Урок математики во 2-м классе "Таблица умножения и деления на 4"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с таблицей умножения и деления на 4.

Задачи:

  • Познакомить с таблицей умножения и деления на 4.
  • Закрепить навыки решения уравнений вида: а : х = в, ах в = с, х :а =в.
  • Повторить и закрепить взаимосвязь между умножением и делением.
  • Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развивать логическое мышление.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

Оборудование:

  • девиз урока, карта этапов урока, флажки;
  • карточки с названием (гора Успеха, гора Рассуждений, гора Объяснений, гора Играй-ка);
  • карточки с вопросительным / восклицательным знаком;
  • карточки эмоций.
  • учебник “Математика” И.И. Аргинская

Ход урока

  1. Организационный момент:

Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка...
Проверили? Вот здорово!
К уроку все готово!

  1. Девиз урока: “В математику тропинки одолеем без запинки”
  2. Актуализация знаний:

Сегодня урок у нас будет необычный. Мы отправимся в путешествие.

Ребята, а как называют людей, которые путешествуют по горам? Поднимаются на горные вершины? (Альпинисты или скалолазы). Альпинисты поднимаются на самые высокие вершины. Сегодня мы с вами побываем в роли альпинистов, которые покоряют вершины гор. А что нам нужно взять в путешествие? (Компас, рюкзак ,веревку, а самое главное –карту, по которой мы будем ориентироваться). Поможет нам в этом Карта. Все мы дружно должны одолеть весь путь и добраться до вершины горы. А название этой горы вы узнаете, если решите примеры на умножение и деление, а ответы расставьте в таблицу в порядке возрастания. Работать будете в паре. (Карточки)

0х4=0-г 4х3=12-а 10х2=20-с
2х8=16-у 8х3=24-п 36х1=36-а
2х2=4-о
4х2=8-р
32: 1=32-х 28х1=28-е

 

0 4 8 12 16 20 24 28 32 36

- Что у вас получилось? (Гора Успеха). Молодцы! Я желаю вам взобраться вам на эту гору Успеха, для этого нужно быть внимательными и дружными, быстро и правильно выполнять задания.

- Вы быстро разгадали секрет 1 горы, поэтому я прикреплю флажок! Идем дальше.

  1. Постановка проблемы:

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите тот ряд чисел, который у вас получился.

- Что интересного вы заметили? (0,4,8,12,16,20,24,28,32,36)
-Увеличивается каждое следующее число на 4.
- Как записать это в виде буквенного выражения? (а+4)
-Молодцы!

Чтобы подняться на гору Рассуждений, надо выполнить следующее задание. Приготовьте веера. Я буду быстро диктовать примеры, а вы должны быстро показывать мне ответ.

5х2=10
18:3=6
3х7=21
 2х8=16
10:2=5
18:2=9
2х6 =12
4х4=16
28:4=7

- Какие примеры вызвали у вас затруднения? Почему? (Мы еще не знаем таблицу умножения и деления на 4)
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы составим таблицу умножения и деления на 4, чтобы научиться быстро решать примеры. Вы покорили и эту гору, поэтому прикрепим флажок. Идем дальше.

  1. Открытие нового знания и первичное закрепление.

Мы подошли к горе Объяснений.

  • Откройте учебник на странице 12. Заполним 1 столбик. Почему таблица умножения начинается не с умножения на 1, а с умножения на 4? (Т.т предыдущие случаи мы уже изучили)
  • Какая закономерность? (Числа 16,20,24,28,32,36 - кратны 4 и увеличиваются на 4) 4х4=16, 4х5=20 и т.д.
  • А теперь по строчкам заполним, проговаривая:

4х4=24, поэтому 6х4=24 – от перестановки множителей произведение не меняется.
26:6=4 и 26:4=6 – если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

  • Как изменится произведение с увеличением одного из множителя? (На 4)
  • Что происходит с частным, если делимое увеличивается? Последние 2 строчки самостоятельно.
  • Молодцы! Вы преодолели и гору Объяснений. Я думаю, что можно прикрепить флажок.

Физминутка.

  1. Повторение изученного или работа над пройденным материалом.

Теперь мы подошли к горе Играй-ка. Поиграем в игру “Мозговой тренажер”. Кто больше решит уравнений за 3 минуты.

4хХ=16 5хХ=20 28:Х=7  24:Х=6

- Итак, время пошло.
- Молодцы! Кто решил 4 уравнения? 3? 2?

- Вы быстро одолели и эту гору, поэтому прикреплю флажок. Продолжим путешествие и подходим к горе Задачкино - № 4. (1в.-А 2в.- Б)

  • Обсудите в парах, что интересного вы заметили?
  • Сделайте вывод: Числа одинаковые и решение тоже.

Ответ тоже А) 50-8х4=18(стр.); Б) 50-8х4=18 (стр.)

Выполнив задание на правило о порядке действий, вы узнаете слово, которое здесь зашифровано. Не меняйте последовательность записи выражений.

100 – (60 + 24) = 16
(70 + 25) – 90 = 5
60 -( 80 – 37) = 17
70 – (50 – 6) = 26
9 + 7 – 8 = 8
9 – 4 + 7 = 12

Код для расшифровки

17 – н
8 – ц
16 – у
5 – м
26 – и
12 – ы

- Умницы! Гору Задачкино вы тоже преодолели дружно и вот наконец, мы пришли к горе Успеха. А наградой смельчакам будет такое стихотворение :

  1. Итог урока:

Дважды два всегда четыре!
Самые умные дети вы в мире!
А одиножды один
Это сколько?
-Единица?
Вот что значит не лениться
Вот каких успехов можно
В математике добиться
Ну …с, пора оценку дать
Раз, два, три, четыре…
Пять!

-На уроке вы дружно работали. Что было главным? Интересным? Следовали мы девизу урока?

  • Если вы довольны своей деятельностью, то нарисуйте улыбку.
  • Если вы трудились, но не очень довольны своей работой, то нарисуйте грусть.
  1. Домашнее задание: составить задачу, которая решается также как № 4.

Урок окончен. Спасибо за урок.