Номинация. Программ в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.
Срок реализации. 2006–2011 гг.
Идея программы. Правильно организованная система здоровьесбережения в учреждении создает условия для полноценного развития личности.
Цель программы. Разработать и внедрить здоровьесберегающие технологии во все сферы деятельности учреждения.
Задачи программы.
- Провести мониторинг здоровья учащихся. (Физического, психического, социального.)
- Организовать предметно-пространственную среду здорового образа жизни.
- Организовать условия для внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках
- Обеспечить учащихся необходимыми ресурсами для сохранения и укрепления здоровья.
- Разработать и внедрить программу летнего отдыха, пятая четверть «Изумрудная страна»
- Сформировать взаимодействия школы, родителей и общественных организаций в контексте укрепления здоровья.
- Укрепить материально-техническую базу.
Законодательная база разработки программы. Закон ХМАО-Югры от 30.12.2005 г. № 154-оз «О программе ХМАО-Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре» на 2006–2007 годы».
Исполнители программы.
- Педагогический коллектив школы.
- Администрация школы.
- Обучающиеся школы.
- Родители.
- Социальные партнеры.
Внесение изменений и дополнений. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется ежегодно в июне–августе. Все изменения утверждаются на Педагогическом совете.
Финансирование программы. Выполнение проекта обеспечивается за счет бюджетного и внебюджетного финансирования, использование грантов Губернатора ХМАО-Югры и Главы администрации Сургутского района.
Пояснительная записка
Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни – одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.
В наше время чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм, ухудшение здоровья среди детей и подростков.
Школе приходится иметь дело с различными нарушениями в поведении учащихся, которые требуют решения преимущественно воспитательно-педагогическими мерами.
Профилактика вредных привычек у школьников представляет непростую задачу, так как среди современной молодежи падает фактор субъективной цены собственного здоровья, претерпели существенные изменения жизненные ценности и ориентиры.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическую, социальную, психологическую гармонию человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.
Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех общечеловеческих ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен.
Для решения этих проблем в школе разработана комплексная подпрограмма «Ключи здоровья» в составе комплексной программы развития школы, основополагающими идеями которой являются:
- создание комфортной образовательной среды для учащихся;
- просветительская работа посредством системы консультирования родителей;
- развития детского движения;
- организация кружковой работы.
Масштаб проблем, связанных с охраной здоровья, диктует необходимость концентрации и координации усилий по их решению всех субъектов образовательной среды. В этих целях в школе создана и действует служба психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся. Служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения учащихся выполняет функции научно организованного управления состоянием здоровья обучающихся.
Актуализация программы
Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В. А. Сухомлинский.
Здоровье обучающихся рассматривается как элемент единой системы во взаимосвязи с учебной деятельностью, воспитанием и развитием ребенка. Чтобы влиять на процессы воспитания и развития, необходимо знать исходные данные организма растущего человека, окружающую среду, дефекты развития личности и их закономерности.
По итогам медицинского осмотра учащихся за последние три года (2002–2005) было выявлено, что физическое здоровье детей ухудшилось.
Процентное соотношение детей III и IV групп здоровья увеличивается. Если в 2002–2005 учебном году IV группа составляла 0,3 %, то в 2004–2005 – 0,4 %, а III группа в 2003–2004 году составляла 19 %, то в 2004–2005 – 18,2 %.
Анализируя процентное соотношение учащихся, составляющих физкультурные группы, можно отметить, что количество учащихся, входящих в состав специальной группы и освобожденных от занятий по физической культуре по состоянию здоровья увеличилось на 0,4 %, количество учащихся, входящих в подготовительную группу в 2002–2003 учебном году составляло 6,9 %, а в 2004–2005 – 12,3 %. Сокращение состава учащихся, входящих в основную физкультурную группу: в 2002–2003 учебном году это составляло 91,7 %, а в 2004–2005 – 86,5 %.
Увеличились число хронических заболеваний.
При анализе результатов медицинского осмотра юношей допризывного возраста за 2004 и 2005 года выявлено, что увеличилось число юношей, имеющих дефицит массы тела. В 2005 году он составил 23,3 %, что на 14 % больше, чем в 2004 году.
