Русские народные игры на уроках физической культуры как средство развития детей

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


  1. Развивающее значение подвижных игр и задачи уроков физической культуры

В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.

Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
  • формирование знаний и умений в области личной гигиены;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • ознакомление обучающихся с русскими народными играми.

Решение поставленных задач осуществляется через ряд организационно-содержательных моментов:

  • введен дополнительный час в учебное расписание;
  • предложена программа физического воспитания с использованием русских народных игр;
  • проведено частичное исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры в начальной школе.
  1. Педагогическое воздействие русских народных игр на младшего школьника как неотъемлемая часть физического воспитания

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Ж.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.

До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.

Кто из взрослых не помнит игр своего детства! “Палочка-выручалочка”, “Казаки-разбойники”, “Колдунчики” и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

Русские народные игры несомненно должны быть включены в уроки физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ(“Гуси-лебеди”, “Коршун и наседка”, “У медведя во бору”, и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Богатейшим разнообразием движений отличаются такие игры, как “Совушка” (после слов “День наступает—все оживает”). Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Даже в таких простых играх, как “Пустое место” или “Лишний”, уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный, характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая труппа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. При этом в одних групповых играх двигательные действия по сигналам совершаются сразу всеми участниками (“День и ночь”, “Пятнашки маршем” и др.) и личное участие каждого из играющих не бывает в центре внимания остальных, в других играх (“Вызов номеров”, “Мяч капитану”, все игры-эстафеты и др.) за личными действиями каждого игрока с пристрастием наблюдают все остальные участники команды.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

Итак, народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.

  1. Отбор русских народных игр для игровой части программы по физическому воспитанию

Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для урока выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при обучении прыжкам не следует проводить на этом уроке игру с прыжками. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, при обучении прыжкам учитель стремится, чтобы дети овладели техникой прыжка, и часто избирает для этого метод разучивания по частям, а прыжки в игре, выполняемые как элементы игрового процесса, не будут выполняться так точно, как этого хотелось бы учителю, и, следовательно, не будут способствовать закреплению пройденного на уроке материала. Во-вторых, сочетание прыжков как одного из основных видов упражнений на уроке и прыжков в игре создаст предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм занимающихся.

Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у детей прочных навыков в выполнении движений. Например, закрепляя прыжок “в шаге”, можно перепрыгивать через ров (в игре “Волк во рву”) изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре “Мяч капитану”), можно применять определенный способ броска. Для тренировки изученных движений в усложненных условиях проводятся игры-эстафеты с преодолением различных препятствий, с включением бега, прыжков, метаний, равновесия, лазанья.

Игры со сложными правилами, требующие большой сосредоточенности и внимания или вновь разучиваемые, не следует проводить на тех уроках, на которых разучиваются или осваиваются технически сложные упражнения. В этих условиях надо выбирать игры, хорошо знакомые детям.

При выборе игры для урока необходимо предусматривать:

  • педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
  • место игры в уроке;
  • основное двигательное содержание игры;
  • физическую и эмоциональную нагрузку;
  • состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
  • место проведения игры и необходимые пособия;
  • методы организации детей для игры.

Соблюдая принцип преемственности, а также с целью ознакомления с игровым запасом детей и их умением играть необходимо в I классе, особенно в первые месяцы, проводить игры, в которые дети играли в детском саду. Среди игр детского сада есть много таких, которые являются подводящими к играм, предусмотренным программой школы (“Совушка”, “У медведя во бору”.).

Игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.

В 1–2-х классах проводятся преимущественно такие подвижные игры, где нет деления на группы, команды (“Совушка”, “Хитрая лиса”, “У медведя во бору” и др.). Однако, в программе есть игры и с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм “Передача мячей”, “Мяч среднему”, “К своим флажкам”), и игры-эстафеты.

В 3-м классе проводятся более сложные игры. Это игры с водящим ( “Третий лишний”, “Пятнашки с мячом”), с разделением на команды (“День и ночь”), подготовительные к спортивным (“Мяч капитану” и др.), игры на лыжах.

При планировании игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке; на воздухе(осень, весна), во II четверти—в помещении и в III—на свежем воздухе и на лыжах.

Распределяя игры, следует учитывать прохождение программного материала по другим видам физических упражнений, потому что многие игры можно использовать для совершенствования умений, и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях (эстафеты с бегом”, “Кто дальше бросит?”).

В приложении 1 приведена игровая часть программы физического воспитания в начальных классах по четвертям, рассчитанная на 30 часов и описание некоторых игр.

Желательно, чтобы обучающиеся знали предусмотренные программой игры, их правила, чтобы могли применять их во внеурочное время.

