Медико-демографичекая ситуация и здоровье детей России // Материалы второй национальной ассамблеи «Охрана продуктивного здоровья населения». – М., 1997.
  2. Доскин В.А., Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л.Г. и др. Задачи педиатрической службы в обеспечении детей в современных условиях // Материалы конгресса педиатров России. – М., 1999. – 132 с.
  3. Касаткин В.Н., Чечельницккая С.М., Рачевский Е.Л. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. – М., 2003. – 64 с.
  4. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся // Практико-ориентированная монография. – Ханты-Мансийский ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  5. Материалы Интернета.