"Однородные члены предложения" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

Знать: признаки однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.

«Сквозная» тема: Байкал.

Межпредметные связи: география, биология, экология, байкаловедение.

Оборудование урока: презентация, виды Байкала, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня интереснейший материал.

Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
В книгу Гинесса попал.
Это… (озеро Байкал.)

У. А вот как на этот вопрос ответил иркутский поэт Марк Сергеев.

Трое заранее подготовленных детей читают наизусть стихотворение. Параллельно учитель показывает фото-презентацию с изображением Байкала. (Приложение 1)

Ученик 1.

А что это такое –
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За солнце зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?

Ученик 2.

А что это такое –
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза?

Ученик 3.

А что это такое –
Все время в непокое.
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

У. Ребята, кто из вас был на Байкале? Что вам особенно запомнилось?

Д. Байкал был очень красив летом.

– На Байкале было очень много солнца и красивая голубая вода.

– Байкал большой и красивый.

 У. Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в начальной школе. Но я уверена, что каждый из вас может вспомнить ее. Ведь уже в начале урока вы употребляли такие предложения. Вспомните, Аня сказала: «Байкал большой и красивый». Скажите, чем примечательно это предложение?

Д. В нем есть однородные члены предложения.

У. Так какова же тема нашего урока?

Д. Однородные члены предложения.

У. После урока каждый из вас хорошо будет знать признаки однородных членов предложения, будет уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами. Но не только эта тема будет занимать нас, весь урок мы также будем говорить о Байкале. Ком, как ни нам, жителям Байкала, нужно знать о нем, говорить о нем, любить его.

Презентация «Однородные члены предложения» (Приложение 2) Во время просмотра повторяем главные и второстепенные члены предложения, виды однородных ленов, делаем вывод, какие члены предложения могут быть однородными, составляем по картинке предложение с однородными членами, записываем его в тетрадь, повторяем постановку знаков препинания при однородных членах.

У. Ребята, оцените свою работу на первом уровне.

Детям выдаются карточки-лесенки.

II. Работа с текстом

Читаю, воспроизведенный на слайдах текст (Приложение 3), даю задания. Класс работает одновременно, находя однородные члены, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку.

КАРТОЧКА № 1*

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Байкал… Прекрасное и неповторимое озеро мира. Байкал - достопримечательность не только России а всего мира. Многих людей  планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды.

Байкал расположен в центре Азии, на высоте 455 метров над уровнем моря. По глубине нет ему равных в мире. Площадь Байкала 31 500 квадратных километров. По объему воды (23 000 кубических километров) Байкал занимает второе место в мире, уступая только Каспию. Байкал - это 22% мировых запасов поверхностной пресной воды. Воды Байкала отличаются необычайной чистотой и прозрачностью. Белый диск диаметром 30 сантиметров виден в Байкале на глубине 40 метров. Почти на всех горизонтах байкальская вода насыщена кислородом, в ней мало минеральных солей 9 ( менее одной десятой грамма на 1 литр воды).   В Байкале насчитывается около 1859 видов животных и 850 видов растений. Большая часть организмов (84%) - эндемики, т.е. живут только на Байкале.

 О Байкале уже много написано, о нем сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания. Но нужно увидеть Байкал самому, подышать его чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами. И уже никогда не забыть первозданную красоту величие и удивительную гармонию Байкала.

Байкал - это уникальное творение природы национальное сокровище и гордость России.

Тема текста_________________________________________________________________

Основная мысль текста_______________________________________________________

КАРТОЧКА № 2*

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

БайкалПрекрасное и неповторимое озеро мира. Байкал - достопримечательность не только России а всего мира.Многих людей  планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды.

Байкал расположен в центре Азии, на высоте 455 метров над уровнем моря. По глубине нет ему равных в мире. Площадь Байкала 31 500 квадратных километров. По объему воды (23 000 кубических километров) Байкал занимает второе место в мире, уступая только Каспию. Байкал - это 22% мировых запасов поверхностной пресной воды. Воды Байкала отличаются необычайной чистотой и прозрачностью. Белый диск диаметром 30 сантиметров виден в Байкале на глубине 40 метров. Почти на всех горизонтах байкальская вода насыщена кислородом, в ней мало минеральных солей 9 ( менее одной десятой грамма на 1 литр воды). В Байкале насчитывается около 1859 видов животных и 850 видов растений. Большая часть организмов ( 84%) - эндемики, т.е. живут только на Байкале.

О Байкале уже много написано, о нем сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания. Но нужно увидеть Байкал самому подышать его чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами. И уже никогда не забыть первозданную красоту величие и удивительную гармонию Байкала.

Байкал - это уникальное творение природы национальное сокровище и гордость России.