Результаты диагностического обследования педагогов-психологов за 2002–2005 года показывают общее улучшение психологического климата в классных коллективах. Увеличилось, число учащихся, входящих в группу «Предпочитаемые» на 18,3 %. Соответственно уменьшился процент учащихся, предпочитающих узкий круг общения и учащихся, требующих повышенного внимания со стороны взрослых на 4,7 %.
Учащиеся стали более уверенными в себе. В 2004–2005 учебном году возрастную норму составляет 65,1 % от общего количества учащихся, а повышенную и высокую школьную тревожность составляют 34,8 %. И все-таки процент школьной тревожности высок. Что на сегодня является проблемой, которую необходимо решать.
Также уменьшается количественный показатель учащихся с различными нарушениями речи. Если в 2002–2003 учебном году зачислено в логопункт 71 учащийся, выпущено – 34, оставлено для продолжения работы – 35, а в 2003–2004 учебном году принято – 67, выпущено – 23, оставлено – 37, то в 2004–2005 учебном году зачислено – 18, выведено – 13, оставлено для продолжения работы – 5 учащихся.
Это свидетельствует, что в школе ведется системная и планомерная работа по коррекции и развитию речи учащихся.
Исходя из предложенных данных, считаем что создаются условия для гармоничного развития школьника.
Основание для разработки программы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от29.12.2001г. за №1756-р.
- Приоритетный национальный проект «Образования» до 2010 года.
- Программа воспитания в системе образования до 2010 года.
- СанПиН 2.4.2 1178-02.
- Письмо Минобразования России от 26.06.2002 № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологий».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004г. №75-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2007 гг.».
- Программа развития воспитания в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2007года.
Принципы:
- открытость,
- доступность,
- добровольность,
- гуманность,
- индивидуальный подход.
Срок реализации 2006 год – 2011 год.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Анализ мониторинга здоровья учащихся.
- Предметно-пространственная среда организована в рекреациях и кабинетах школы.
- Учебный план составлен с учетом здоровьесберегающих технологий.
- Реализуется программа летнего пришкольного лагеря «Изумрудная страна».
- Создан Совет здоровья.
- Создана материальная база школы.
Механизм реализации программы «Ключи здоровья» на период с января 2006 года по декабрь 2011 года.
Программа состоит из пяти ключей.
I ключ. «Истоки здоровья».
Цель: мониторинг состояния учащихся.
Сроки 2006–2007 год.
Мероприятия |
Механизм выполнения |
Сроки |
Продукт |
Мониторинг соматического здоровья (классные руководители, медицинские работники, физруки). |
Медицинские осмотры. |
Ежегодно |
Составление индивидуальных планов работы с детьми имеющие отклонение в здоровье. Открытие специальных медицинских групп. |
Мониторинг физического здоровья. |
|
Ежегодно |
Оформление тетради здоровья |
Мониторинг психологического здоровья. |
Тестирование детей. |
Ежегодно |
Составление индивидуальных планов работы с детьми группы риска. |
Мониторинг социального здоровья. |
Тестирование детей и родителей, собеседование. |
Ежегодно |
Составление индивидуальных планов работы с семьями группы риска, создания клуба «Семья», фотоальбомы. |
II ключ. «Мы вместе».
Цель: расширение сети социальных партнеров.
Сроки 2006–2008.
Мероприятия |
Механизм выполнения |
Сроки | Продукт |
Клуб «Здоровье и профессия». |
Соревнования. Экскурсии. Встречи круглый стол «Будущее наших детей». |
Сентябрь, декабрь, февраль, апрель |
Отчеты, фотографии, создании методической копилки. Совместное планирование. Соглашение о сотрудничестве. |
Клуб «Меценаты». |
Конкурсы «Кто сильнее», «Самый ловкий», дружеские встречи, круглые столы. |
Октябрь, январь, апрель. |
Совместный план мероприятий, сценарии мероприятий, фотографии. |
III ключ. «Солнце вокруг».
Цель: формирование архитектоники школьной среды.
Сроки: 2006–2009.
