Элективный курс по английскому языку для учащихся 9-х классов "Английский язык в сфере делового общения"

Разделы: Иностранные языки


По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе у них нет возможности для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Предпрофильная подготовка способствует решению данных проблем, поскольку помимо помощи школьникам в выборе будущего профиля обучения, в предпрофильных 9-х классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития.

В этом смысле элективный курс «Иностранный язык в сфере делового общения» уникален, поскольку, какой бы профиль или профессию учащиеся не выбрали в будущем, навыки и умения, приобретенные ими в ходе обучения, позволят им приблизиться к требованиям современного рынка труда.

В результате опроса, проведенного среди иностранных работодателей, выявились определенные проблемные области, пробелы в знаниях, умениях и навыках у русских специалистов. Общение с деловыми партнерами, общение по телефону, написание деловых писем и в целом работа с документацией вызывает у них большие трудности.Также необходимо отметить, что русские специалисты не всегда хорошо разбираются в хитросплетениях, связанных с социокультурными особенностями страны изучаемого языка.

В связи с этим, в содержание данного элективного курса были включены наиболее актуальные темы, необходимые для работы в реальных условиях современного делового мира.

1. Устройство на работу.
2. Формы организации бизнеса.
3. Визит зарубежного партнера.
4. Деловые поездки.
5. Быт и сервис.
6. Средства коммуникации.

Разумеется, сколько бы мы не старались, в условиях школьных занятий мы можем лишь создавать ситуации, приближенные к естественным. Однако даже в условиях элективного курса можно сделать так, чтобы учащиеся попали в совершенно реальную ситуацию, попробовали себя в определенной роли, например, в роли лектора (а заодно и почувствовали, как порой тяжело бывает учителям удержать внимание и добиться понимания материала). При изучении понятия «маркетинг» и того, что с ним связано, в качестве домашнего задания был предложен достаточно объемный текст, который нужно было прочитать, выделить основное, наиболее важное и подготовиться к лекции по теме «Маркетинг». Несколько учащихся по очереди выступали в роли лекторов, остальные учащиеся были студентами  экономического факультета. Время выступления лекторов ограничивалось. «Студенты» конспектировали лекцию, а затем отвечали на вопросы по данной теме.

При изучении темы «Быт и сервис», учащиеся разыгрывали ситуацию, в которой им приходилось обслуживать капризного, всем недовольного, крайне невежливого клиента (в этой роли, как правило, выступал учитель). В задачу учащихся входило удовлетворить, по возможности, все его требования, сохраняя при этом приветливость и не нарушая нормы вежливости.

Итоговое занятие по теме «Устройство на работу» проходило в форме собеседования. На предыдущих занятиях учащиеся готовили пакет документов, необходимых при устройстве на работу: визитную карточку, резюме и автобиографию. Учитель выступал в роли работодателя. Учащиеся заполняли анкету (с тем, как это делается, они знакомились заранее), проходили жесткий конкурсный отбор, отвечали на каверзные вопросы работодателя.

Конечно, «Английский язык в сфере делового общения» не всегда столь увлекателен, как, например, страноведческий элективный курс. В нем встречаются сложные или достаточно скучные темы. В этом случае сохранить мотивацию к изучению данного элективного курса помогают неожиданные задания, подчас с юмористическим уклоном. Например, при изучении темы «Реклама», работая в микрогруппах, учащиеся выбирали карточку с обозначением временного периода (Средние века, каменный век, ренессанс, эпоха Просвещения и т.д.) и создавали рекламу предметов этой эпохи.

Результаты проведенного среди учащихся опроса после изучения элективного курса показали, что наибольший интерес у детей вызывает работа с диалогами (схема вполне классическая: чтение, разбор, работа с лексическим и грамматическим материалом, имитация, подстановка, составление собственного диалога, использование полученных знаний в другой ситуации общения). Учащиеся отмечали, что занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать компьютерные программы и учебные видеофильмы. Нашла одобрение проектная технология обучения, учащиеся высказывались за то, чтобы выполнять больше творческих работ. Некоторые учащиеся предлагали «погрузиться» в среду бизнеса, т.е. пригласить на занятие бизнесмена, менеджера или директора какой-либо компании.

Разработка занятия элективного курса по теме «Реклама»

Advertising. Propaganda Techniques

Методическая цель: создание на уроке условий для интеллектуального и эмоционального развития учащихся.

Познавательная   цель:   знакомство  с  понятием  «реклама»,   технологиями ее изготовления и применения.

Практическая цель: формирование лексических навыков чтения и говорения по теме «Реклама»; развитие социокультурной компетенции (знакомство с социокультурными особенностями ведения рекламного бизнеса в разных странах).

I.  Warm up.
l. Good morning, everybody! Glad to see you. How are you? Are you in a good mood? We are always very busy, and our free time is limited. But even hard working businesspeople can find some time for a good song. Let's sing it, shall we?Исполняется песня “I'll Follow the Sun” группы “Beatles”.

2. We always follow something or someone: the sun, the fashion, our friends and advice. What helps us to make a choice? If you put these sentences together properly, you'll get the answer out of the letters on the top of the words. (Pair work). Работая в парах, учащиеся собирают предложение по принципу «Домино», выписывают по порядку выделенные жирным шрифтом буквы в правом верхнем углу карточек. Если предложение собрано правильно, получается слово advertising, которое помещается на доску.

II. Этап формирования лексических навыков чтения и говорения.

3. Brainstorming. Учащиеся дают свое определение рекламы, ее основных задач. Can you explain what advertising is? What is it for? Высказывают свое мнение и записывают на доске. Let’s consult the dictionary in order to sum up all our definitions.