Тема текста_________________________________________________________________

Основная мысль текста_______________________________________________________

КАРТОЧКА № 3

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, обозначенные в схеме в квадратных скобках.

Байкал… Прекрасное и неповторимое озеро мира. [==== и ==== ------  - - - - ]. Байкал - достопримечательность не только России а всего мира.[------   - - - - , а ~~~  - - - -  ] Многих людей  планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. [~~~   - - -   - - -  --------  ====  ~~~  - - - - и  ~~~~  - - - -]. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды. [- - -  ==== ~~~~  - - - -   - - - -, - - - -, - - - - и - - - - ~~~~ - - - -]

Байкал расположен в центре Азии, на высоте 455 метров над уровнем моря. По глубине нет ему равных в мире. Площадь Байкала 31 500 квадратных километров. По объему воды (23 000 кубических километров) Байкал занимает второе место в мире, уступая только Каспию. Байкал - это 22% мировых запасов поверхностной пресной воды.

Воды Байкала отличаются необычайной чистотой и прозрачностью.[-------   ~~~~ ==== ~~~~ - - - - - и - - - - ]   Белый диск диаметром 30 сантиметров виден в Байкале на глубине 40 метров. Почти на всех горизонтах байкальская вода насыщена кислородом, в ней мало минеральных солей 9 ( менее одной десятой грамма на 1 литр воды).   В Байкале насчитывается около 1859 видов животных и 850 видов растений. [- - - - ==== - - - -  - - - - и - - - -   - - - - ]Большая часть организмов ( 84%) - эндемики, т.е. живут только на Байкале.

О Байкале уже много написано, о нем сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания. Но нужно увидеть Байкал самому подышать чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами. [==== - - - - , - - - - ==== ~~~ - - - -, ==== ~~~ - - - -. ==== ~~~ - - - -и - - - ] И уже никогда не забыть первозданную красоту величие и удивительную гармонию Байкала. [- - - - ==== ~~~ - - - -,  - - - - и ~~~ - - - -]

Байкал - это уникальное творение природы национальное сокровище и гордость России. [-----  ~~~~ ====  - - - -, ~~~  ==== и ==== - - - - ]

Тема текста_________________________________________________________________

Основная мысль текста_______________________________________________________

У. Ребята, оцените свою работу на втором уровне.

III. Физкультминутка

Широк и могуч, и грозен Байкал. Ветры над ним и Култук и Сарма.

Нерпа и омуль, сиг, голомянка, остров Ольхон, Шаман-камень, Песчанка.

Ветер подул – поднялась волна, солнце взошло и вновь тишина

IV. Работа с учебником

Откройте, пожалуйста, 139 страницу учебника и обратите внимания на обозначения однородных членов при составлении схем предложений. Однородные члены заключаются в кружочек, в котором указывается вид однородного члена: главного или второстепенного.

V. Выполняем задания разного уровня трудности (Приложение 4)

Уровень 3

Составьте схему последнего предложения

КЛЮЧ. (=), (=) и (=)

Уровень 4

Найдите предложение, соответствующее схеме (- -), (- -), (- -) и (- -).

КЛЮЧ. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды.

Уровень 5

Задание повышенной трудности. Охарактеризуйте пунктуацию предложения, подчеркните все однородные члены. Расскажите о роли союза и в этом предложении.

Но нужно увидеть Байкал самому подышать чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами

КЛЮЧ. Но нужно увидеть Байкал самому подышать чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами

Однородные сказуемые связаны только при помощи интонации, а однородные дополнения связаны одиночным союзом И.

У. Ребята, оцените свою работу на третьем уровне.

VI. Собираем материал для домашнего задания

1. Настрой на работу. Просмотр презентации (Приложение 5) и чтение стихотворения.

Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин.
Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан.
Дальше — белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки.
А в средине—между скал
Блещет озеро Байкал.

2. Составить «магнитное» поле слова Байкал, т.е. устанавливаем ассоциативные связи слова, записываем их в тетрадь.

3. Опираясь созданную цепочку слов, строим предложения с однородными членами.

VII. Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру «Байкал» или сочините свое стихотворение о Байкале, используя предложения с однородными членами.

В них можно включить такие однородные ряды слов:

грандиозно и величественно;
удивляет, поражает, восхищает;
долгое и мучительное;
древность и современность;
восторг, трепет и уважение.

VIII. Итоги урока. Рефлексия

У. Ребята, оцените свою работу на четвертом уровне.

А теперь продолжите предложение.

На уроке я понял, что…
На уроке я радовался, потому что…
На уроке я злилась, потому что… 
Я могу похвалить себя за…

Выставляются оценки.