Мероприятия |
Механизм выполнения |
Сроки |
Продукт |
Изучение методической и дидактической литературы по здоровьесбережению. |
Ресурсная комната «Здоровый стиль жизни». |
2006 в течение года. |
Картотека методики по здоровьесбережению. |
Изучение правил СанПиН. |
Семинары. Круглый стол. |
2007 в течение года. |
Разработка программы оздоровления «Ключи здоровья». |
Оснащение медицинского кабинета. |
Приобретение физиотерапевтических приборов. |
2007 в течение года. |
Уменьшение количества детей болеющих ОРЗ, ОРВИ. |
Рекламный проект «Безопасное детство». |
Акция «Узнай свой город». Акция «Вечерний патруль». |
Сентябрь, ноябрь 2009 г. ежегодно январь, апрель. |
Карта безопасности города. Создание методической копилки по правилам ПДД. |
Акция «Чистые руки». |
Флешь-конкурсы, игры, конкурсы среди классных коллективов. |
декабрь 2008 |
Фотографии, фотовыставки, оформление уголков здоровья в классных комнатах. |
Акция «Сколько весит портфель». |
Изучение СанПиН, проведение исследования. |
Октябрь 2008. |
Газета, научная работа, выступление на заседании «Шаг в будущее». |
Акция «Время отбоя». |
Патруль по улицам города. |
В течение года. |
Сценарии, фотографии, альбомы, рисунки. |
День здоровья. |
Форма проведение игра, в которой принимают участие учащиеся всей школы. |
Ежегодно 7 апреля. |
Отчет с фотографиями, оформление классного и школьного фотоальбома. |
Проект «Уютный дворик». |
Акция «Посади дерево», «Клумба». |
Ежегодно май. |
Фотографии, алея деревьев, озеленение школьного двора. |
Туристический слет. |
Конкурсы, полоса препятствий. |
Ежегодно в мае. |
Фотоальбом, газеты. |
Научное общество «Шаг в будущее». |
Проведение школьных конференций, заседаний. |
Ежегодно в октябре, феврале, апреле. |
Увеличение количества участников районных чтений. Печатные работы детей. Создание сборников работ. |
Программа летнего лагеря «Изумрудная сторона». |
Игры, конкурсы. |
Ежегодно в июне. |
Отчет. Фотографии. Мини-сочинения. |
IV ключ. «СемьЯ».
Цель: школа + ученик + семья, формирование культуры общения.
Сроки: 2007–2009 год.
Мероприятия |
Механизм выполнения |
Сроки | Продукт |
Конкурс «Спортивная семья». |
Соревнования между семьями. |
Ноябрь |
Фотоальбом. |
Акция «Это мы». |
Семейная прогулка. |
ежегодно сентябрь, май. |
Фотоотчет. |
Клуб « Дерево жизни». Составить родовое дерево своей семьи. Составить паспорт семей класса. |
Конкурсы. Создать парк семейных деревьев. |
апрель 2009. |
Альбомы, фотовыставки. |
Секреты бабушкиного сундука. |
Газеты, выставки работ, сочинения. |
Ежегодно в марте. |
Альбомы, фотовыставки, сценарии. |
Семейное хобби. |
Выставки, конкурс «Наша семья». |
Ежегодно апрель. |
Альбомы, фотовыставки, сценарии. |
V ключ. «Путешествие в страну витаминию».
Цель: формирование культуры питания.
Сроки: 2006–2009.
Мероприятия |
Механизм выполнения |
Сроки |
Продукт |
Изучение правил СанПиН. |
Семинары. Круглый стол. |
в течение года 2009. |
Разработка проекта «Что я ем». |
Проект «Что я ем». |
Акция «Чипсы», круглый стол «Мой дневной рацион». |
апрель 2009 |
Фотографии, сценарии. |
Ярмарка «Дары осени». |
Конкурс «Чудо овощ», «Витамины с нашей грядки». |
Октябрь 2009. |
Фотографии, фотовыставка. |
Бар «Здоровье + ». |
Кислородные коктейли, фиточай, витаминный стол. |
в течение года. |
Отзывы, фотографии. |
Используемая литература.
- Баранов А.А. Медико-демографичекая ситуация и здоровье детей России // Материалы второй национальной ассамблеи «Охрана продуктивного здоровья населения». – М., 1997.
- Доскин В.А., Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л.Г. и др. Задачи педиатрической службы в обеспечении детей в современных условиях // Материалы конгресса педиатров России. – М., 1999. – 132 с.
- Касаткин В.Н., Чечельницккая С.М., Рачевский Е.Л. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. – М., 2003. – 64 с.
- Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся // Практико-ориентированная монография. – Ханты-Мансийский ГУИПП «Полиграфист», 2003.
- Материалы Интернета.