  1. Технология организации игры на уроках физической культуры

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель физической культуры, творчески используя игру как средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. При разучивании и проведении игр большое внимание обращается на воспитательную работу с учащимися. Игры должны дисциплинировать учеников, помогать созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение участниками обязанностей, постоянное наблюдение учителя и его своевременные замечания, поправки и рекомендации. Обращается также внимание на бережное отношение учащихся к инвентарю и оборудованию.

Подготовка мест для игры проводится перед уроком при участии детей (дежурные или специально назначенные ученики). Зал может быть оформлен в виде лесной поляны, на которой “живут” лесные жители – участники игр. Для проведения игр требуется различный инвентарь: мячи, веревочки, чурки, ленты, мешочки, флажки, стойки, обручи и т. д.

Чтобы успешно провести игру, учителю нужно кратко и точно объяснить учащимся условия игры и сразу же организовать их. Приведем пример объяснения и подготовки к игре на уроке во 2-м классе (Приложение 2).

Ознакомление учащихся с различными вариантами игры проводится постепенно, к детальному изучению можно переходить только после усвоения учениками основного материала. Таким образом, при проведении всех игр соблюдается принцип постепенного усложнения.

Важным моментом в организации игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников.

Водящих можно выделять несколькими способами. Однако лучше, если их назначает учитель. Водящими должны быть наиболее расторопные, быстрые, энергичные и инициативные ученики. Если игра хорошо знакома, в целях воспитательного воздействия, привлечения к коллективным действиям учитель назначает водящими, своими помощниками, судьями детей, которые не отличаются активностью, держатся обособленно, или тех, кто обычно нарушает дисциплину. Судьями и помощниками можно назначать также учеников с ослабленным здоровьем.

После того как игра усвоена, водящих следует не назначать, а выбирать. Для этого лучше всего пользоваться “считалками”. Необходимо, чтобы “считалки” были интересными по содержанию, краткими и легкими для произношения. Например:

Мы — веселые ребята,
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать.

Нового водящего может назначить бывший водящий, или водящим может стать тот, кто первым прибежит, дальше прыгнет или бросит мяч (этот способ чаще применяется в начале игры при выделении первого водящего).

Деление на группы или команды лучше всего производить по расчету. Такое распределение проводится быстро, относительно правильно (в отношении сил) и беспристрастно. Все остальные способы (по назначению, по выбору капитанов и т. д.) менее удачны, так как могут образоваться более сильные или слабые группы или команды. Кроме того, это отнимает много времени и часто вызывает недовольство детей.

Хороший способ деления на команды - построение в колонну по 3-4-5. Каждая колонна будет командой. Капитаны команд могут выбираться игроками, назначаться учителем; капитанами могут быть стоящие первыми.

При проведении игр исключительно велика, роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований).

Он должен воодушевить тех, кто играет не совсем удачно, и удержать лучших игроков от горделивого демонстрирования своего превосходства перед другими.

На уроках в 1-м и 2-м классах обычно проводится одна-две игры, в 3-м классе - одна игра. Игры могут проводиться в любой части урока. Задача игры в первой части урока - организация детей, совершенствование в различных построениях (“У ребят порядок строгий”, “Делай, как я”, “Мы веселые ребята”). Во второй части могут решаться самые различные педагогические задачи воспитательного и общеобразовательного характера, в том числе и совершенствование двигательных умений и навыков (“Передача мячей”, игры-эстафеты “Попади в мяч”, “Кто обгонит?”, “Гонка мячей”, игры на лыжах и др.). В третьей части предусматриваются спокойные игры (“Отгадай, чей голосок и др.).

Игры, способствующие совершенствованию определенных двигательных навыков, проводятся после того, как дети уже овладели этими движениями. Преждевременное использование игр может повлечь за собой образование неправильного навыка. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при изучении прыжков не следует проводить игру с прыжками.

Регулировать нагрузку можно, используя следующие приемы: изменение продолжительности и количества повторений игры; увеличение или уменьшение площадки; изменение веса инвентаря; упрощение или усложнение правил игры; уменьшение или увеличение количества действий; введение или устранение перерывов; организация “дома” для отдыха детей во время игры или отказ от него.

В командных играх условия для команд должны быть одинаковыми (своевременная смена площадок, инвентаря, одинаковое количество перебежек, равенство времени, отводимое для игры каждой команды).

Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, дать советы об организации и проведении игр во внеурочное время. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

  1. Результаты обучения.

Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Рассмотрим, что показывает моя работа в этой области. В связи со сложностью подведения итогов буду придерживаться принятой методики оценки результатов по физической культуре: учитываем достижения детей в беге на короткую дистанцию, прыжках в длину с места, подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек. Причем, здесь мы не приводим достаточно громоздкие, имеющиеся в моем распоряжении статистические данные, а кратко их описываем.

Оценивать результативность можно по разным параметрам.

Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на “5” (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”-“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость.

В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.

Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом.

Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов.

Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.

Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…” в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.

Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что русские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.