Advertising is the business of persuading people to buy a product or service by announcing it on television, on the Internet, in newspapers etc.

In Britain, the ASA (Advertising Standards Authority) controls advertising. Here are some of its rules:

  • Advertisements must be "legal, decent (приличной), honest and truthful".
  • There can be no TV or cinema advertising of cigarettes.
  • Advertisements for alcoholic drinks should not be aimed at under-18s. They should not suggest that a drink will make a person more popular.
  • Advertisements should not make children feel unpopular for not buying a product.

What do you think of the ASA rules? Is there an advertising authority in our country? Have you seen any advert that breaks any of these rules? Make up two more rules (group work).

5. Учащиеся работают в группах, составляют еще два правила для рекламы.

6. We’ve discussed these rules as consumers. Now let's look at advertising from the other side. How can we make adverts more attractive? There are five propaganda techniques generally used in advertisements. They are: bandwagon, testimonial, transfer, repetition and emotional words. Read definitions and examples of each.

  1. Bandwagon: persuading (убеждение) people to do something by letting them know others are doing it.
  2. Testimonial: using the words of a famous person to persuade you.
  3. Transfer: using the names or pictures of famous people, but not direct quotations (цитаты).
  4. Repetition: the product name is repeated at least four times.
  5. Emotional words: words that will make you feel strongly (=like very much) someone or something.

7. Now look at some adverts. Take a piece of it and find your partners. Учащиеся берут со стола учителя рекламные проспекты (это могут быть страницы из любых журналов, где есть реклама, можно и на русском языке), разрезанные на несколько частей, в зависимости от необходимого количества человек для каждой группы (3-4). Учащиеся собирают свои проспекты и объединяются в микрогруппы для следующего этапа работы. Discuss with your groupmates what techniques are used in your ad. What makes you think so? (Group work).

8. As we have already said advertising is the business that tries to persuade people to buy a product or service. Most companies that advertise extensively have to deal with different goods. Advertising cannot turn a poor product or service into a good one. But at least it can give us some information. Our advertising agencies have a lot of work. Discuss what product or service you’re going to advertise. Remember that three main objectives of advertising are: 1. to produce knowledge about the product or service; 2. to create preference for it (a feeling of liking or wanting something more than something else); 3. to stimulate thought and action about it (to make people buy it). You can choose one propaganda technique or use all of them. Try to follow the rules of effective ad design on your handouts. (Group work).

Effective Ad Design

Convince (reliability, specialization, completeness of service)

Interest (illustration, logos, slogans, headlines)

Attract (size, colour)

Каждая микрогруппа превращается в рекламное агентство. За ограниченный промежуток времени (не более 5 минут) группы должны придумать и  красочно оформить рекламу любого товара или услуги. Необходимо заранее приготовить листы бумаги формата А4,  цветные карандаши, маркеры и др. Учитель обращает внимание детей на основные цели рекламного проспекта, а также на то, с помощью каких приемов можно создать эффективную рекламную продукцию. Эта информация помещается на доске или предлагается на отдельных листах для каждой группы.

9. Our agencies are ready to present their adverts. Listen and say whose ad you like best? Why? What advertising techniques have you noticed? Has the agency broken any rule of advertising we’ve read about? Which one?  После презентации всех групп обсуждается представленная рекламная продукция, и совместно подводятся итоги. Можно также предложить по ходу выступления каждой группы заполнить таблицу, в которую записать используемые рекламные приемы и другую необходимую информацию.

10. If you are going to run a business abroad, it is absolutely necessary to take into account local customs and traditions before you start it. Mistakes can be embarrassing and, in some cases, expensive. Now you have a chance to test your knowledge of social and cultural customs around the world. Read the following situations. Suggest what went wrong in these cases. Учащиеся читают предложенные ситуации и предлагают свои варианты. Затем учитель сообщает правильные варианты.

  1. A soap powder advertisement had a picture of dirty clothes on the left, a box of soap in the middle and clean clothes on the right. The soap was not sold well in the Middle East.
  2. In Saudi Arabia, newspaper adverts for an airline showed an attractive hostess serving champagne to happy passengers. A lot of clients cancelled (отменили) their flight reservations.
  3. Business is not going well on Fridays in Moslem countries.
  4. An airline company called itself Emu, after the Australian bird. But Australians did not want to use the airline.
  5. A company had problems when it tried to introduce instant coffee to the French market.
  6. American car manufactures did not succeed in selling General Motor's "Nova" in Spain.
  7. A toothpaste manufacturer could not sell his product well in parts of South East Asia.

Key

  1. The advertisers forgot that in that part of the world, people usually read from right to left.
  2. Unveiled women do not mix with men in Saudi Arabia and alcohol is illegal.
  3. Offices are usually closed on Fridays in Moslem countries for religious reasons.
  4. The emu cannot fly.
  5. Making "real" coffee was an important part of the French way of life.
  6. "Nova” means "It does not work" in Spanish.
  7. The people in this area do not want white teeth. They think darkly-stained teeth are beautiful and they try to blacken them.

III. Завершение урока. Подведение итогов

Advertising is a part of our everyday life, isn’t it? Can we do without adverts? What is the main purpose of them from your point of view?  Advertising is often criticized, but it’s a fact that people keep buying the advertised products or services. Remember that the aim of ads is to sell, so try not to get hooked.

Домашнее задание

Дома учащиеся должны прочитать текст о карьерных возможностях в рекламном бизнесе, выделить требования, которые необходимы для работы в этой сфере, и аргументировано ответить на вопрос Would you like to work in advertising business?